А как Вы относитесь к Белым Кроликам, Чеширским Ко

Александра Плохова
    А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К БЕЛЫМ КРОЛИКАМ, ЧЕШИРСКИМ КОТАМ И МАРТОВСКИМ ЗАЙЦАМ?


                1. МАМА, Я МУРАВЬЯ УБИЛ!

- Мама, я муравья убил!
И подол моего платья оросили слёзы отчаяния.
- Но ведь ты случайно, не нарочно же.
-Нарочно! Я хотел проверить, - выдержит ли он камушек?

Сыну было 4 года. Это был его первый и неудачный эксперимент.

И вот в доме появилось много книг о живой природе, и конечно, много детских и не детских книг о муравьях, об их жизни и повадках.
Мы слушали пластинки со сказкой Бианки  «Как муравьишка домой спешил», и читали замечательного чешского писателя о приключениях муравьишки Ферды. И играли, играли без конца в муравьёв.

Потом детскую комнату заставили банки с чёрными и рыжими муравьями, а в альбоме появились рисунки – «Война чёрных и рыжих мурашей».  Какого мальчишку не трогает воинственная тема?
Позже появились коробки с пауками и их малютками, с гусеницами, баночки с ящерками, с кузнечиками, а в синем тазике – улитки:
-Посмотри, мама, какие они красивые! И у каждой – своё выражение лица!
Всё это богатство возвращалось потом туда, откуда было взято – под берёзу, или на берег ручейка, или в сад.
На день рождения я получала какую-нибудь гусеницу, которая со временем должна превратиться в красивую бабочку.
Внимательно рассматривалась иллюстрированная энциклопедия о насекомых.

Однажды мы с сыном (ему уже было 6 лет) стояли в длинной очереди в овощном магазине. Алёше стало скучно, и я разрешила ему пойти в книжный магазин, расположенный рядом. Прибежал с горящими глазами: - Мама, дай мне денежку, пожалуйста! Там лежит интересная книга про насекомых. Оставив очередь, я пошла с ним в магазин. Полистала книгу. Она мне показалась не очень приятной: она рассказывала о вирусах, о бактериях, о клопах, вшах и прочей «гадости».

Не знала я тогда, что эта книга полюбится моему сыну так, что плюшевый медведь в его кровати уступит ей своё место. 
Не предвидела, что она определит его будущую профессию биотехнолога.
Не предполагала, что бактериофаги займут его воображение, и альбом для рисования
 украсят (наряду с самолётами, танками, кораблями), картинки баталий вирусов и лейкоцитов. (Альбом с рисунками сохранился).

И уж совсем не думала, что в будущем, когда ему стукнет 26 лет, в основе разработанных им биокаталитических процессов станут бактерии, упоминаемые в этой книге, что он защитит диссертацию и получит учёную степень кандидата технических наук.

Тогда я даже отказалась читать вслух эту книгу.
А чтение вслух «на сон грядущий» было одной из наших общих радостей.
 
                2. КАК БЫ Я ХОТЕЛ СТАТЬ ДРУГОМ ДАРРЕЛЛА!

А чтение вслух «на сон грядущий» было в нашей семье традицией с незапамятных времён. Возможно, с тех пор, когда предки читали перед сном Библию.
Помню из своего детства: мама и бабушка, уложив нас с сестрой в кроватки, уединялись в передней нашей квартиры, чтобы никому не мешать, и читали «Евгения Онегина», Эмилию Бронте и любовные романы. А папа читал нам Чуковского или Маршака.
Нарушать традицию нам с Лёшкой не хотелось.

И вот в этот момент в доме появляется книга «Под пологом пьяного леса», английского писателя, учёного–анималиста Джеральда Даррелла. А если честно, то - непрофессионального писателя, и учёного, не получившего образования.
Его книги о животных так захватили наше внимание и воображение, что мы буквально заболели ими. И ни одного вечера не могли себе помыслить без этих прекрасных книг.
Перед нами открылся неизвестный нам мир животных. Мы хохотали до упада – с такой комичностью автор описывал сцены общения с ними, их характеры и повадки.

Любимейшей книгой раз и навсегда стала «Моя семья и другие звери»!

Вот что говорит друг Даррелла, доктор биологических наук В.Е. Флинт, написавший предисловия к его книгам:
 «По точности и образности я могу сравнить его только с лучшим писателем-анималистом Сетоном-Томпсоном. Свежесть, оригинальность языка, богатство и неожиданность сравнений и метафор, отличный, подлинно английский, диккенсовский юмор – все это доставляет истинное удовольствие читателю».
Ироничный Ларри Даррелл (известный английский писатель и дипломат) писал о своем младшем брате: «Маленький дьявол прекрасно пишет! Его стиль по свежести напоминает листья салата!».

Даррелл с детства определил себе занятие. Его мечтой было создать свой собственный зоопарк. И он этого добьётся. На острове Джерси возникнет зоопарк, вернее - питомник по разведению редких, исчезающих видов животных, с целью возвращения в места их обитания.

Даррелл написал свыше 30-ти книг. Образы животных и людей, окружавших и сопровождавших его в путешествиях по миру – великолепны.
 
Но образ автора - (его личность) – особенно обаятелен, притягателен и симпатичен.
Очарованные Дарреллом, его доверительной манерой общения с читателями, мы с Алёшей уже не мыслили обойтись без чтения его книг на ночь.
Каждый вечер с книгой Даррелла был для нас праздником.
Даррелл, раз и навсегда, не подозревая об этом, стал членом нашей семьи.

- Мама, как бы мне хотелось стать другом Даррелла! – заявил мне мой шестилетний сын.
               
                3. В МОСКОВСКОМ ЗООПАРКЕ

Время шло. Вот уже сыну 12 лет.
Окончил пятый класс. Моя работа и другие обстоятельства сложились так, что лето предстояло Алёше провести в Москве. Он отказался ехать в пионерский лагерь.
Наш дом был расположен рядом с Главным Ботаническим Садом, куда мы ходили гулять вечерами. А выходные дни проводили на даче друзей.
Конечно, меня очень расстраивало то, что я не могу обеспечить полноценный отдых сыну.

 И тут случилось то, о чём мечтал мой сын под влиянием чудесных книг Джеральда Даррелла.

Однажды он прибегает со двора и показывает новую книгу о муравьях. В ней телефон некой Нины Александровны.
- Кто – это?
- Это – тётя, которая живёт в доме напротив нас.

И Лёшка рассказывает мне, что он сидел под распахнутым окном первого этажа, и следил за снующими муравьями. Вдруг в окне появилась женщина и строго спросила, что ему тут нужно? Он растерянно ответил, что наблюдает за муравьями. Тогда её тон смягчился, и она спросила удивлённо:
- Тебе они, действительно, интересны?
– Очень, - ответил Алёша.
- Тогда подожди. Я сейчас выйду.
И вышла с книгой в руках:
- Прочтёшь, позвони мне, и мы поговорим.

Конечно, этот эпизод меня очень тронул, и я немедленно позвонила с благодарностью Нине Александровне, заверив, что книга будет в полном порядке, и мы, прочитав её, вернём.
Мы познакомились. Оказалось, что Нина Александровна работает в московском зоопарке.
Я поделилась с ней своей озабоченностью: мне приходится оставлять Алёшу  одного под присмотром доброй соседки по лестничной площадке пока я на службе. Он целыми днями на пыльной площадке гоняет мяч с ребятами. Сказала, что его мечта – работать в зоопарке, и я еле убедила его, что ему рано.
 
А на следующий день звонит Нина Александровна и сообщает, что она поговорила с директором Зоопарка Спицыным, и он разрешил поработать мальчишке, естественно, без оплаты и не в вольерах, а в секции декоративного садоводства. Только надо взять из школы направление на прохождение практики.

Я обрадовалась: вопрос летнего времяпровождения Алёши был решён. Он будет под присмотром Нины Александровны и целый день на воздухе.

Секция располагалась в отдельно стоящем маленьком домике. В группу входило человек пять молодых ребят, двое из которых (Коля и Маша) дважды сдавали экзамены в МГУ на биологический факультет, но не добирали нужных очков – конкурс был велик. Все были увлечены биологией.
Самый старший из этой компании, Игорь Хитров, написал книгу о пресмыкающихся и, конечно, заразил своим увлечением Алёшу. Позже у нас дома будет жить в большом террариуме маленькая ящерка из породы «агама горная». О ней будет отдельный рассказ.

Я беспокоилась, как ребята питаются? Оказывается, прекрасно. Вокруг домика росли шампиньоны, и в обеденный перерыв девочки готовили грибной обед, а мальчики заимствовали на десерт яблоки у слона.

Иногда Алёшу приглашал на чай в свою каморку сторож Николай Иванович,  который работал в Зоопарке с незапамятных времён. Они подружились. Лёшке нравилась его доброта и рассказы о былых временах зоопарка.

С утра Алёша получал задание: прополоть клумбы, или подмести и убрать мусор на территории зоопарка.
Он подружился с медведем, с которым «беседовал» по утрам, а тот с интересом наблюдал за уборкой перед его вольером.

Теперь я была спокойна, а радости сына не было конца и края.


4.А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К БЕЛЫМ КРОЛИКАМ, ЧЕШИРСКИМ КОТАМ И МАРТОВСКИМ ЗАЙЦАМ?

В это же лето разнеслась весть о том, что приехал  Даррелл в Советский Союз для участия в съемках многосерийного телефильма о природе СССР и ее охране.
Фирма «Примедия продакшнз» подписала соглашение о съемках многосерийного фильма.

Такого быть не могло, чтобы Даррелл не посетил Московский Зоопарк.
С нетерпением ожидал мой сын встречи со своим кумиром.

И вот однажды утром, когда Алёша сидел на корточках на центральной клумбе зоопарка, пропалывая её от сорняков, показался тарантас, запряжённый лошадками. В тарантасе сидел знакомый по многочисленным портретам бородатый Джеральд Даррелл, а рядом – наш Николай Николаевич Дроздов, профессор МГУ, ведущий телепрограмм о животном мире.
За тарантасом следовала съёмочная группа. Даррелл дал знак операторам, и они подошли к клумбе и обратились на английском языке к Алёше. Он, конечно, не понял, но вежливо поднялся. Застрекотала камера. Так мой сын оказался запечатлён в первой серии знаменитого 13-ти серийного фильма «Даррелл в России» *.

Фильм, популярный в Англии, у нас показали по телевизору спустя пять лет, в 1988 году, 2-го января.
Я с нетерпением ждала кадр с Лёшкой. И увидела своего сына в джинсах, клетчатой рубашке и белой кепочке с какой-то тяпкой в руке. Изображение длилось  всего несколько секунд.

Наконец, стало известно, что встреча с Дарреллом состоится в конференц-зале зоопарка. Я обрадовалась:

- Я тоже приду!
- Нет, мама. Встреча только для сотрудников зоопарка. Посторонним – нельзя, - добавил он с важностью.

Пришлось мне смириться.
Всё, что происходило в зале, я услышала от сына и Нины Александровны.

Когда вошёл Даррелл, все поднялись и приветствовали его аплодисментами.

 «…крупный, грузный человек с загорелым, обветренным лицом, на котором особенно контрастно выделялись совершенно белая борода и светло-голубые, по-настоящему лучистые глаза. Во всей его осанке чувствовалось спокойствие, особое ощущение собственного достоинства».
Таким его увидел впервые доктор биологических наук В. Е. Флинт, и таким он предстал перед аудиторией.
 
 На сцене конференц-зала за столом расположились Джеральд Даррелл, его верная спутница и помощница – жена Ли Даррелл, а также переводчица и наш Николай Николаевич Дроздов, ведущий этого вечера.

Даррелл рассказывал о своих впечатлениях от поездки по Советскому Союзу. Он объездил весь СССР: Таймыр, Калмыкия, Байкал, Рязань, Астрахань, Самарканд, Бухара...
Рассказывал о редких животных. Рисовал их на доске, установленной на сцене. Его комментарии взрывали аудиторию смехом, особенно, когда он сравнивал портрет и повадки животного с известной политической персоной.

Потом задавались вопросы. Даррелл, несмотря на усталость и плохое самочувствие, доброжелательно отвечал на них. Вопросов было много, но у каждого, получившего обстоятельный ответ, возникало чувство соприкосновения с другом.

Встреча подходила к концу. Ведущий, Николай Дроздов, спросил у аудитории: есть ли ещё вопросы. Вопросов не было.

Тогда решился и поднял руку мой сын. Дроздов кивнул. Алёшка встал и, волнуясь, обратился к Дарреллу:
- Мистер Даррелл, а как Вы относитесь к Белым Кроликам, Чеширским Котам и Мартовским Зайцам?

Зал дружно рассмеялся, а Даррелл с недоумением глядел на переводчицу. Ей явно не была знакома книга Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», и она неуверенно перевела вопрос.
Зал успокоился, - захохотал Даррелл.
Он встал и, опираясь на палку, сильно хромая, спустился в зал, направился в сторону Алеши.
Джеральд Даррелл сказал: - Дорогой мой друг, я рад, что ты в таком юном возрасте читаешь такие серьёзные книги.
И он напомнил притчу - стихотворение о Морже и Плотнике из книги «Алиса в Зазеркалье», увязав её смысл (вернее, один из её смыслов) со своей деятельностью по сохранению исчезающих видов животных.
Улыбнулся Алёше, поблагодарил его за прекрасный вопрос и вернулся на своё место.

Большой радостью для моего сына было услышать из уст своего кумира – «Дорогой мой друг», а также получить автограф, оставленный Джеральдом Дарреллом на книге «Зоопарк в моём багаже».

Книга бережно хранится в нашей домашней библиотеке, наряду с другими книгами Даррелла**. (На странице с автографом Дарелла Алёша вместо экслибриса использовал личную печать своего прадеда Ивана Ивановича Плохова, память о котором свято хранится в нашей семье). Книга напоминает о встрече Алёши с удивительным человеком, знаменитым натуралистом и прекрасным английским писателем.

Мечта моего сына увидеть и услышать Даррелла сбылась!


                ***

* Перечень серий фильма «Даррелл в России»:

1. «Другие русские».
2. «Спасение в половодье».
3. «Бакланы, вороны и сомы».
4. «Тюлени и соболи».
5. «Последний кусок нетронутой степи».
6. «От Тянь-Шаня до Самарканда».
7. «Красная пустыня».
8. «Спасение сайги».
9. «Там за лесами».
10. «Возвращение зубров».
11. «Дети и природа».
12. «Песня глухаря».
13. «Бесконечный день».


** Перечень основных произведений Джеральда Даррелла:

1953 – Три билета до Эдвенчер.
1953 – Гончие бафута.
1955 – Моя семья и другие звери.
1955 – Под пологом пьяного леса.
1955 – Новый Ной.
1960 – Зоопарк в моем багаже.
1961 – Зоопарки.
1962 – Земля шорохов.
1964 – Поместье-зверинец.
1966 – Путь кенгуренка /Двое в буше.
1968 – Похитители ослов.
1969 – Птицы, звери и родственники.
1972 – Поймайте мне колобуса.
1973 – Звери в моей жизни.
1974 – Говорящий сверток.
1976 – Ковчег на острове.
1977 – Золотые крыланы и розовые голуби.
1978 – Сад богов.
1979 – Пикник и прочие безобразия.
1981 – Птица пересмешник.
1984 – Натуралист на мушке.
1990 – Юбилей ковчега.
1991 - Мама на выданье.
1992 – Ай-ай и я (The aye-aye and I).