1. День, имеющий Твой восход и Твой закат
2. Повторён во всякой жизни; он побуждает время истекать.
3. Но время – признак сущности телесной. Вечность же – для не ограниченных пределами.
4. Бог, нисходящий к жизни, нисходит к смерти. О, да – я верю в смерть Бога… но слишком давно наступила эта ночь, и рассвет уже созрел.
5. Величественны дни религий! Род Истины, восставший перед восхищённым пророком, восходит к зениту –
6. И свет его воцаряется над жалкими и постыдными остатками отбрасываемой миром тени!
7. Монета Судьбы выпала «орлом», и никакая сила не способна перевернуть её –
8. во всяком случае, сила гадающих о Судьбе.
9. Ибо солнце непреодолимо, и за полуднем всегда наступает вечер.
10. Так восходила религия Рима – позднее низведённая на роль вечерней служанки…
11. Так пришли Гаутама Будда и Махатма Ганди – но тень уже превзошла их свет сегодня…
12. О, неповторимый свет Христианства! Купола храмов ещё изливают тебя на вечереющие окрестности; но и купола отбрасывают тень.
13. Sic transit gloria mundi; младшему брату достанется наследство старших – но и он последует за ними!..
14. Но – пришло время родиться и прожить свой день Мне! Ночь предыдущая, выносившая меня в своём чреве, разрешилась от бремени – и край неба начинает светлеть!
15. Робкие голоса утренних птиц уже протекают сквозь тишину.
16. Благодарен Я в сердце моём извергающему Меня в мир – ибо день Вечности не имеет нужды в рассвете!
17. Закат же далёк от Меня; будущим поклонникам Моим ещё предстоит пережить эйфорию строительства.
18. Что же Я принёс Вам, братья мои? Что может отвратить ваши умы и сердца от неверия, распространившегося на определяемое вами, - обратив внимание на неопределимое?
19. Определяемое вами доказывается из известного вам, поэтому оно реально, телесно, сущностно и – смертно, как любое частное, имеющее пределы. Мир неверующего заполнен телесным и конечным.
20. Вы делите его на живое и неживое; разве может, говорите вы, живое не иметь пределов? О, да – всё, что умирает, имеет пределы.
21. Но Я призываю вас вглядеться получше – ибо ваше живое и ваше неживое, имеющие пределы, связаны неопределимым!
22. Чем связаны между собой люди – любовью, ненавистью, зависимостью… Всё это – неопределимое; но оно для нас – реальность.
23. Но и вещи мира предметного связаны между собой отношениями; физик и математик давно свыклись с этим словом. И эти отношения составляют неопределимое всего мира!
24. Момент «оживания» материи при усложнении её структуры – вот чего никогда не найдут ищущие из неверующих, сколько бы ни пытались найти!
25. Ибо жизнь – это способ существования и капли влаги; и камня, который она орошает; и дерева, на котором сидит птица; и птицы…
26. И вы считаете, что живое в нас связано «неживыми» законами? О, таковые давно превратили бы мир в кладбище!
27. Но мир – не кладбище. Он – прекрасен! Благодарность возрастает в сердце моём: о, Не Имеющий Пределов – ты неплохой работник!
28. Но в этом прекрасном мире мы любим – и презираем; дружим и – скандалим; убиваем друг друга и – возводим убийство на пьедесталы. Двойственностью света и тени облёк Ты нас, набросив плащ неопределимости на плечи конечного…
29. Итак, Бог – очевидное. Вы можете, подобно детям, закрывать глаза ладонями – если эта игра вам нравится. Но, отнимая ладони, вы возвращаетесь в реальность.
30. И живой неопределимый этой реальности – ваш Бог, порождающий время и телесность; открывающий имена и роды; позволяющий предсказывать – и насмехающийся над предсказаниями…
31. Но что нам Бог философов – скажете вы, – он столь же равнодушен к нам, сколь и Природа науки! Он самодостаточен (ведь Бог – абсолютное совершенство) – с какой стати его должно волновать, верят в него или нет?
32. Что нам – продолжите вы – Бог, который ничего не говорит нашему сердцу!..
33. Я знаю, о ком говорите вы – о Боге, похожем на вас! О Боге, зависящем от вашего славословия и от ваших жертвований; о Боге, с которым можно устраивать обмен – о Богочеловеке говорите вы!
34. Ибо не пророки создают религию, но ученики учеников пророков.
35. Истина проходящая через глаза пророка и уши слышащих его слова – треть Истины. Девятой её частью владеют ученики учеников – основатели Церкви. И лишь малую толику истины содержат их слова о ней, обращённые к вам.
36. Но вы не только говорите о Боге, похожем на вас; вы сотворяете его в своём сердце – и любите своё творение! –
37. так говорю я «истинно верующим» из вас! О, да – такому Богу любовь поклоняющихся небходима!
38. Ибо создания нашего сердца требовательны и капризны.
39. Я же пришёл призвать спящих к труду пробуждения!
40. И мне нет нужды порождать Богочеловека и славословить ему для утешения сердца. Разве отсутствие тела и отсутствие жизни – одно и то же?
41.Вот Я говорю Солнцу «друг мой!» – и это толика истины. Ибо вся истина не вместима в нашу дружбу.
42. Если же я скажу «Бог мой!» – этот океан станет лишь каплей океана, превосходящего мир.
43. Бог, нисходящий в жизнь определимого, нисходит в смерть.
Человек, осознающий жизнь неопределимого, учится Вечности.
44. Разве этого мало вашему сердцу? Религии обещают вечную жизнь в раю душам праведников и адские муки за провинности перед Богом. Мой Бог – более милостив: ничего тяжелее мук совести – да и то временных! – вам за ваши прегрешения не грозит.
45. Если же Он вознамерится уделить моей душе бессмертие – «Почто наказываешь меня?» – спрошу я его.
46.Ибо нет ничего страшнее бессмертия!
47.Бессмертие беспамятно – ведь именно память заносит илом и песком колодец нашей жизни.
48. Тень ада прячется за куполами бессмертия. Уповающие на него более слепы, чем не верящие в Бога!
49. Что же Я принёс вам, братья мои? О, да – вашему уму Я принёс больше, чем сердцу: этот брак построен не на любви –
50. полной пылкого восхищения придуманными достоинствами божества
51. и гневных упрёков в его адрес;
52. Он построен на дружбе и понимании – пусть, большей частью, кажущемся, поскольку – частном…
53. Как же можно дружить с Богом – который видит тебя насквозь, в то время как ты не имеешь представления ни о Нём, ни о Его целях? – говорите вы. Я же спрошу вас – неужели вы собрались обманывать Бога?
54. Попробуйте – это позабавит Нас. Вы забыли про то, что любая палка – о двух концах…
55. Ещё более забавны гадатели: у их монеты никогда не бывает третьей стороны!
56. Подозрительны обвиняющие человека во грехах – ибо не Бог ищет выгоды, обвиняя.
57. Этого ищет демон зеркала, изображающий Бога.
58. Как может человек «отпасть» от Бога? Нельзя построить убежище и быть в нём неподвластным Богу – ведь жизнь и смерть в Его распоряжении!
59. Не верящий в Бога не дальше от него, чем «истинно верующий». Никто из вас не имеет истины в себе, но только представление о ней.
60. Скажу более того: всякое определимое не имеет истины в себе. Мир живёт ложью представлений; и только неопределимое заставляет капли дождя падать на землю.
61. Вы говорите «дитя невинно», и вы говорите «человек грешен изначально», имея в виду «первородный грех». Когда более лжи произносит ваш язык?
62. Изображающие истину, выдающие за истину символ истины – всего лишь служители пользы, и таковыми останутся, что бы ни говорили.
63. Всякий, кто говорит об изначальной грешности человека –виновен! О желаемом – его речи.
64. Наибольший грех – говорить от имени Бога. Но наибольший грех приносит и наибольшую пользу!
65. Грешен ли не верящий в Бога? О, нет – он просто живёт в доме с закрытыми ставнями.
66. Кто же грешен? – спросите вы, подразумевая, что я отвечу «всякий, кто…». Но я говорю «никто не грешен, кроме не желающих предела желаемому».
67. «Бог простит!» - вот ваше желаемое. А я говорю, что и кающийся во грехе, и прощающий грех от имени Бога ищут пользы – ведь Бог не обвиняет!
68.Твои прегрешения да будут на твоей совести – по крайней мере, это справедливо.
69. Неужели ты думаешь, что покаяние изымает грех из твоей жизни?
70. Мзду преклонения колен приносишь ты к алтарю, надеясь утихомирить голос совести. Но совесть не священник; ей не нужна плата за труд!
71. Долг священника – призвать человека к Богу. «Подменять» же Бога, прощая грехи – есть злоупотребление. Оставьте «кесарю – кесарево, Богу – богово».
72. Грех есть мысль; действие же есть вина. Людям действия удобнее всего преследовать мысль.
73. Вот ты вглядываешься в бесконечность звёздного неба – и Бог в твоей душе! Вот ты любуешься утренним садом, и Бог – с тобой!
74. Птицы вовсю заливаются – скоро взойдёт солнце!
75. Но не слишком ли твоя душа увлечена своим порождением? Знает ли это порождение, что голоса некоторых птиц – отвратительны? Знает ли оно, что лишь приятное себе ты называешь «добром» и «красотой»?
76. Да, ты способен создать порождение души – и обучить его своему добру и своему злу. Ты именуешь это порождение «Богом»
77. и ты наряжаешь его в свои одежды и укрываешь плащом себеподобия;
78. и молишься ему; и требуешь, чтобы твой Бог поступал подобно тебе –
79. но сил твоих достаёт лишь для пускания солнечных зайчиков.