сын Фенареты

Татьяна Кожухова
Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ.
Сын ваятеля Софроникса и повитухи Фенареты.
"Я знаю, что ничего не знаю" - его высказывание об ограниченности человеческого знания оценила дельфийская пифия, назвав "мудрейшим из всех мудрых".
Почему он не записывал свои мысли?
Принципиально.
Считал, что это ослабляет память.
Предпочитал живую беседу.
Сократовский диалог - поиск истинного знания. Эффект благотворного потрясения собеседника, осознававшего в ходе суждений собственное незнание.
Унаследовал от матери «искусство повивальной бабки*», успешно применяя его в своих приёмах исследования. Разница в том, что владея этим искусством, Сократ помогал рождению знания. Его роль была скромна: он уверял всех, что сам - пуст и от него никто ничему научиться не может, каждый лишь производит с его помощью то, чем чреват.
Метод Сократа - прообраз эвристического обучения**.
Мысли должны зарождаться в головах учеников, роль учителя сравнима с ролью повивальной бабки.
__

Источник счастья связывал с чувством "внутренней исполненности". Считал, что человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.
-
"Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!"
____

*Майевтика - (греч.— букв. — повивальное искусство) - метод Сократа извлекать третичное в человеке знание с помощью отвлечённых наводящих вопросов. 

**Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.(Википедия)
Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).