На православном кладбище в Роудоне

Володя Морган Золотое Перо Руси
  Не в привычку, в маленьких городках Квебека  не так-то легко ориентироваться. Чёрная лента шоссе мчится вдаль, путаясь меж холмами, а на прихотливо разбросанных в пейзаже высотах  также прихотливо, по обычаю,  высятся в синеве небес белокаменные    сельские костёлы с островерхими золочёными шпилями. К ритуальным общественным зданиям   теснится человеческое жильё в виде нарядных игрушечных вилл. Многочисленные авеню, рю, шмены и бульвары, как суставы телескопа или бамбука,  незаметно глазу  перетекают друг в друга, устремлённые в одном направлении. 
   Мы в Роудоне, на «Русском кладбище», на северо-востоке провинции Квебек, в часе езды на машине от Монреаля.  Мы добрались  с  подсказки Всемогущего и Всесильного ГУГЛа да благодаря практическим указаниям предупредительно вежливого местного  шотландца по имени Патрик.
     Когда мы окончательно запутались на местности, спрошенный нами Патрик, не  вдаваясь в долгие объяснения, уселся   за руль своего чернявого шести цилиндрового мини-вана и коротко скомандовал:
     -Follow me!   
     Правильнее было бы называть это селение Раудан, ибо  Rawdon  (Quebec, Canada). Но и в английском языке это нескладное слово является  неким новообразованием, не значащимся в словарях, а потому, наверное, у русских и принято произносить «Роудон». Ведь и Канада – это, по-правильному, Кенэда. Но мы - всё равно - за своё. Роудон – это  как бы: «Четвёртые сутки пылают станицы, по Дону гуляет крутая волна»... И ещё нечто от «радуги».
     Ассоциация с Доном возникает ещё и потому, что среди ново-русских монреальцев разошлась слава о Роудоне как о казацкой станице. Во многом - правда, но и почти совсем не так. Некоторые недобросовестные исследователи, пользуясь непроверенными слухами,  утверждают, что  поселение, как русское, возникло здесь  ещё «до революции». Однако  на самом деле Роудон долгое время был всего лишь излюбленным местом дачного отдыха русских. Леса здесь хвойные, места возвышенные с водопадом – подстать как на родине, где-нибудь на Селигере.
     Официальный отсчёт русского православного прихода в Роудоне начинается с 1955 года, когда oтец  Олег Болдырев решил построить свой дом в этом городе и маленькую часовню, посвященную Преподобному  Серафиму Саровскому Чудотворцу.
      Следующим благородным шагом oтца Олега стала попытка создать в Роудоне русское православное кладбище подобного широко известному Сэнт-Женевьев-де-Буа под Парижем. В результате неимоверных усилий созданного для этой цели комитета и щедрости благотворительницы госпожи E.C.Лооз место для последнего упокоения иммигрантов из России было основано в 1961 году.  В центре кладбища возвышается  символическое изваяние православного креста из нержавеющего дюраля, а по уставу, разработанному комитетом, здесь разрешается хоронить всех православных христиан, их жен и/или мужей. 
     По времени основания и по первым захоронениям  кладбище следовало бы называть не казацким, а кадетским. Позже -  кладбищем «Русского Легиона».
      В шестидесятые годы прошлого столетия здесь упокоились многие русские монреальцы. Из тех, кто в буйном 1917-м обучался в петербургских кадетских корпусах, был подростком, но по присяге, по воле сердца и  по воле судьбы  выступил на защиту «Бога, Царя и Отечества» от безбожной рабоче-крестьянской власти. 
     Вот далеко не полный мартиролог того времени.
     «Ерофеев Феодор Порфириевич. Донской казак. Ветеран Императорской Добровольческой армии. (1-2-1895 - 12-5-1990).
     Калинович Борис Александрович. Лейтенант Черноморскаго Императорскаго флота. (5-8-1894 - 23-7-1982). Кадет Морского Кадетского Корпуса, бывший воспитатель Версальского имени императора Николая II кадетского корпуса, многолетний почётный председатель монреальского Объединения Кадетов.   
     Фокеев Леонид Иванович. Штабс-капитан Императорской и Добровольческой армии. (28-VII-1895 - 24-X-1972).
      Каменев Дмитрий  Абрамович. Кадет Суворовского Кадетского Корпуса».
     Кох Валериан Леопольдович. Скончался 16 мая 1984 г. на 102 году жизни. Старейший кадет Киевско-Владимирского кадетского корпуса, участник Японской, Первой Мировой и Гражданской войн. В 1900 году по окончании Киевского Владимирского Кадетского Корпуса он определился в Александровское Военное Училище, которое закончил и в 1902 году  вышел подпоручиком во 2-ой Туркестанский саперный батальон. После русско-японской войны В.Л.Кох окончил офицерскую электро-техническую школу и служил по телефонно-телеграфной связи на Кавказском фронте в Первую мировую войну. В годы  гражданской войны опытный офицер был начальником службы связи в Добровольческой Армии и при генерале Врангеле.
    Как отмечалось в русских газетах,  со смертью Валериана Леопольдовича, «всё белое зарубежье, кадеты, а также прихожане Св.-Николаевского и Казанской Божией Матери приходов потеряли одного из "последних могиканов" великой Российской Империи».
     О жизни и деятельности каждого из усопших можно писать захватывающие душу повести и романы. Например, о Б.А.Калиновиче. Борис Александрович, был мичманом эскадерного миноносца «Звонкий». Восьмого февраля 1917 года (08.02.1917) у Териболи  во время обстрела позиций противника под ружейным и орудийным огнём мичман был   тяжело ранен при разрыве управляемого им носового орудия - раздробление нижней трети голени и левой стопы. (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 2180. Л. 50, 90).
      В издававшемся в США почти до самого последнего времени журнале "Кадетская перекличка" опубликовано интересное свидетельство современника тех давних событий: «Когда Совнарком выезжал из Петрограда, в ночь с 10 на 11 марта на станции Малая Вишера поезд был окружен отрядом матросов в 400 человек и 200 солдатов, которые намеревались учинить расправу с "жидовским правительством", продавшим Россию немцам и вывозившим с собой золото. Положение спасли латышские стрелки” (1989, № 47.
     Шло время. В годы  смертельной  схватки России с немецко-фашистскими захватчиками русское зарубежье резко размежевалось. Одни собирали свои скромные эмигрантские пожертвования в помощь родине, пусть и ставшей советской. Другие, не простившие своего поражения, намеревались с оружием в руках, ценою своей собственной смерти, отвоевать прошлое.   
    Вскоре после нападения Германии на Советский Союз в Югославии  был сформирован Русский корпус, значительно позже переименованный  в Русскую охранную группу.  Административно и хозяйственно корпус подчинялся главному уполномоченному по торговле и промышленности в Сербии группенфюреру эСэС Нойхаузену. Командиром  был назначен генерал-лейтенант Б.А. Штейфон.   А основной контингент составили офицеры, солдаты и казаки бывшей Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля, осевшие  в Югославии и Болгарии в 1921-1922 годах. Причём, примерно десять процентов от общего числа добровольцев составляла русская молодежь, выросшая вдали от родины. 
   Случайная встреча с шотландцем Патриком невольно напомнила нам о русском поэте, авторе «Бородина» и человеке высокой офицерской чести  М. Ю. Лермонтове.  Михаил Юрьевич – один из первых кадетов, в 1834 году он окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В память о поэте и о кадетах   24 сентября 1912 за тремя продолжающими друг друга проездами в Санкт-Петербурге официально и до сих пор закрепляется статус проспекта Лермонтова.
     Последний воин в родословной русских Лермонтовых, ведущих свой род от шотландца де Лерма, ушёл из жизни 3 июня 2000 года, далеко от России, в Рио де Жанейро,  прожив неполных 92 года. Александр Григорьевич Лермонтов был выпускником Крымского Кадетского Корпуса, воином, белоэмигрантом, инженером-дорожником и  патриархом русской диаспоры в Бразилии.
      Сегодня официальное название кладбища в Роудоне несколько длинновато и для слуха и для прочтения -  «Кладбище Святых  Апостолов Петра и Павла православного прихода Святого Серафима Саровского». В недалёком прошлом его называли ещё и кладбищем «Русского легиона».   
     Одно поколение  иммигрантов  из России сменяло другое, являя собой  наглядное свидетельство смены времён, исторических оценок прошлого и новых душевных настроений. Кладбище взывает к всепрощению, состраданию, к смирению божьему перед величием миновавших событий.
        Есть на кладбище несколько по человечески печальных памятников, но появившихся  здесь благодаря не столько горечи по умершим, погибшим и убиенным, сколько  из  жестокой озлобленности его вдохновителей и создателей или из каких-то  иных, может быть, политических соображений.
     Благодаря раздражённости  десятки лет после войны на страницах английских и французских книг, газет и журналов безобразничал целый отряд русскоговорящих лжеисториков, отрицающих не только великие жертвы советского народа, сломавшего хребёт фашистского зверя, но и самую Победу.    
       Этот поток публичных инсинуаций не  останавливал факт   участия Советского Союза в международной антигитлеровской коалиции и в  согласованных с Англией, США и Канадой совместных военных действиях. 
     Только постсоветская иммиграция, появление на «западе» бывших советских воинов-ветеранов, признание их боевых  союзнических заслуг на государственном уровне,  открытый протест истребителей фашизма, формирование в научных рядах «запада» отряда молодых русскоязычных исследователей Второй Всемирной бойни, называемой войной,  положило конец ничем неоправданным, неискренним искажениям истории.
     Да ещё знаменитый американский кинорежиссёр Стив Спилберг, показавший миру  «Список Шиндлера». И  такой   жестокий, но  правдивый фильм о войне, как «Враг у ворот» (о битве за Сталинград). [ Enemy at the Gates is a 2001 war film directed by Jean-Jacques Annaud, starring Jude Law, Joseph Fiennes and Ed Harris set during the Battle of Stalingrad in World War II. The film's title is taken from William Craig's 1973 nonfiction book Enemy at the Gates: The Battle for Stalingrad, which describes the events surrounding the Battle of Stalingrad from 1942–1943. It is based on a duel mentioned in the book that developed between Soviet sniper Vasily Grigoryevich Zaitsev and his German counterpart, Major Erwin K;nig, as they stalk each other during the battle. The movie is also partially based on the book War of the Rats.]
      
  И лишь сейчас, спустя десятилетия после окончания «холодной войны» общественное мнение западных стран начало изменяться к нормальному восприятию прошлого.
     Мой давний приятель Владимир Ш., граф по родословной не меньший, чем нынешний соискатель должности премьер-министра Канады Майк Игнатьев, был привлечён в Роудон по спец приглашению из-за повышенного внимания к своей особе. Он  посетил «наше» роудонское кладбище  ещё в 1996-м году. На вопрос «Ну, как там?» он раздумчиво ответил:
     -Нечего сказать, я чувствую себя  советским инженером. Не просто толковым специалистом по сотовой и спутниковой радио коммуникации, но советским.
     Мой мудрый и печальный народ любит, как и я, постсоветский мутант империализма,  бывать на кладбищах. В  своей жизни лично я, автор (ВМ), видывал-перевидывал такое огромное количество мавзолов и мавзолеев, кладбищ, некрополей,  братских могил и рвов,  подобных Бабьему Яру, памятников,  склепов, гробниц,  охраняемых государством и заброшенных захоронений, видел столько погребений, усыпальниц,  часовень, стелл, барельефов, надгробий и скульптурных надгробных сооружений, беломраморных статуй и бронзовых бюстов, что устанешь  перечислять. А слушатель – слушать. 
     В  Москве, на кладбищах Донского монастыря, я видел могилу создателя исторического жанра в русской литературе И.И. Лажечникова и могилы героев Отечественной войны 1812 года. В Питере, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, - основателя жанра психологического детектива Ф.М. Достоевского. На Оке в селении Бёхово я благоговейно поклонялся праху внука первого сенатора России екатерининских времён и первому Народному художнику СССР В.Д.Поленову, на Ваганьковсом – отдавал почести великим русским поэтам С.А. Есенину и В.С.Высоцкому, в Ясной поляне – у могильного холмика высочайшего  мудреца земли Л.Н. Толстого, в Комарово  стоял с зажжённой свечой над последним местом упокоения А.А.Ахматовой, в деревне Хонеево, Сонковского района Тверской области обрывал крапиву вокруг железного обелиска со звездочкой М. С. Чудову, который вместе с С.М. Кировым возглавлял Ленинградский обком и был  впоследствии репрессирован. На псковщине  довелось мне провести несколько ночей у белоснежных стен Святогорского монастыря, что в пяти километрах к югу от  Михайловского, и где находится могила русского гения А.С. Пушкина и некрополь Ганнибалов-Пушкиных.      
     Тризна – народное установление и традиция...         
     Поэтому, наверное, в  поэме Нагрома Ядолова «Восхождение к справедливости» особенно  запоминаются такие строчки:
     «Всё, что совершается после смерти человека, делается для живых. Метрвым ничего не надо, кроме памяти о них , а нам – по-прежнему - необъятное. Ощутив сокрушительный удар Смерти, живые как бы подзаряжаются духовной энергией умерших. Поэтому-то, оказавшиеся в могилах, рано или поздно обретают иное существование среди ещё пока живущих.
      Наконец-то признаются их достоинства и заслуги, проклинаются пороки, прощаются заблуждения. Символом  такой посмертной жизни мертвых среди живых становится памятник, эпитафия, если,  конечно, сочинитель действует всерьёз, а не походя или напоказ, не из умышленной смелости, а по дерзкому вдохновению.
     Храмами бессмертия можно смело назвать Новодевичье кладбище, Вестминстерское аббатство, Александро-Невскую Лавру, Волковское кладбище и Литераторские мостки на нём. Счастливы должны быть те, чьи близкие упокоены в этих торжественных арсеналах человеческой мысли и духа!
    Но моей скромной душе более мила безыскусственность простоты, с какой, например, помечена белая пирамидка над прахом великого знатока человеческих душ «А.П.Чехов». И ещё более потрясает трагедийная законченность незамысловатых сооружений в виде столбика или креста с именем владельца и указанием дат его жизни и смерти».
      В своей особой незамысловатой непривлекательности и особой успокоенности смерть предстает перед нами на кладбище в Роудоне.      
  Здесь смиренная  могилка с деревянным крестиком балерины Людмилы Ширяевой - основательницы монреальской балетной труппы «Ле Гран Баллет Канадьен» (Les Grands Ballets Canadiens de Montrеal), кавалера Ордена Канады. 

     ...Летит время! Кому как, а мне бы, кажется, хорошо было бы, споткнувшись  однажды, упасть  на землю и упокоиться на кладбище в Роудоне. Всё к тому! Выпускники Морских, Инженерных и Кавалерийских Кадетских корпусов – всё бывшие петербуржцы. Это они, мои земляки, оказавшись на чужбине, в 1961  первыми нашли подходящий участок земли на углу 15-й и Вудланд авеню, переименовав эту «Вудланд» в Petrograd.
     И вопреки сиюминутным представлениям людей  о времени, как о постоянной величине,  есть здесь особый, мудрый памятник  всем русским воинам, погибшим в первой и второй мировых войнах. Он был освящён православной церковью в 1967 году и называется "Русскому Воину - Слава".  По неписанной русской традиции памятник представляет собой камень-глыбу. На таком горюч-камень  зиждится на Сенатской площади в Питере горделивое скульптурное изображение Петра Великого, вздыбившего Россию.    
    Надпись на пластине - на  трёх языках: русском, английском и французском. На английском - «Glory Russian Soldier» На русском монумент называется «Слава русскому воину». Итак, иммигрантское кладбище в Роудоне – воинское кладбище. Мир праху всем умершим! С днём Победы! День Победы – это ведь, прежде всего, поминание мёртвых, павших и поклонение им.   Слава богу, у нас есть общая  родина! И русское кладбище.
   Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, также как и в Роудоне,   преимущественно православное, хотя там есть и могилы  представителей других конфессий. Русских, переселившихся во Францию после революции 1917 года, начали регулярно хоронить здесь с 1929 года. Среди эмигрантов, похороненных на кладбище, значатся многие русские военные, представители духовенства, писатели, художники, артисты, — всего около 15 000 русских в 5220 могилах.
      С глухих советских времен, начиная с 1960 года,  французские власти систематически поднимали вопрос о сносе кладбища, мотивируя это тем, что земля нужна для удовлетворения общественных нужд. По жестким нормам, принятым на Западе, любое погребение, независимо от значимости, которую имел усопший при жизни, сохраняется лишь до истечения срока аренды земли, в которой он похоронен. По русским захоронениям этот срок истекал в 2008 году, пока в ситуацию не вмешалось правительство Российской Федерации и не выделило 692 тысяч евро на содержание и погашение задолженности перед Францией за аренду 648 кладбищенских участков.
     В Роудоне мы подняли традиционную чарку «за всех». Очевидно, для таких как я, там, среди разнообразного латинского разноязычья есть надпись на русском языке «Бутылки не оставлять». Я хотел бы, однажды споткнувшись о землю, остаться здесь навсегда. И вот мой испытанный совет дважды иммигранта. Не поддавайтесь новомодным увлечениям. Не ставьте на могилах громоздкие мраморные плиты. А если, да, то в камень нужно вмуровать ясно различимое фото покойника и выколотить фамилию, имя и отчество полностью с точным указанием даты рождения и смерти. Фотоснимок с такой правильно оформленной могилой – это святой и непререкаемый документ. По такому документу ни одно эмиграционное министерство никакой страны не сможет отказать вам в  визите на могилу родственников.
            

                *****