Возьмите чек, пожалуйста!

Османова
  « Не знаю, прочтёт ли  это  кто-нибудь, но пишу..Своего рода дневник воспоминаний... К тому же, нужно мне как-то  ночи коротать?О чём же мне написать? О чём, обычно, пишут? О том, что дорого, что волнует...О самом главном.. Что же для меня самое главное?
   Вот этот  магазин... Я  вложил в него всю душу, все силы, всю любовь.. Я провожу здесь большую часть времени..Несмотря на то, что я – владелец, с удовольствием могу подменить кассира..Или  продавца..Пока позволяет здоровье- и ящики могу потаскать..А  почему бы и нет? Самое смешное, что после того, как я подменяю кассира, ещё некоторое время  меня буквально преследует одна фраза.... Я могу  позвать, допустим кого-то  из сотрудников и, вместо того, чтобы дать им поручение или попросить о чём-то, говорю: "Возьмите чек, пожалуйста!". И смех, и грех..
Этот магазин - мой дом, моё детище.. Люди, работающие  здесь, стали мне близки и дороги.. А покупатели...О, это отдельная тема...  Многие приходят сюда годами.. Со многими мы  - я  и  мои работники - уже здороваемся, перекидываемся парой фраз- о самочувствии, о погоде.  Некоторые поздравляют нас с праздниками.. Это очень приятно.. Наблюдая за покупателями, я стараюсь угадать – кто они? Чем занимаются? Как  живут? Но, сначала, история этого магазина.. 
    Нашу кафедру в  НИИ  в начале девяностых просто-напросто закрыли  и я, двадцатисемилетний кандидат с кучей радужных  идей, которые собирался постепенно  претворять в жизнь, оказался, как  и  многие-многие другие, выброшенным за борт...
   Сейчас  я с грустной улыбкой вспоминаю тот период своей жизни..И  искренне благодарен своей жене, проявившей истиную свою сущность при первых же признаках развала – как страны, так и нашей семьи.. У меня не было богатых родственников  и  знакомых со связями, поэтому, я метался в поисках работы с высунутым языком. Но, увы..  Тех копеек, которые давали мне случайные заработки едва хватало на еду..И однажды вечером, вернее, уже ночью,жена, уложив нашу трёхлетнюю  дочь спать, без всяких хождений вокруг да около, заявила :
- Натик, я подала на развод. Сегодня утром.. И договорилась с судьёй. С процессом
тянуть не  будут.. Я  не могу и не хочу так жить. Я молодая,красивая.. И не  хочу превратиться в старуху раньше времени.. А если и дальше так пойдёт, то это  будет очень скоро!  И, вот что...Надеюсь, ты не станешь отнимать  у собственного ребёнка  жилую площадь? Я уже поговорила  с мамой.Ты переедешь в мамину квартиру. Да,это, конечно,  не центр, но ребёнку, т  в  о  е  м  у    ребёнку, будет лучше здесь..
    «Здесь» -  это пятикомнатная квартира в центре города, доставшаяся мне от родителей.. Отец умер от инфаркта, два года назад, а следом за ним и  мама  – она не прожила и сорока дней..
    Квартира моей тёщи находилась не просто «не в центре», а очень далеко от него.. Это теперь, когда несколько лет спустя, открыли новую ветку метро, понастроили высотки, возвели  мост и  провели центральную трассу, район стал считаться одним из престижных. А тогда... Это было самое настоящее захолустье...
   Период развода, переоформления квартир, переезд  я вспоминаю с огромным трудом, словно, всё происходило в тумане..Может, из-за того, что я беспробудно пил те дни? ..Подумать только... Столько лет прошло, но кажется, что не двадцать лет назад я чуть с ума не сходил от тоскливых, одиноких, холодных вечеров в, практически, пустой трёхкомнтатной квартире, а каких-то пару недель.месяцев...Так больно до сих пор..
    Я ушёл с одним чемоданом и спортивной сумкой  (в чемодане были мои личные вещи,  а в спортивной сумке  – моя недоконченная докторская), оставив полный дом – и с тем, что покупал когда-то  сам, и с вещами, которые  перешли мне в наследство от родителей..В нашей квартире было много антиквара, но я не осмеливался хоть что-то продать..Не знаю, может, это глупо? Просто, я  считал   унижением  для себя и  оскорблением памяти  моих родных, так бережно сохранивших и передавших мне всё это. Я не мог  продавать за гроши бесценные вещи..А тёща вывезла всю мебель из  своей квартиры на дачу..Оставив кровать, два стула, кухонный стол, старый шифонер, и пенал на кухне. Всё.  Но мне было совершенно всё-равно..Я перестал жить..Я стал существовать...Неизвестно, чем бы это  кончилось, если бы я не встретил своего одноклассника...
    Уже пол-года до этой встречи, круто изменившей мою жизнь, я «тусовался» в местах, где собирались безработные. Там тоже своя мафия, нужно отметить.. Но мне повезло – я приглянулся  одному шекинцу* (Шеки – город в Азербайджане, славящийся, кроме всех достоинств, удивительным, неповторимым юмором). Он пользовался уважением и работать в паре с ним  хотели  многие..Настоящее его имя никто, кажется, не знал. Все  - и те, кто был младше,и ровесники и мужики, гораздо  старше него, – звали его Шякили-дайы* (дядя-шекинец). Ему нужен был здоровый напарник, для выполнения тяжёлой физической работы..Я обладал внешностью, совершенно не подходящей, скажем так, для кандидата наук. Наоборот, я похож был на  бандита. Почти двухметровый рост, недюжиная сила, три  года десантных войск и звание мастера боевых искусств, ну, никак не вязались с привычным образом «ботаника».. Это было предметом шуток в нашем НИИ..
  К тому времени, в редкие моменты, когда мне случалось увидеть  своё отражение,  я совершенно себя не узнавал. Нет, дело было не в том, что я похудел, это, даже, пошло на пользу. Если раньше мне приходилось изнурять себя многочасовыми  тренировками и  обязательным бегом по утрам, чтобы не дать весу превысить норму, то теперь фигура моя была в идеальном состоянии – кости, кожа и мышцы.. Ни грамма лишнего..
   Дело было  во взгляде..  Я унаследовал от мамы  небесно-голубые глаза..Взгляд которых всегда привлекал открытостью и теплом.. Последние же год-полтора  на меня смотрел  сначала растерянный, потом – затравленный, и уже пол-года -  потухший...
    А в  тот  я вечер был неимоверно  богат!! Хозяин дачи оказался щедрым и довольно неплохим парнем. Он не обращался с нами  высокомерно и даже  небрежно, как это нередко бывало. Нас отлично кормили, причём, специально накрывали стол в беседке. Сам хозяин тоже присаживался к нам, говорил о разном, советовался по поводу каких-то ремонтных дел, хохотал  над шутками Шякили-дайы. А за то, что я по своей инициативе,  желая занять свободное время, исправил мотор, качавший воду из  колодца, он дал мне ещё денег.
    Закончив работу, я  поехал к себе, вернее, в свой старый двор, позвонил   жене, воспользовавшись мобильным телефоном ребят, стоявших у метро.. Жены дома не  было и мне ответила тёща. Они не препятствовали моему общению с дочкой. И, поэтому, раз в неделю я встречался с моей Нармишкой. Обычно, я гулял с ней во дворе, а по воскресеньям, специально приведя себя заранее в порядок, я водил её в театр, на выставки, в зоопарк..В тот вечер я  погулял с Нармишкой во дворе, где-то  минут сорок, затем, как договаривались, спустилась тёща и я, положив в карман  курточки дочки  ровно половину всей суммы – я делал это  всегда, независимо от того, сколько денег у меня в кармане  было – и, попрощавшись, поехал к себе..
   Тогда до моего дома от последней на то время станции  метро нужно было  ехать автобусом ещё минут двадцать-двадцать пять. Хорошо, что дом стоял буквально  в нескольких  метрах  от  остановки..На этой же остановке недавно отгрохали целую сеть магазинчиков – продуктовые, хозтовары, канцелярские принадлежности, тысячи мелочей.. Очень удобно, между прочим. А то, раньше,  приходилось отовариваться в магазине около метро и тащить всё это..
    Сойдя из автобуса, я вошёл в продуктовый магазин..В кармане приятно похрустывали новенькие купюры.. Купив водки, консервы, хлеб и, расплатившись, я собирался выходить, когда услышал своё школьное прозвище:
- Тарзан!!
   Я вздрогнул от неожиданности! Это прозвище прилепилось ко мне где-то в третьем-четвёртом классе. Тогда, в годы моего детства, была на нашем телевидении программа «Ретро», которая баловала нас, советских людей, неплохими фильмами с мировым именем..  Передача шла по субботам,по нашему, советскому детству "поздно ночью" -обычно, начиналась в одиннадцать вечера.И далеко не всем  удавалось уговорить строгих родителей разрешить посмотреть "ночное телевидение". Но этот фильм смотрели, наверное, все до одного!Потому, что в воскресенье с утра  всё вокруг огласилось многоголосым воплем.. Я не  был исключением..И, услышав мои «трели», все единогласно решили, что я – «настоящий» Тарзан. Это прозвище закрепилось за мной на все школьные годы, учитывая, что взрослея я  становился всё больше похож на самого актёра..
    Оглянувшись, я увидел, как ко мне катится что-то круглое, лысое, блестящее.. Это был наш Фируз- Пота* (толстяк)! Он едва доходил мне до пупка ещё в школе. Видимо, он потерял пару сантиметров, вернее, отдал их в пользу объёма.. Наверное, мы с ним смотрелись, как Дени Де Вито и Арнольд Шварцнеггер! Он катился ко мне с распростёртыми объятиями..Я, словно и не было всех этих лет, вновь почувствовал себя мальчишкой.И, как  и  далёком детстве, сграбастал  его, схватив его за подмышки и оторвав от пола!....
- Вот, такие дела, Пота...-  грустно подытожил я свой рассказ..Мы сидели с ним в
моей квартире. Убогая обстановка никак не соответствовала шикарному столу, за которым мы с ним сидели.. Фируз уже рассказал  мне, что благодаря связям, богатым родственникам,а, главное, тому, что его семья находилась в очень близком родстве с хозяевами страны, он был очень богат. Жил с семьёй в Лондоне, приезжал сюда периодически, контролировал свой бизнес..
- Слушай, Натик.. У меня к тебе дельное предложение..Специальность  себе ты
выбрал, конечно, убийственную. Ботаник, хренов..
- Спасибо..
- Где-то там – Фируз махнул  рукой в  неопределенном направлении – ты был бы со
своими исследованиями очень даже востребован. Но..здесь это  на фиг никому не нужно..Я могу, конечно, устроить тебя хоть в Академию..Но на хрена тебе это нужно? Во-первых. Во-вторых... Я твёрдо придерживаюсь правила. Если человек голоден, то нужно не рыбу ему дать, а научить её ловить. Мы с тобой учились в одном классе, жили в одном дворе. И я знаю, что подачек ты не примешь. В принципе, я и не дам. .Но я могу предложить тебе кое-что. На взаимовыгодных условиях.. Через пару лет эта дыра будет одной из активных зон города.. Откуда мне это известно- не важно.Эти  магазинчики  - вдоль дороги – снесут, все до одного, потому что будет проходить новая дорога, соединяющая ..В общем, это тоже не важно.. .Важно другое.. Сейчас я, практически, задаром, покупаю квартиры на первом этаже этого района и перестраиваю их под офисы, магазины, салоны красоты и так далее.. . Естественно, что всеми этими делами занимаются мои доверенные люди.. Этот дом находится на очень выгодном месте. Твоя квартира - крайняя и угловая.. Тебе повезло в том смысле, что мы встретились.. Потому, что я хочу  предложить тебе кое-что. Я перестраиваю твою квартиру под магазин. А ты - раскручиваешь его. Я так же  одолжу тебе деньги на первую партию товара и сведу тебя с поставщиками  продуктов.. Я  даю тебе пять лет времени, чтобы вернуть мой долг.. Если через пять лет ты не расплатишься со мной, то магазин переходит в мою собственность...Независимо от оставшейся части долга..Времени на размышления- три дня. Потому, что я должен улетать.. И в следующий раз я буду в Баку только через несколько месяцев.. Если ты согласишься, то мои люди займутся всем. Тебе нужно будет только одно - привести себя к моменту приёма объекта в надлежащий вид..
   .... Я расплатился с Фирузом через три года...Но каждый год, в тот день, когда мы с ним встретились, я перевожу одну треть от прибыли одного месяца на счёт его старшего сына, которого он, оказыватся,  назвал в мою честь..
- Я всегда завидовал твоему росту, Тарзан.. Как же я завидовал!! Но не чёрной
завистью, поверь.. Просто, я день и ночь, как только стал соображать что к чему, зная, что «игид огул дайысына охшайар»* (герой бывает похож на дядю - брата матери - пословица), женился на девушке из рода, где все высокие, крупные. Моя жена на две головы выше меня!! Представляешь?! И четыре сына – все как на подбор! Они у меня чуть ли не с пелёнок плаванием и  баскетболом занимаются.. Старшего  - Натиком назвал! В твою честь!!...
....Как-раз в те дни, когда ремонтные дела в моей  квартире шли вовсю,моя бывшая жена с Нармишкой  уехали в Германию.. Нашлась какая-то их престарелая дальняя родственница, которая во время Великой Отечественной попала в плен, потом  вышла замуж за немца и оставила приличное завещание.. Моя бывшая жена позвонила мне и попросила о том, чтобы я подписал доверенность на выезд, сказав, что хочет забрать Нармишку на Чёрное море. Естественно, что я согласился придти в назначенное время к нотариусу..
   Я очень не люблю опаздывать- куда-бы то ни было – и пришёл даже на несколько минут раньше. Каково же было моё удивление, когда я застал там жену.  Она накинулась на меня, зашипела и потащила в какой-то кабинет.. Нотариус  - дебелая тётка лет сорока - наорала на нас, когда мы вошли, сказав, что мы опоздали .. И что только из уважения к Тамаре-ханум- моей тёще- умолявшей оказать нам  помощь, она торчит здесь уже целый час.. Я ничего не  понимал, потому, что точно помнил как  жена мне сказала, что мы должны быть у нотариуса в два часа.. Но в тот момент яподумал, что, из-за суматохи, связанной с моей квартирой, мог перепутать. Поэтому, извинился. С видом великого одолжения, с огромной спешкой меняя листы, эта корова сунула мне на подпись три документа  -   на азербайджанском, русском  и английском языках. Я удивился и спросил:
- А.. для чего на английском?
- Потому, что на таможне требуют! – прошипела жена..- Я уже всё выясняла.
- Ну, долго мне ещё ждать?!  Я в суд опаздывю!!! – рявкнула нотариус и я
быстренько черкнул свою подпись..
     Когда  я узнал, что подписал документ, позволяющий моей жене беспрепятственно вывозить Нармишку за пределы нашего государства вплоть до совершеннолетия, я  испытал сначала злость  - она же обманула меня!! А потом мне стало очень обидно.. Как бы я не страдал от того, что не вижу дочку, разве я стал бы препятствовать их отъезду? Ребёнок должен быть с матерью, конечно.. А моя бывшая жена – просто великолепная мама, я же знаю это...
    Я страшно переживал, что Нармишка меня забудет. А то, что я о ней не заботился все эти годы? Она же решит, что я не хотел!! А я просто не знал где они.. Потому, что  первый месяц я был просто уверен, что жена забрала её, как и говорила мне, на Чёрное море..Потом был ещё месяц молчания и жуткого неведения. Я каждый день звонил, несколько раз  приезжал к ним домой и даже, сцепив зубы и преломляя что-то в себе, подимался и звонил в дверь...Только на пятый или шестой такой визит, я случайно встретил на площадке соседку. Тётю Иру..Они были дружны с моей мамой.. Она очень обрадовалась мне. И, высказав довольство по поводу того, что я хорошо выгляжу, спросила:
- А какими это ты судьбами,бала? *(детка)
- То есть?- удивился я..
- Ну..пришёл-то зачем?
- А..так, не могу дозвониться...
    Тётя Ира как-то  странно на меня посмотрела и пригласила выпить чаю. Я не посмел отказать, хотя, меня уже ждали на складе – я должен был принять первую партию товара для магазина...
- Бала,  проходи, не разувайся..
     Я прошёл  в комнату, где всё было так до боли мне знакомо. Тётя Ира и её муж – дядя Алик были самыми близкими соседями, это уже не соседство, а родство.. У них, в отличии от моих родителей, было четверо детей. Все уже давно выросли, разъехались, только младший сын – Таир -   со своей женой и  внуками жили с ними.  Сева – жена Таира – приветливо встретив нас, вышла из комнаты и через пару минут вошла с подносом. Расставив чашки  с ароматным чаем и положив передо мной тарелку с большим куском фирменного «тётьирыного» пирога, она села рядом со свекровью.. Я сделал глоток чая и надкусил пирог, но он камнем застрял в горле, когда я, подняв глаза, увидел, как смотрит на меня тётя Ира. С трудом проглотив, я спросил, осевшим от волнения, голосом..
- Тёть Ир, что случилось?
- А, ты разве ничего не знаешь?- спросила она.
    Я почувствовал, как ледяная рука сжала мне горло и сердце одновременно..Я мог только отрицательно покачать головой..
- Как же так, бала? А разрешение на выезд?
- Так..она же.. на Чёрное.. море.. –несвязно пробормотал я..
- Ах, ты ж..Зараза..- тётя Ира всплеснула руками и обернулась к снохе. – Сева,
дочка, вот, правду я чувствовала – неладное что-то!
     Сева тоже посмотрела на меня сочувствующим взглядом..
      Моя жена  и тёща, видимо, строго-настрого запретили своим родным давать мне их  адрес. Мало ли, что? Вдруг этот неудачник – в смысле, я  - начну претензии предъявлять. Глупая..Какая же она глупая.. Получается, я четыре года жил и  любил человека, который меня совершенно не знал... Ну, что ж... Может, я чудовище или бессердечный.. Но  я не  пытаюсь их искать..
    Мне сорок два года.. Половину жизни  я прожил, это точно...За эти годы, несмотря на энное количество женщин, я ни разу ни с кем не захотел соединить свою судьбу..Жениться только для того, чтобы было кому подать стакан воды? Зачем?  А, вдруг, как в анекдоте, пить не захочется? Связывать свою жизнь с молодой девушкой я не хочу.. Не хочу,чтобы меня использовали как денежный мешок...Женщин с багажом – тоже не хочу..Не хочу воспитывать чужих детей, не хочу взваливать на себя чужие проблемы.. Меня устраивают две-три постояные связи с женщинами, с которыми  мне  просто приятно проводить время..
    А вопрос с магазином и квартирой я решил уже давно.. После моей смерти всё  перейдёт к сыну Фируза...Об этом никто не знает..Я составил завещание, которое вскроют только после моей смерти.. И, надеюсь, не раз скажут Аллах ряхмят элясин.* (Упокой, Господи, душу..)Этого мне будет вполне  достаточно.. »

   Натик нашёл  эти, исписанные мелким почерком, пожелтевшие листочки в отдельной папке, в одной из полок стола.. Этот магазин, на протяжении многих лет принадлежавший другу его отца  - дяде Натику  – уже месяц как перешёл в полное его владение.. Все были очень удивлены, а отец рыдал как ребёнок, узнав  о безвременной смерти друга.. Дядю Натика хватил удар.. Он умер, не приходя в сознание.  «Интересно, а про клиентов он что-то успел написать? » Натик стал искать. И в одной из полок он нашёл пухлую папку, раскрыв которую, он забыл о времени...