Философия-2

Сергей Корягин
  Бытие и ничто.  Ничто – изнанка бытия, бытие  с минусом, потенциальное бытие, еще не ставшее бытие. Бог – за пределами бытия, которое охватывается разумом, однако Бога ученые богословы называют реальнейшим бытием. Тут все дело в точке отсчета, которую принимает философ. Возьмем кантовскую «вещь в себе». На ней можно построить любое бытие, любого Бога, любой "город". «Вещь» есть, но мы ее не знаем и знать не можем. Только мы к ней приблизились – она опять от нас ускользнула. В гегелевской системе нет раздвоения: она бытие, включая кантовскую "вещь в себе", даже Бога, помещает в мышление (философия тождества). Здесь бытие – просто первая категория мышления, самая отвлеченная, самая бессодержательная  и пустая. Бытие возникает (становится) из ничто.  31 января 2009 г.

Пространство и время-1. Пространство – вместилище объекта, отнюдь не внешнее объекту, но единое с ним. Человек как величина соизмеряет себя с Землей. Время фиксирует ритм движения, развития объекта. Свой ритм у Вселенной, свой – у Солнечной системы, свой – у Земли. Человек соизмеряет ритм своей жизни с ритмом жизни Земли.  Если бы Земля умела мыслить, то продолжительность жизни человека для нее была бы еле заметным мельканием во времени. Век собаки для нас очень короток, но это только для нас. А для собаки, если бы она мыслила, как человек,  продолжительность нашей жизни казалась бы вечностью. У человека с нарушенной психикой восприятие пространства и времени нарушено. «Ты слишком долго не приходил». «Сегодня ты слишком рано пришел».
Философское понимание пространства и времени. Материализм называет их объективными формами существования материи. Для Канта пространство и время – субъективные, априорные, трансцендентальные категории, посредством которых мы воспринимаем внешний мир. Тот самый мир, который является «вещью в себе». У Гегея бытие и сознание тождественны, поэтому любой предмет и объективен и субъективен. 1 апреля 2009 г.
 
Пространство и время-2. Еще раз на эту тему. Субъективный фактор в восприятии пространства и времени играет огромную роль. Для детей Америка бесконечно далеко, а для взрослых – всего десять часов лета. Время у детей тянется медленно, а у стариков – «оглянуться не успела, как зима катит глаза». У людей со «сдвинутой психикой» - свое восприятие пространства и времени. Человек среднего возраста с нормальной психикой специальными упражнениями, медитацией может довести себя до состояния, когда восприятие реального мира  искажается. Когда проводят лабораторный опыты, чтобы доказать непостоянство фундаментальных  объектов, «положенных» природой, основных форм существования материи, то в них речь может идти лишь об изменчивости психических состояний и об изменчивости восприятия. 18 апреля 2009 г.
P.S. Довести до умопомрачения можно, как показывает жизнь, не только отдельного  человека, но и группу людей. А также целую нацию. Это не гипноз, а некое другое искусство и некое другое состояние. И пространство России покажется небольшим, и морозы нестрашными, и война молниеносной. Немцы поверили пропагандистам.  К восьмидесятому году мы построим коммунизм, говорил Хрущев. Русские поверили «болтуну». Три года упорного труда (по выплавке чугуна, стали) – и тысяча лет счастья, говорили маоисты. Китайцы  приняли это как истину в первой инстанции.
 
Философия. Материя, пространство, время, движение, развитие, сознание… Материализм, с его объективностью без субъективности,  запутывается в противоречиях. Трудно понять, как  материя без плана, без «замысла», без соответствующего «семени» внутри себя в результате долгой эволюции «родила» миру сознание.  Непросто понять, как пространство, будучи только объективным, конечно и бесконечно  одновременно, время – дискретно и непрерывно одновременно. А движение – нахождение предмета
 в одном месте и в другом.
 
С позиции объективного идеализма противоречивость процесса познания, думаю,  выглядит понятнее: природа, (вселенная, мир) как гармонично устроенный предмет, как объект положен субъектом.  Положен как цельный, неразделенный предмет. Субъектом развития  выступает понятие, развертывающее всю панораму логики,  логики диалектической. Понятия логики, при всей их значимости как главного движителя жизни целого, не могут дать той цельности, какая присуща природе как таковой – понятий множество, они разделены, они способны выразить лишь одну из сторон целого.  Что есть пространство? Здесь мы должны предположить, что оно дискретно и непрерывно. То же о времени. Чтобы понять, что есть движение, мы должны предположить, что движущийся предмет находится в данной точке и не находится в данной точке.   

 У Канта философские понятия (категории) априорны, они – активное начало познания объекта, однако начало, не проникающее в самую суть его, которую он назвал «вещью в себе». Кант и Бога постулировал как «вещь в себе». Гегель подошел иначе: его логика полагает мир и познает его. Мир объективен, но эта объективность, в том числе кантовская вещь в себе,  положена самим субъектом. Что есть материя? Самая отвлеченная, бедная абстракция в системе абсолютной идеи. И самая отвлеченная абстракция в процессе субъективного познания. Здесь надо читать первую часть «Науки логики». Ориентироваться на высказывания Ленина по вопросам философии, думаю, не имеет смысла, потому что в сравнении с таким титаном, как Гегель, его философия весьма несовершенна. 25 февраля 2010 г.