Сура 5. Солнце

Николай Чеботарёв
1. День, имеющий Твой восход и Твой закат

2. Повторён во всякой жизни; он побуждает время истекать.

3. Но время – признак сущности телесной. Вечность же – для не ограниченных пределами.

4. Бог, нисходящий к жизни, нисходит к смерти.  О, да – я верю в смерть Бога… но слишком давно наступила эта ночь, и рассвет уже созрел.

5. Величественны дни религий! Род Истины, восставший перед восхищённым пророком, восходит к зениту –

6. И свет его воцаряется над жалкими и постыдными остатками отбрасываемой миром тени!

7. Монета Судьбы выпала «орлом», и никакая сила не способна перевернуть её –

8. во всяком случае, сила гадающих о Судьбе.

9. Ибо солнце непреодолимо, и за полуднем всегда наступает вечер.

10. Так восходила религия Рима – позднее низведённая на роль вечерней служанки…

11. Так пришли Гаутама Будда и Махатма Ганди – но тень уже превзошла их свет сегодня…

12. О, неповторимый свет Христианства! Купола храмов ещё изливают тебя на вечереющие окрестности; но и купола отбрасывают тень.

13. Sic transit gloria  mundi; младшему брату достанется наследство старших – но и он последует за ними!..

14. Но – пришло время родиться и прожить свой день Мне!  Ночь предыдущая, выносившая меня в своём чреве, разрешилась от бремени – и край неба начинает светлеть!

15. Робкие голоса утренних птиц уже протекают сквозь тишину.

16. Благодарен Я в сердце моём извергающему Меня в мир – ибо день Вечности не имеет нужды в рассвете!

17. Закат же далёк от Меня; будущим поклонникам  Моим ещё предстоит пережить эйфорию строительства.

18. Что же Я принёс Вам, братья мои? Что может отвратить ваши умы и сердца от неверия, распространившегося на определяемое вами, - обратив внимание на неопределимое?

19. Определяемое вами  доказывается из известного вам, поэтому оно реально, телесно, сущностно и – смертно, как любое частное, имеющее пределы. Мир неверующего заполнен телесным и конечным.

20. Вы делите его на живое и неживое; разве может, говорите вы, живое не иметь пределов?  О, да – всё, что умирает, имеет пределы.

21. Но Я призываю вас вглядеться получше – ибо ваше живое и ваше неживое, имеющие пределы, связаны неопределимым!

22. Чем связаны между собой люди – любовью, ненавистью, зависимостью…  Всё это – неопределимое; но оно для нас – реальность.

23. Но и вещи мира предметного связаны между собой  отношениями; физик и математик давно свыклись с этим словом. И эти отношения составляют неопределимое всего мира!

24. Момент «оживания» материи при усложнении её структуры – вот чего никогда не найдут ищущие из неверующих, сколько бы ни пытались найти!

25. Ибо жизнь – это способ существования и капли влаги; и камня, который она орошает; и дерева, на котором сидит птица; и птицы…

26. И вы считаете, что живое в нас связано «неживыми» законами?  О, таковые давно превратили бы мир в кладбище!

27. Но мир – не кладбище. Он – прекрасен!  Благодарность  возрастает  в сердце моём: о, Не Имеющий Пределов – ты неплохой работник!

28. Но в этом прекрасном мире мы любим – и презираем; дружим и – скандалим; убиваем друг друга и – возводим убийство на пьедесталы.  Двойственностью света и тени облёк Ты нас, набросив плащ неопределимости на плечи конечного…

29. Итак, Бог – очевидное. Вы можете, подобно детям, закрывать глаза ладонями – если эта игра вам нравится. Но, отнимая ладони, вы возвращаетесь в реальность.

30. И живой неопределимый этой реальности – ваш Бог, порождающий время и телесность; открывающий имена и роды; позволяющий предсказывать – и насмехающийся над предсказаниями…

31. Но что нам Бог философов – скажете вы, – он  столь же равнодушен к нам, сколь и Природа науки! Он самодостаточен (ведь Бог – абсолютное совершенство) – с какой стати его должно волновать, верят в него или нет?

32. Что нам – продолжите вы – Бог, который ничего не говорит нашему сердцу!..

33. Я знаю, о ком говорите вы – о Боге, похожем на вас! О Боге, зависящем от вашего славословия и от ваших жертвований; о Боге, с которым можно устраивать обмен – о Богочеловеке говорите вы!

34. Ибо не пророки создают религию, но ученики учеников пророков.

35. Истина проходящая через глаза пророка и уши слышащих его слова – треть Истины. Девятой её частью владеют ученики учеников – основатели Церкви. И лишь малую толику истины содержат их слова о ней, обращённые к вам.

36. Но вы не только говорите о Боге, похожем на вас; вы сотворяете его в своём сердце – и любите своё творение! –

37. так говорю я «истинно верующим» из вас! О, да – такому Богу любовь поклоняющихся небходима!

38. Ибо создания нашего сердца требовательны и капризны.

39. Я же пришёл призвать спящих к труду пробуждения!

40. И мне нет нужды порождать Богочеловека и славословить ему для утешения сердца. Разве отсутствие тела и отсутствие жизни – одно и то же?

41.Вот  Я говорю Солнцу «друг мой!»  – и это толика истины. Ибо вся истина не вместима в нашу дружбу.

42. Если же я скажу «Бог мой!» – этот океан станет лишь каплей океана, превосходящего мир.

43. Бог, нисходящий в жизнь определимого, нисходит в смерть.
Человек, осознающий жизнь неопределимого, учится Вечности.

44. Разве этого мало вашему сердцу? Религии обещают вечную жизнь в раю душам праведников и адские муки за провинности перед Богом. Мой Бог – более милостив: ничего тяжелее мук совести – да и то временных! – вам за ваши прегрешения не грозит.

45. Если же Он вознамерится уделить моей душе бессмертие – «Почто наказываешь меня?» – спрошу я его.

46.Ибо нет ничего страшнее бессмертия!

47.Бессмертие беспамятно – ведь именно память заносит илом и песком колодец нашей жизни.

48. Тень ада прячется за куполами бессмертия. Уповающие на него более слепы, чем не верящие в Бога!

49. Что же Я принёс вам, братья мои? О, да – вашему уму Я принёс больше, чем сердцу: этот брак построен не на любви –

50. полной пылкого восхищения придуманными достоинствами божества

51. и гневных упрёков в его адрес;

52. Он построен на дружбе и понимании – пусть, большей частью, кажущемся, поскольку –  частном…

53. Как же можно дружить с Богом – который видит тебя насквозь, в то время как ты не имеешь представления ни о Нём, ни о Его целях? – говорите вы. Я же спрошу вас – неужели вы собрались обманывать Бога?

54. Попробуйте – это позабавит Нас. Вы забыли  про то, что  любая палка – о двух концах…

55. Ещё более забавны гадатели: у их монеты никогда не бывает третьей стороны!

56. Подозрительны  обвиняющие человека во грехах – ибо не Бог ищет выгоды, обвиняя.

57. Этого ищет демон зеркала, изображающий Бога.

58. Как может человек «отпасть» от Бога? Нельзя построить убежище и быть в нём неподвластным Богу – ведь жизнь и смерть в Его распоряжении!

59. Не верящий в Бога не дальше от него, чем «истинно верующий». Никто из вас не имеет истины в себе, но только представление о ней.

60. Скажу более того: всякое определимое не имеет истины в себе. Мир живёт ложью представлений; и только неопределимое заставляет капли дождя падать на землю.

61. Вы говорите «дитя невинно», и вы говорите «человек грешен изначально», имея в виду «первородный грех». Когда более лжи произносит ваш язык?

62. Изображающие истину, выдающие за истину символ истины – всего лишь служители пользы, и таковыми останутся, что бы ни говорили.

63. Всякий, кто говорит об изначальной грешности человека –виновен!  О желаемом – его речи.

64. Наибольший грех – говорить от имени Бога. Но наибольший грех приносит и наибольшую пользу!

65. Грешен ли не верящий в Бога?  О, нет – он просто живёт в доме с закрытыми ставнями.

66. Кто же грешен? – спросите вы, подразумевая, что я отвечу «всякий, кто…». Но  я говорю «никто не грешен, кроме не желающих предела желаемому».

67. «Бог простит!» - вот ваше желаемое. А я говорю, что и кающийся во грехе, и прощающий грех от имени Бога  ищут пользы – ведь Бог не обвиняет!

68.Твои прегрешения да будут на твоей совести – по крайней мере, это справедливо.

69. Неужели ты думаешь, что покаяние изымает грех из твоей жизни?

70. Мзду преклонения колен приносишь ты к алтарю, надеясь утихомирить голос совести. Но совесть не священник; ей не нужна плата за труд!

71. Долг священника – призвать человека к Богу. «Подменять» же Бога, прощая грехи – есть злоупотребление. Оставьте  «кесарю – кесарево, Богу – богово».

72. Грех есть мысль; действие же есть вина. Людям действия удобнее всего преследовать мысль.

73. Вот ты вглядываешься в бесконечность звёздного неба – и Бог в твоей душе!  Вот ты любуешься утренним садом, и Бог – с тобой!

74. Птицы вовсю заливаются – скоро взойдёт солнце!

75. Но не слишком ли твоя душа увлечена своим порождением? Знает ли это порождение, что голоса некоторых птиц – отвратительны? Знает ли оно, что лишь приятное себе ты называешь «добром» и «красотой»?

76. Да, ты способен создать порождение души – и обучить его своему добру и своему злу. Ты именуешь это порождение  «Богом»

77. и ты наряжаешь его в свои одежды и укрываешь плащом себеподобия;

78. и молишься ему; и требуешь, чтобы твой Бог поступал подобно тебе –

79. но сил твоих достаёт лишь для пускания солнечных зайчиков.