Письмо сестре, 9

Андрей Сметанкин
Добрый вечер, Оксана и Павел: мир вашим домам!

Спасибо за поздравления – премного вам благодарен. Меня давно со стороны не поздравляли с большими и малыми праздниками. Уже как-то стало забываться, что помимо житейских хлопот и забот в судьбе человека существуют маленькие радости.

Почему не писал, не ответил сразу, как получил твои письма? Если честно, то сразу и не ответишь, чтобы случайно от обиды и какой-то растерянной злости вас не ударить несправедливым и незаслуженным словом. А было у меня такое. Было и прошло, слава Богу. Одно только небо знает, о чём я передумал в эти дни и минуты.

Мне показалось, что за эти 23 года, что легли между нами, мы стали совершенно чужими друг другу людьми. И никого не волнует и не интересует судьба каждого из нас. Тем более, вы – в России, я – в Таджикистане. За свои 45 лет, из них за 24 года, со дня аварии, когда вышел из больницы я не сумел наработать и накопить маломальского имущества. Грустно сознавать себя неудачником на фоне своих преуспевающих родственников. Сейчас собираю деньги – буду откладывать по 200 сомони с каждой получки. За май, июнь и июль (нам выплачивают в конце каждого месяца) думаю собрать 600 сомони, а там, если потребуется, можно будет занять ещё 400-500 сомони.

С Катериной ничего страшного не случилось. Она постепенно приходит в себя, после трёх операций и наркозов – это вам, скажу, не шутка. Неделю-другую она будет дома, восстановит общий тонус и выйдет на работу. Мы, она да я, как-то обсуждали мою поездку. И она предложила следующую мысль.

Во-первых. По  идеи, я должен буду выписаться из квартиры Катерины, оставив у неё все свои вещи – какие-никакие рубашки и брюки, книги, а также свой компьютер (монитор, процессор, принтер), что досталось мне потом и кровью. Она говорит, что как только я приеду на место, то она уволит меня на работе – словом, обо мне в Таджикистане не останется никакого юридического следа. Но, простите, это походит на то, что меня, откровенно говоря, выставляют за дверь без ничего и со всеми «потрохами». Вот поэтому я и замолчал, медленно приходя в себя от этой новости. А мои «небогатые вещи» аккуратно достанутся её детям, которые до сих пор меня ненавидят и презирают. Впрочем, Бог с ними – с вещами, поскольку и не в вещах счастье. Вот ты говоришь, что Павел дважды терял больше, чем просто вещи, и ничего – живёт и жизни радуется. Квартира, автомобиль и, чего греха таить, бизнес стоят гораздо больше, чем какой-то компьютер первых моделей.  Да «шмотки», которые даже в «секонд-хенд» не возьмут, годятся лишь для растопки.

Во-вторых. Катерина снова принимает активные действия по продаже квартиры. Это её полное право и я здесь ничего не имею против. Тем более, её дети живут и мыкаются в России (особенно старший сын, инвалид – и в теле и в душе, да простит небо столь жестокие слова мои), а она здесь болеет и переживает за детей и ничем не может им помочь. Квартиру никто не покупает по той цене, которую Катя спрашивает, а её, в  вою очередь, не устраивают те деньги, которые ей предлагают. Я знал, что рано или поздно всё этим закончится, и жил все эти годы, как на вулкане, готовый к тому, что в любую минуту мне могут указать на дверь. Впрочем, я этого не очень-то и боялся. Без пафоса или показной бравады вполне серьёзно говорил, что «все подвалы и чердаки Душанбе, сады м парки Душанбе – мои!» Сейчас нельзя удивляться такому факту, поскольку в настоящее время ни человеческая жизнь, ни чужая судьба ничего не стоит и никого не волнует. Катерину я здесь не виню, ибо она может так поступить лишь ради благополучия собственных детей.

Может случиться и так, что я уеду в отпуск – в гости к вам, а Катерине в эту пору подвернётся «выгодное предложение», и она продаст свою квартиру. Сама Катя не отрицает эту возможность. Я спросил её, как быть мне в подобном случае. Она только обиделась на мой вопрос и махнула рукой – мол, накаркаешь ещё. Потом добавила: а ничего, если что, приедешь к нам за вещами в Тверскую область, город  Конаково,  и заберёшь свои вещи – из России в Россию сделать легче, чем из Таджикистана в Россию.

Вот такая размытая и расплывчатая перспектива меня ожидает. Но я не жалуюсь, не плачу и не боюсь того, что может произойти со мной через 2-3 месяца. Искренно полагаю, что страшнее аварии, которая была в 1986-ом году, уже ничего не может быть. Если я тогда выжил, хотя никто не верил – даже отец сомневался,  – то есть ли смысл мне сейчас чего-нибудь бояться. Главное, руки и ноги – на месте, голова – на плечах и ещё что-то соображает, если издаю собственные книги, занимаюсь оригами, работаю с детьми, помогаю Катерине по дому (готовлю, убираюсь, стираю – например, сегодня буду в ванне стирать половики) и пишу такие «многословные письма».

В-третьих. Катерина предполагает, что ни первого и не второго может и не случиться. А где я найду столько ромашек или «кофейной гущи», чтобы узнать истинную картину – что я могу ожидать, и что не случится. Мол, приеду я, а у Катерины – всё по-старому: она – здесь, дети – там, и квартира – не продана.
А шашлыки на природе – это здорово! Думаю, как приеду к вам, а это произойдёт обязательно, мы непременно наладим новые шашлыки и отметим 44-ёхлетие Павла.  От души пожму его мужскую руку, посмотрю в его возмужавшие глаза и скажу: «Ну, что, брат, с днём рождения тебя, и – долгие лета!»

Охваченный такими мыслями о столь неприятной перспективе моей, которая может нечаянно и неожиданно постучать в дверь моей судьбы, я и молчал, обдумывая на досуге все возможные варианты. И в очередной раз пришёл к собственному неоспоримому выводу, что ни от перестановки «места жительства», ни от жестоких ситуаций и житейских обстоятельств (неурядиц) сущность человека не меняется. Если он был добряком, то до седых дней своих таким и останется. И в могилу сойдёт с улыбкой на лице и со словами благодарности на устах. Ведь я жил, и всё, что случилось и случится ещё со мной – просто здорово, и здоровее не бывает! Поэтому стоит ли мне печалиться и грустить о каких-то мелочах и пустяках, которые только отравляют нашу жизнь? Я думаю, не стоит. Есть мысли, слова и поступки поважнее собственной устроенности и собственного материального блага. Как говорили древние: всё моё ношу с собою – и этим я счастлив! Желаю здоровья и счастья всем вам, мои дорогие брат и сестра, всем вашим родным и близким, друзьям и знакомым: да хранит вас Бог, да хранит ваши дома и семьи от тягот и лишений жизни и дарует вам благополучие и счастье!

С уважением, к вам ваш друг и брат Андрей Сметанкин,
г. Душанбе, Республика Таджикистан,
02-03.05. 2010 г.