Контакт

Леонид Вагнер
   Заметил за собой одну странную привычку. Когда то, что меня заинтересовало, находится рядом, и это легко заполучить, я обычно не спешу удовлетворить свое любопытство. Откладываю на потом, как сладкое на десерт. И стремлюсь заполучить то, что может от меня ускользнуть или, как мне кажется на данный момент, – вообще больше не повториться. Это может касаться, например, интересной книги, или диска с фильмом, с которыми я еще недавно очень хотел познакомиться. А теперь они терпеливо ждут своей очереди на полке, пока я спешу удовлетворить свои новые, внезапно возникшие интересы. Не знаю, чем эта привычка вызвана, но я замечал подобное и за своими знакомыми, чья молодость выпала на советское время тотального дефицита.

   Так получилось и с современным одесским дельфинарием с необычным названием «НЕМО».

   Дельфины нравятся всем, и мне, конечно, тоже. Когда видишь дельфинов, возникает приятное ощущение радости, часто переходящее в откровенный восторг. Когда находишься на борту судна и замечаешь дельфинов, то невольно прерываешь своё занятие и начинаешь за ними наблюдать. Стая дельфинов может довольно долго сопровождать судно, резвиться, выпрыгивать из воды, пересекать курс судна прямо перед форштевнем. Они всем своим видом демонстрируют дружелюбие. Моряки в ответ тоже изображают восторг – машут руками, свистят, улюлюкают как дети. Встреча с дельфинами – это всегда радость, радость, которой хочется поделиться с остальными. Поэтому многие вахтенные офицеры, увидев дельфинов, делают по громкоговорящей связи объявление по судну, типа: «вниманию экипажа, по левому борту судна нас приветствует стая дельфинов».

   Когда я узнал об открытии дельфинария, сразу решил, что надо обязательно его посетить. Вот только немного попозже, пусть немного спадет ажиотаж в связи с открытием. Затем поход отложился по причине занятости. Успею ещё, размышлял я, это не цирк шапито, никуда из Одессы не уедет. Потом начала раздражать массированная рекламная атака. Рекламные плакаты по всему городу, радио и телевидение на всех каналах кричали: «“Восьмое чудо света” – одесский дельфинарий “НЕМО” приглашает вас и ваших детей». Рекламная кампания была настолько оголтелой и продолжительной, что вызвала у меня обратный эффект. Мой визит в дельфинарий перенесся на несколько лет.

   И вот я наконец созрел. Жена моя, большой любитель театра и концертов, с радостью приняла мое приглашение. Мы решили пойти на ночное шоу, которое бывает по субботам и воскресениям. В субботу мы пригласили своих близких друзей на посиделки по случаю моего ухода в рейс, поэтому оставалось только воскресение. Во вторник я должен был уже улетать на работу.

   Сезон в Одессе ещё не начался, и несмотря на это зрительные трибуны были почти полностью заполнены. Бассейн средних размеров, правильной прямоугольной формы. В одном конце бассейна – сцена, которая находилась прямо на воде. С остальных трех сторон – места для зрителей, расположенные под хорошим уклоном. Никто никому не закрывал обзор. Конструкция дельфинария мне понравилась, все было хорошо продумано и качественно выполнено. У нас были хорошие места, недалеко от сцены, в третьем ряду.

   Шоу началось внезапно, без всяких объявлений. Потух свет, заиграла музыка, включились лазерные проекторы. На экране позади сцены начали оживать мультяшные анимации, на куполе засветились звезды. Дельфины стремительно выплыли из-под сцены и начали в диком темпе, синхронно, четко соблюдая дистанцию, носится по кругу. По очереди делали разные трюки, затем снова занимали свое место. Было удивительно, как они могли развивать такую большую скорость на таком маленьком ограниченном пространстве. Выпрыгивали из воды на 5-6 метров, падали обратно в воду в полутора-двух метрах от края бассейна. От такой скорости, динамики и энергии дух захватывало, как в детстве на каруселях. Я даже не сразу сообразил, что дельфинами никто не управляет, никто не дает никаких команд. Сцена вообще пуста, нет никаких дрессировщиков. Только великолепная музыка, лазерная подсветка, дельфины и изумлённые зрители.

   Номер закончился так же внезапно, как и начался. Дельфины мгновенно исчезли из поля зрения. Только взбудораженная вода подтверждала недавние их присутствие.

   На сцену вышли два акробата-гимнаста. Они показывали номер на уровне волшебства. Номер был изящным и выверенным. Они демонстрировали такую потрясающую технику владения телом, что я не сразу заметил дельфинов, которые тихонько выплыли и расположились рядышком, положив свои мордашки прямо на сцену, внимательно наблюдая за происходящим.

   После акробатов выступали морские котики, под руководством девушки-дрессировщика. Два морских котика по очереди показывали свое мастерство владения мячиком и обручем. Кода один котик заканчивал свой номер, другой хлопал ластами, изображая аплодисменты. Выходило это у них так потешно, что зал смеялся каждый раз. Но просто смех котиков не устраивал, им нужны были аплодисменты. Они не успокаивались до тех пор, пока зрители не начинали им хлопать в ладоши. Через несколько номеров они выдрессировали зрителей аплодировать сразу. Во время аплодисментов дельфины проявляли беспокойство, по-видимому, ревнуя коллег к успеху у зрителей. Но котики быстро устранили яблоко раздора. После выступления дельфинов они им тоже стали дружно аплодировать, чем быстро восстановили морскую дружбу.
 
   Позади нас сидело несколько уже утомленных жизнью подростков, которые что-то постоянно выясняли между собой, выпендриваясь друг перед дружкой. Правда, выражались без матов и в полголоса. Они были полностью озабочены собственной важностью, и ничего из происходящего их не трогало. Я обернулся, чтобы сделать им замечание. Но, увидев их лица и одежду, передумал. Они относились к той категории, которая признает только грубую силу и деньги. Шоу было настолько захватывающим, что их невежество не вызвало у меня достаточного раздражения для активных действий. Успел только подумать: «Вот тебе и цветы чьей-то жизни. Бедолаги, уже завяли, не успев даже распуститься».
 
   Шоу, между тем, продолжалось. Дельфины и люди выступали по очереди. Во время выступления людей дельфины всегда находились возле самой сцены и внимательно наблюдали за происходящим. Создавалось такое впечатление, что именно для дельфинов, а не для зрителей предназначались эти концертные номера. Не ощущалось и духа соревнования. Это выглядело как взаимная демонстрация мастерства.

  «Да ведь это же настоящий контакт двух миров, двух цивилизаций. С одной стороны представители экспансивной техногенной цивилизации, с другой – самодостаточное природное сообщество удивительных созданий. Одним для ощущения полноты жизни нужны все новые и новые технические приспособления. Другим хватает просто самой жизни и среды обитания. Вот какое сообщение надо посылать в космос к далеким мирам, куда устремлены наши взоры в поисках друзей по разуму. Надо записать это доказательство нашей способности контактировать с другим миром и послать как предложение дружбы. Возможно, нас примут за дельфинов и откликнутся. А какое сообщение о себе мы уже послали? Запись немой кинокомедии, где нам смешно, когда кто-то падает? Неужели это может быть предложением дружбы? Лично я такое предложение дружбы от братьев по разуму не принял бы». – Эти мысли вихрем пронеслись в моей голове, словно дельфины в бассейне.

   Началась заключительная часть шоу. Дельфины выступали вместе с людьми. И несмотря на то что все участники шоу уже продемонстрировали свое индивидуальное мастерство, и эффект неожиданности сводился к минимуму – им все-таки удалось окончательно потрясти публику. Уровень единения и взаимного доверия людей и дельфинов можно было без ложной скромности назвать восьмым чудом света. Воздержусь от попытки рассказать, что они делали – боюсь все испортить. Это надо увидеть и пережить лично.
 
   Из дельфинария, потрясенные увиденным, мы шли к автостоянке молча. И только уже возле машины, Лена с утвердительной интонацией в голосе задала мне вопрос: «Еще разок как-нибудь сюда сходим, ладно?»
«А почему только разок?» – инстинктивно сопротивляясь любой попытке ограничить мою свободу выбора, ответил я вопросом на вопрос. Отлично поняв интонационный маневр друг друга, мы рассмеялись, сели в машину и поехали домой. Музыку в машине не включали, и телевизор дома тоже – словно боялись потревожить впечатления от восьмого чуда света.

   Ночью мне приснился сон, что я общался с дельфином. Я был в дельфинарии совершенно один и сидел на том же месте, а дельфин в бассейне был тоже один и находился возле сцены, смотрел на меня, и я отчетливо слышал его голос:
 «Не удивляйся, что понимаешь меня. Мыслям не нужен перевод в языковую форму, они на всех языках одинаковы. Я услышал твои мысли во время нашего представления, и они мне понравились. Ты назвал нас удивительными созданиями, а не умными животными. Я посылаю тебе это приглашение познакомится в виде короткого высокочастотного информационного импульса. Твой мозг сможет понять это сообщение через некоторое время. Приходи. Поплаваем вместе, поговорим о других мирах. Не сомневайся – все получится. Уже получилось. Буду ждать».