Морская прогулка по минам

Станислав Сахончик
Август 1984 года. Танкер вспомогательного флота ТОФ «Владимир Колечицкий», поблескивая свежей краской после капитального ремонта в Югославии, швартовался левым бортом к пирсу арсенала  севастопольской военно-морской базы в Сухарной Балке.   Экипаж уже знал, что скоро ему предстоит выход в составе отряда кораблей Черноморского флота на разминирование Красного моря, и был настроен серьезно. Предстоял поход на реальную боевую операцию и все, от капитана до матроса, прекрасно понимали, что это значит. Это была далеко не первая боевая служба экипажа танкера.
Отряд кораблей состоял из флагманского крейсера-вертолетоносца «Ленинград», большого противолодочного корабля «Красный Крым», двух средних десантных кораблей и дивизиона морских тральщиков. На крейсере, кроме штатных Ка-25, должны были базироваться вертолеты-амфибии Ми-14БТ с электромагнитными тралами, позволявшими обнаруживать и уничтожать все типы морских мин, на десантных кораблях было размещено запасное тральное оборудование.
БМТ «Владимир Колечицкий» должен был обеспечивать корабли топливом, пресной водой и продовольствием, и сейчас закачивал в танки горючее и  пять тысяч тонн дефицитной в Севастополе пресной воды, оставив на несколько суток без водоснабжения целый поселок Инкерман. Одновременно пополнялся до полного штата сокращенный ремонтный экипаж.
            Капитан  Колесников до предела сократил увольнения в город, и весь экипаж  аврально  трудился на погрузке продовольствия, подвозимого грузовиками и судами-рефрижераторами. Предстояло поить и кормить моряков отряда минимум месяца три, плюс свои запасы на полную автономность.
         Танкеры Черноморского флота «Иван Бубнов» и «Борис Чиликин»( систер-шипы «Колечицкого»), находились в ремонте, и быстро выйти в море не могли. Вся нагрузка по обеспечению отряда  на время экспедиции ложилась на наш танкер.
          Правда, некоторый опыт у нас уже был – осенью 1983 года два месяца мы обеспечивали поиск и подъем  остатков сбитого корейского «Боинга» в проливе Лаперуза у Сахалина, где были задействованы все тральщики Тихоокеанского флота и даже рыболовные и научные суда. Пахали сутками, донкерманы  иногда даже ели у насосов.
          Время поджимало,  на кораблях все время шли учения и совещания, суетилось флотское и высокое московское начальство. Наконец все приготовления были закончены и отряд, оставив за кормой воспетые в песнях огни Инкерманского створа, вышел из Севастополя курсом на Босфор.
    При подходе к Порт-Саиду отряд рассредоточился и в Суэцкий канал первым вошел танкер. На период ремонта с него были сняты артиллерийские установки, по судовым документам на это время он числился за Дальневосточным морским пароходством и нес обычный  для торговых судов красный флаг. Маскировка эта, разумеется, была весьма условной, поскольку во всех корабельных  справочниках флотов мира он числился универсальным судном снабжения ВМФ СССР, а мачты траверзных передач, увешанные шлангами, и барбеты от снятых артиллерийских башен это только подтверждали.
     «Колечицкий» шел шестым в утреннем караване, четвертым был итальянский контейнеровоз из Генуи. По выходу из канала  танкер отдал якорь на внешнем рейде Суэца, ожидая корабли отряда - дальше всем предстояло идти в походном ордере, пустив вперед тральщики.  По пути корабли отряда прошли через мазутное пятно и подобрали несколько плававших контейнеров с коврами- все что осталось от того «итальянца».Людей до нас уже подобрали подоспевшие голландские буксиры-спасатели.
     Минировали  Красное море арабские террористы, они вывозили небольшие речные мины на быстроходных  шхунах и катерах и хаотично разбрасывали на фарватерах Красного моря и Персидского залива. Их можно было найти где угодно, к нашему приходу там уже подорвалось около десятка торговых судов.  Обычно оживленные морские пути  были непривычно пустынны, торговля на побережье замерла, мировая общественность со страхом ждала новых взрывов. Террористов искали все разведки мира.
В Красное море была направлена английская эскадра во главе с вертолетоносцем «Инвинсибл», несущем тяжелые вертолеты-тральщики «Си Стэллион», несколько фрегатов, в том числе новейший «Бэттлэкс», морские тральщики и радиоуправляемые катера. Кроме того, в операции были задействованы и французские корабли, базировавшиеся в порту Джибути на постоянной основе.   
Несколько месяцев наши и англичане ходили по Красному морю, причем они интенсивно использовали свои тяжелые вертолеты, взлетавшие с берега, и радиоуправляемые катера с новейшими электромагнитными тралами. Наши же тяжелые вертолеты, в связи с отказом Северного Йемена предоставить береговые  аэродромы, летали редко - взлет Ми-14 «по-вертолетному» с палубы «Ленинграда» с тралами был затруднен. Лишь иногда работали с аэродрома «Эль-Анад» возле Адена. Тем не менее, вертолеты, в том числе и корабельные Ка-25, активно работали.  Но основная тяжесть опасной работы все же легла на морские тральщики, которые галсами постоянно ходили по квадратам и фарватерам у побережья Южного и Северного Йемена и Эфиопии. Найденные мины расстреливались или уничтожались подрывными зарядами.
Мы обычно стояли на якорях   или дрейфовали вблизи работавших кораблей. Заправка водой и топливом  велась в любое время суток, и люди просто выматывались. Я помню здоровенного донкермана Андрея Нагорного, который от усталости буквально засыпал на шлангах вместе с товарищами во время перекачки. Доставалось и штурманам и механикам. Капитан Колесников, бывало, не спал сутками.

  Конечно, мы не ходили по минам, как тральщики - на морской войне у каждого своя задача. Да и сложно представить 140-метровый танкер, водоизмещением в 22 тысячи тонн, везущий тысячи тонн горючего  на борту, идущим  по морю, нашпигованному минами впереди отряда тральщиков. Мы просто делали свое дело.
    За время  от начала минирования и до конца операции в ноябре 1984г. на минах подорвалось 18 судов всех стран мира. Торговое судоходство в Красном море было на этот период практически парализовано. На целых три месяца. 
Во время операции всего было вытралено и уничтожено 10 мин  и взрывоопасных предметов. Приобретен боевой опыт.
         После окончания операции боевые корабли Черноморского флота отправились в Севастополь, где были с почетом встречены, как  герои, вернувшиеся с войны (да собственно так и было) и вполне заслуженно осыпаны почестями и наградами.
      Тихоокеанский танкер «Владимир Колечицкий», официально не входивший в корабельный состав Черноморского флота, нигде как участник операции,  отмечен не был
          По приказу он был оставлен для продолжения боевой службы в составе восьмой оперативной эскадры в Красном море, где принял активное участие в обеспечении горючим «воздушного моста» для военно-транспортной авиации стран Варшавского договора, спасавшей в то время от голода  социалистическую Эфиопию.
Мы еще дважды в том году заходили в Севастополь за авиационным горючим, однако о нашем участии  в той операции там уже никто и не вспоминал. «Владимир Колечицкий» вернулся во Владивосток в марте 1985 года, пробыв в плавании рекордных 16 месяцев.
       Операция  по разминированию Красного моря  вначале  была внесена в перечень военных конфликтов СССР, однако потом (как я узнал в военкомате) из этого перечня была тихо исключена. Так, прогулялись себе морячки, воздухом африканским подышали, размялись, в общем, ничего особенного. Об участии в ней танкера «Владимир Колечицкий»  ни в газетах того времени, ни в вездесущем Интернете нет ни строчки. Обидно конечно…