Дорога к дому

Реймен
        - Товарищи офицеры, старшины и матросы! Поздравляю вас с Днем Военно-Морского флота!
        -  ....р-ра!  … р-ра! …р-ра! - троекратно гремит в ответ,  и  эхо уносится в синь неба.
        Выстроенные в каре  поэкипажно,  мы стоим  на   плацу перед главным зданием учебного Центра.  Напротив, на затянутой кумачом трибуне, группа адмиралов  и гости из    Москвы,  а чуть в стороне  ослепительно сияет медью военный оркестр.
        Облаченные в парадную форму, с блистающими золотом погон и кортиков офицерами впереди,  экипажи  выглядят  празднично и солидно.
        Пялясь глазами на трибуну, мы  внимаем  начальственной речи, слова которой гулко разносятся  по плацу  и отражаются от  высотной башни «Пентагона».
        Затем  оратор принимает из рук адъютанта  тонкую папку и зачитывается приказ Главкома о присвоении очередных воинских званий офицерам. Потом следует второй, по Центру, в отношении старшин и матросов.
        Адмирал бубнит длинный перечень фамилий,  и это навевает сон.
        Потом слышится что-то знакомое, и я вздрагиваю.
        - Поздравляю,- тихо шепчет  стоящий рядом Серега Чибисов и дружески толкает меня в бок.
        - А? Чего?  -  не понимаю я, и хлопаю глазами.
        Спереди шикают, и мы замолкаем.
        - К торжественному маршу!  - громогласно разносится над плацем.
Карэ едва заметно колышется и замирает
        - Поэкипажно!  Интервал  три метра!  Напр-ра-во!
        Слышен  звук поворота  и единый стук  сотен  каблуков.
        - Ш-а-а-гом,  м-марш!
        Оркестр играет «Прощание славянки»  и мы, чеканя шаг, идем перед трибуной в сторону жилого городка.
        Миновав распахнутые настежь железные ворота с якорями на створках, экипажи следуют к утопающим в зелени  двухэтажным казармам и растекаются в разные стороны.
        Наш останавливается у первой и следует команда: вольно, разойдись!
После этого, весело переговариваясь, офицеры с мичманами  самостоятельно следуют в город,  а нам разрешают перекурить.
        - Да, подфартило вам, салагам, -  говорит  Жора Юркин, когда мы дымим на лавках у обреза, рядом со спортивной площадкой.  Кроме меня, отпуска получили еще два молодых ракетчика Валера Тигарев и Серега Осмачко.
        - С вас причитается, - добавляет  Вовка Хмельницкий. - После отпуска.
Мы с готовностью киваем, все еще не веря в свое счастье.
        А чуть позже, в сопровождении дежурного офицера, матросский строй тоже  шагает в город. Там,  в заливе, состоятся  шлюпочные гонки,  а потом праздничный концерт и кино в ДОФе.
        Следующий день пятница, и сразу же после обеда, мы вместе со старшиной команды идем  в штаб. Он расположен  неподалеку от матросского камбуза,  в  окружении  голубых елей.
        В строевой части мне выписывают отпускной билет, где указано, что имярек такой-то, следует в  краткосрочный отпуск в город Ворошиловград.  Затем пожилой мичман открывает  атлас железных дорог  и определяет расстояние.
        -  Трое суток на дорогу, - бурчит он, и заносит над бумагой ручку.
        - Добавь еще пару, - наклоняется к столу Олег. - Сейчас время отпусков, пока доберется.
        - Ладно, - подумав, кивает начальник и в  соответствующей графе появляется цифра «пятнадцать». Потом он шлепает на билет печать и оформляет на меня проездные документы.
        - Ну вот,- подмигивает мне Олег, когда мы покидаем кабинет. - Еще два дня счастья.
Потом мы идем в кассу, получать  отпускные.
        - Отпуск это хорошо, - поет за окошком миловидная блондинка. - Только вот деньги у меня в никелевой монете.
        -  Что, бумажных совсем нету? -  удивляется Олег.
        -  Совсем, - отвечает блондинка.- Может подойдете в понедельник?
        Мы с Олегом переглядываемся, и я отрицательно верчу головой.
        - Ладно, давайте какие есть, - басит мичман.
        Через несколько минут, расписавшись в ведомости, я получаю  два увесистых бумажных пакета, с синими банковскими клеймами и россыпь новеньких двадцатикопеечных монет.
        -  Всего семьдесят пять рублей, -  улыбается кассирша. - Считать будете?
        -   Зачем? - взвешивает в руке пакеты Ксенженко. - По весу и так   ясно.
Я  загружаю монеты в карманы, беру пакеты в руку, и мы идем к выходу.
        - Так, - говорит Олег. -  А как думаешь добираться?  Поездом или самолетом?
        -  А как лучше?
        -  Конечно самолетом, -  уверенно говорит Олег. - Пару часов лету и ты дома. А так будешь болтаться по вокзалам  пол отпуска.
        - Самолетом, - принимаю я решение,  и мы направляемся к выходу из части.
        - А это что у тебя в руках? -  проверив документы, тычет дежурный пальцем в мои пакеты.
        - Деньги, командир, деньги,-  отвечает Олег. - Родина выдала, на отпуск.
        - Богатые, вы, однако, ухмыляется дежурный и машет рукой, - проходите.
        Миновав расположенный за частью старый парк, мы выходим на  центральную улицу   Лауристини  и направляемся к кассе аэрофлота.
        Там  пусто, светло и прохладно. На стенах  расписание движения самолетов и красочный плакат с белозубой стюардессой на фоне воздушного лайнера.
        - Во, на таком и полетишь, - кивает на него Олег и подходит к  окошку.
        - Девушка, нам нужно вылететь  в понедельник из Таллина на Ворошиловград.
        - Ясно, -  томно отвечает бальзаковского возраста дама. - Время? 
        -  В течение дня.
        -  Могу выписать билет на семнадцать вечера, с пересадкой   в Киеве, - листает она какой-то талмуд. - Устроит?
        -  Я сглатываю слюну и  с готовностью киваю.
        Потом мне  оформляется билет, и я шлепаю на стойку один из пакетов.
        -  Ах! - взлетают вверх накрашенные ресницы. - Это что, деньги?
        -  Ну да, - отвечает  Олег. - У нас только такие, других нету.
        Дама вздыхает, вскрывает пакет и  начинает считать.
        Через полчаса  мы выходим наружу, и пьем квас  у стоящей неподалеку бочки.
В синем небе ослепительно светит солнце,  в кронах деревьев весело чирикают воробьи, на душе праздник.
         Когда ребята видят  полученные мной деньги, они весело хохочут и дают самые разные советы.
        - Да пошли вы, - отмахиваюсь я  и  приступаю к сборам.
        Для начала иду в имеющуюся на территории части швейную мастерскую, и там, за небольшую мзду, мне подгоняют форму.
        - Ну вот, говорит Жора, когда я примеряю ее в бытовке. - Теперь на моряка похож, на. И вручает мне новенькую муаровую ленту, на которой золотятся якоря и надпись - «Северный флот».
        Дело в том, что по соображениям секретности, в Центре  ленты и погоны мы носим другие, с индифферентной надписью. 
        На следующее утро, прихватив свои пакеты с наличностью, после завтрака,   отправляюсь  в военторг, за подарками.    Отцу покупаю тельняшку, маме  набор духов, а сестренке  несколько  килограммов  конфет, фабрики «Калев». Они в ярких облатках и очень вкусные.
        Вернувшись, складываю все это в чемодан  и треплюсь в курилке с  Тигаревым и Осмачко.  Они  уезжают в воскресенье, и будут добираться поездом. Валерка в Вологду, а Серега в Харьков.
        - Зря ты связался с этим аэрофлотом -  щурясь от солнца, говорит Серега. - А вдруг нелетная погода?
        - Ага, -   мечтательно пускает колечки дыма изо рта Валерка. - Будешь сидеть в аэропорту как барбос.
        - Да ладно вам, -  бурчу я. - Не каркайте. 
        А на душе скребут кошки. Лето в Прибалтике своеобразное.  Утром  солнце, голубое небо  и тепло. А к вечеру с моря приходят тучи, прохладно и  идет дождь.
Остаток субботы и воскресенье тянутся как резиновые.
        Наконец  желанный понедельник.
        В отутюженной форме «три», с небольшим чемоданом в руках, предъявляю на КПП отпускной билет и выхожу наружу.За восемь месяцев  впервые один. 
        Так и хочется построиться и ждать команды.  Иду сначала нерешительно, а потом все быстрее. Чем черт не шутит? А вдруг вернут.
        Козыряя изредка встречающимся офицерам, пересекаю город и выхожу к заливу.
        Там, на платформе, уже стоит  электричка,  и прохаживаются немногочисленные пассажиры. Захожу в вагон  и усаживаюсь  на одну из скамеек.
        - Ту-у-у, - протяжно гудит тепловоз,  лязгают закрывающиеся двери и  вагоны, набирая ход, плавно катят по рельсам.
        Сначала, постукивая на стыках,  электричка несется  вдоль бескрайней  дали залива, с песчаными дюнами и редкими соснами на берегу, а потом ныряет  в прохладу хвойных лесов.  За окном мелькают деревья,  изредка зелень  полей  и  небольшие, стоящие в них хутора.
        На одной из коротких остановок  в вагон заходит пограничный наряд с собакой  и  у пассажиров проверяют документы
        -  В отпуск?  Это хорошо, - возвращает мне сержант военный билет, а овчарка  обнюхивает чемодан и  весело скалит зубы.
        Через полчаса электричка снова вылетает на взморье  и замедляет ход.  Слева, до самого горизонта море, с  белым теплоходом  и  парусами  яхт, впереди Таллин.
        Тут мы уже бывали на экскурсиях  и  гуляли по  Кадриоргу, поднимались в башню «Длинный Герман»  и  слушали бой  древних курантов на Ратушной площади.
         Город поражал своей непередаваемой архитектурой, чистотой и размеренностью текущей в нем жизни.
         Элетричка останавливается на перроне железнодорожного вокзала, шипят, открываясь двери  и, прихватив чемодан,  я выхожу наружу.
         Где аэропорт не знаю  и спрашиваю у первого встречного, пожилого солидного мужчины.
         - О, - говорит  тот. - Ит-тем, покажу.
         За вокзалом незнакомец указывает  на расположенную метрах в трехстах справа, автобусную остановку и называет номер маршрута. 
        - Спасибо, - говорю я.
        -  Не ст-тоит, - отвечает прибалт. - Ут-тачи. 
        Направляюсь к остановке и жду.
        Минут через десять подходит военный  патруль. Офицер и два курсанта
        - Так, куда едем? - интересуется  капитан и требует документы.
        - В аэропорт, -  прикладываю руку к бескозырке и протягиваю   военный билет, с вложенным внутрь отпускным.
        -  На, - возвращает тот их мне через минуту. - Только  аэропорт в другую сторону.
        -   Как это? -  озадачено хлопаю глазами. - А мне сказали, что в эту.
        - Кто сказал?
        - Да какой-то  эстонец. Солидный такой, в шляпе.
        - А ты им побольше верь, они наговорят, - хмыкает  капитан  и объясняет, как добраться до аэропорта.
        - Вот гад,  - думаю я, пересекая проспект, и вспоминаю,  как нас инструктировали при  выездах в Таллин.
Оказывается,  там до сих пор помнят историю с «Кировом».
        В 41-м, когда немецкие танки прорвались к порту, где на крейсер грузились раненые и семьи офицеров, из ближайших домов по нему открыли стрельбу эстонские националисты. В ответ последовало несколько залпов  из главного калибра, которые похоронили всех под обломками.
        В аэропорт приезжаю  за полчаса до отправления  и  спешу на регистрацию.
        - Товарищ матрос! - слышу  начальственный окрик.
        Сзади  стоит адмирал с женщиной.
Потею, и  рублю строевым к ним.
        - Вы почему не приветствуете старших?! - грозно оглядывает меня воинский начальник и багровеет.
        - Виноват, товарищ адмирал! - бросаю руку к виску  и  вытягиваюсь. - Ну, все, проносится в голове, посадит.
        Пока адмирал   бубнит что-то нравоучительное, я представляю, как он сейчас отправит меня на «губу» и становится тоскливо.
        - Витя, - отпусти мальчика, слышу голос женщины. - Он же почти ребенок.
        - Ну да, под два метра ребенок, - бурчит Витя.  - Свободен, - и машет рукой.
        - Есть! - вякаю я,  и  деревянно марширую к стойке регистрации.
        Стоящие у нее пассажиры сочувственно  переглядываются  и прячут улыбки.
        - Что, досталось вам от генерала? - участливо спрашивает аэрофлотовская девушка, когда я протягиваю ей билет.
        - Это не генерал, а адмирал, - бурчу я и  утираю платком лоб.
Потом сдаю чемодан в багаж,  и всех пассажиров ведут к самолету.
        - «Ту -134» стремительно написано на борту,  и я с восхищением рассматриваю стоящую на бетоне крылатую птицу. Летать мне   ни разу не доводилось, сейчас попробую.
        В салоне  прохладно, мягко пружинит ковер под ногами и приятно пахнет.
        Мое место у иллюминатора  и я с удовольствием усаживаюсь в высокое кресло.
        Когда самолет  заполняется, из переднего проема появляется  красивая девушка в пилотке  и приветствует пассажиров. Затем, мило улыбаясь, она идет   по проходу  и помогает пристегнуть ремни.
        Потом девушка исчезает,  свистят турбины, и самолет рулит на взлет.
Затем разбег, небольшая тряска и непередаваемое ощущение полета.
        Внизу проплывает  зелень лесов,  тонкая сеть дорог  и  перистые облака над ними.
        - Здорово! -  мелькает в голове. Как в сказке.
        В динамиках что-то щелкает, и мелодичный голос  сообщает  о продолжительности  и высоте полета, температуре за бортом  и времени прибытия в аэропорт Борисполь.
        Чуть позже пассажирам  предлагают  лимонад,  воду  и  кисловатые карамельки.
        - Да, так жить можно, - думаю я, провожая взглядом симпатичную бортпроводницу.
        Весь полет с интересом пялюсь на облака -  сначала, похожие на заснеженную равнину, они  причудливо проплывают за бортом, потом  остаются внизу  и сверху льются ослепительные лучи солнца.  - Везет же летчикам, - мелькает в голове, и я вздыхаю.
        В Борисполь прилетаем под вечер.   Теперь  необходимо переезжать в другой аэропорт  -  Жуляны.  Оттуда, в пять утра, вылетает  нужный мне самолет, с промежуточной посадкой в Ворошиловграде.
Времени море, сдаю чемодан в багаж  и  решаю подкрепиться.
        В одном из  многочисленных  кафе аэровокзала  заказываю  пару бутербродов и кофе. Жую и  наблюдаю жизнь.
        В залах суетятся многочисленные пассажиры, изредка  неспешно дефилируют  одетые в щегольскую форму  летчики, мигают неоновые табло и объявляются рейсы.
        Поев, выхожу наружу,  и глазею на  взлетающие самолеты. Потом замечаю неподалеку  сквер  и направляюсь туда.   Здесь, на скамейках, тоже сидят пассажиры. Одни читают, другие  беседуют, стайка   детей кормит крошками голубей.
        Начинает смеркаться, но в воздухе душно и  хочется пить.
        Иду к установленному  на небольшой площадке блоку автоматов с газ водой, извлекаю из кармана горсть своих монет  и опускаю одну в щель приемника.
        - Ш-ш-ш,  - слышится внутри, и стакан наполняется   водой с шапкой   пены.
Она холодная, приятно щиплет в носу,  и я повторяю.
        -  Слышь, морячок, у тебя трех копеек нету?
        Оборачиваюсь,  парень чуть старше меня,  со спящей малышкой на руках.
        - На, -  протягиваю  ему   ладонь.  - Бери.
Он  смотрит на монеты и отрицательно вертит головой.
        - Давай, давай, - настаиваю я. - У меня их много.
        - Че,  или на службе дают?  - неуверенно берет   одну.
        - Ну да, на службе - отвечаю я,  и мы смеемся.
        Однако пора  ехать дальше.
        Забираю  из камеры хранения чемодан и  направляюсь к стоящей у аэровокзала веренице такси.
        - Куда тебе? - спрашивает пожилой водитель. Называю, и он согласно кивает головой.  Через несколько минут,  оставив позади мерцающий  неоновой вывеской аэропорт, мы несемся в  сторону  залитого огнями  города.
        - В отпуск? -  щелкает зажигалкой таксист и закуривает.
        - Ага, - киваю я головой.
        -  И куда летишь?
 Называю город и время вылета. 
        - Тю! Так у тебя ж   в запасе уйма времени! Хочешь, покажу  ночной Киев?   
        Киев посмотреть мне очень хочется, в загашнике есть пару червонцев, и я соглашаюсь.
        Зрелище оказывается по настоящему красивым. В потоке машин мы катим по широким,  ярко освещенным   проспектам, пересекаем цветущие скверы  и  парки, а затем выезжаем на  высокую, с пирамидами каштанов набережную. 
        Внизу, уходящая вдаль, серебристая гладь Днепра, скользящий по ней белый речной трамвайчик  и  едва слышная с другого берега музыка.
        - Останови, - прошу я водителя и  «Волга» скрипит тормозами.
        Выйдя из машины,  подхожу к  гранитному  парапету, облокачиваюсь на него и закуриваю.
        Осенью 43-го, эту реку форсировал  мой отец, и на ней же погиб  один из его братьев - мой дядя. Ему тогда было восемнадцать. Меньше, чем мне сейчас. Интересно, есть ли у рек   память?   
        Сзади стук дверцы и  шаги. 
        - Ну что, поехали?
        В Жуляны приезжаем  далеко за полночь. В зале ожидания сонное царство, на взлетной полосе  застыли  несколько самолетов.
        Когда в небе  гаснут последние  звезды, начинается регистрация.
        Моим соседом в кресле оказывается  сержант-пограничник.
        - Привет флоту,  - говорит он. - В отпуск?
        -  Ага, - отвечаю я. - А ты?
        -  И я тоже, - смеется  он. - Даже не верится.
        Потом  снова гудят турбины, самолет,  вздрагивая, несется по бетону, и мы поднимаемся в небо. Под крылом проплывают спящие  в предутренней дымке города, леса  и реки.
        - Будешь?  - наклоняется ко мне  сержант, когда бортпроводница обносит всех напитками, и демонстрирует  плоский флакон коньяка.
        Мы делаем по глотку,   хрустим  аэрофлотовской карамелью  и слушаем монотонный гул турбин. Потом он исчезает…

        - Эй, кореш, - трясет меня кто-то за плечо. - Просыпайся, Ворошиловград.
        Открываю глаза и непонимающе верчу головой.
        Салон наполовину пуст, снаружи доносятся голоса  и  еще какие-то звуки.
        Я встаю из кресла,  прощаюсь с сержантом и, прихватив чемодан, направляюсь к выходу.
        Под ногами звенит трап,  я киваю головой  стоящей  внизу бортпроводнице  и   неспешно иду  по влажной от росы бетонке.   Откуда-то, из розовой степи,  ветерок наносит горьковатый запах полыни. 
        Потом будет еще много  дорог.  В океане и на материке. Но запомнилась именно эта. 
        Дорога к дому.

Примечание: "Пентагон" - главный учебный корпус Атомного центра.