Глава 19. Дембельские хлопоты

Юрий Вшивцев
 Дембельский Новый год. Дембельская «Балтика». Сто дней до Приказа... Для Василия Бойцова и его армейских друзей началась долгожданная подготовка к дому. Они стали «дедами» независимо от званий и должностей. «Дед» в армии — это не звание, а почётный статус, это состояние души, это возможность проявить свою самостоятельность, показать, на что ты способен в 20 лет. Отслужив полтора года, преодолев все тяготы и лишения армейской службы, «дед» имеет право на воспитание молодого пополнения, чтобы подготовить себе достойную замену.
—Советская Армия держится не на офицерах и прапорщиках, - рассуждал Бойцов. - Советская Армия держится на «дедах». Потому что «дед», он же старослужащий, знает, как поступить в случае чрезвычайной ситуации, а в случае боевой тревоги первым прибежит на передовые позиции...
—«Деды» бывают разными, - подхватывал тему Агафонов. - Одни остаются по жизни глупыми щенками, не способными без приказа и пальцем пошевелить. Другие кроме мордобоя ничего признавать не хотят. Третьи — достойные ребята, честно и по-мужски прошедшие первый год службы и добившиеся уважения со стороны командования и однополчан. Такие «деды» составляют основу наших Вооружённых Сил. Таких большинство в армии. Мы — старослужащие зенитно-ракетного взвода входим в число достойных «дедов». Запомните это, салабоны!
—От скромности ты не умрёшь, Колян! - Витя Черемшан не мог пропустить мимо ушей последние слова Агафонова.
—Скромность в армии никому не нужна, - продолжал рассуждать Николай. - Надо быть всегда и везде первым и постоянно стремиться к совершенству...

 Шесть старослужащих для такого взвода, как ЗРВ — это круто. Для первогодков это тяжело, но не смертельно. Три молодых солдата выполняли работы за весь взвод. Ныть и жаловаться их отучили ещё летом, поэтому молодёжь молча и упорно занималась своим делом, невзирая на усталость и собственные слабости. Взамен Василий Бойцов взял под защиту первогодков своего взвода. Ни один офицер без согласия Бойцова и Рыбина не смел заставить ребят выполнять «левое» задание, не имел права повысить голос на зенитчиков. Даже командир взвода прежде чем поручить пацанам какое-нибудь дело, советовался с «замком».
 Между тем неумолимо приближались дни увольнения в запас. Это сладкое слово «дембель» проникало во все события, занятия, праздники...
Дембельский Новый год. Вместе с «дедами»-танкистами в подсобке солдатской столовой этот праздник отмечали и «старики»-зенитчики. Бойцов заранее договорился с дежурным по батальону, чтобы тот не препятствовал отдыху старослужащих, обещав при этом соблюдать нужную дисциплину и необходимую конспирацию.
—Сам понимаешь: если кто-нибудь из твоих орлов попадётся на глаза комбату или, не дай Бог, коменданту гарнизона, отвечать будешь ты, как организатор пьянки, - предостерёг старлей Бойцова. - А если ваша гоп-компания устроит дебош среди ночи...
—Такого не будет. Новый год мы встретим в кругу самых правильных пацанов! - обнадежил дежурного Василий.
 Из двадцати ребят, участвовавших в дембельском застолье, склонными к пьяным приключениям оказались только два танкиста. Они затеяли драку между собой, но их быстро скрутили и отправили в казарму. Там они хотели было покуражиться над молодыми, но дежурный офицер нашёл хороший метод успокоения: поставил перед выбором — либо крепкий сон, либо чистка унитазов. Конечно, «деды» выбрали крепкий сон...
 100 дней до Приказа. Эта дата отмечалась по-особому. По сложившейся традиции все без исключения «старики» должны стоять на утреннем осмотре остриженными наголо. Кто, когда и где будет стричься, никого не интересует. К счастью, в зенитно-ракетном взводе оказался профессиональный парикмахер из числа первогодков.
Юра Краснов, как положено по обычаю, ровно в полночь надел белый халат, приобретённый специально для такого случая, взял в руки машинку, хранившуюся в тумбочке замкомвзвода, и работа началась. 5 зенитчиков, 5 связистов, 7 «дедов» из автовзвода. В шесть часов утра Юрик упал как подкошенный: нелёгкое это дело — постричь за ночь 17 человек. За выполнение столь ответственного задания Краснов получил благодарность лично от Василия Бойцова и дополнительные часы сна до обеда. Прапорщик Рыбин согласился с решением замкомвзвода.
—Вы что сотворили со своими головами? - замполит батальона был в ужасе. - Идиоты! Вам сегодня выступать на местном фарфоровом заводе! Немцы, увидев ваши уголовные рожи, попадают в обморок!
—Зато какая экзотика для них! - смеялись ребята. - Они зэков только по телевизору видят, пусть теперь наяву полюбуются!
—Но вы же не уголовники! Вы — воины Советской Армии!
 Напрасно волновался майор Пеньков. Ансамбль «Сержанты» в составе четырёх бритых музыкантов выдал такую программу, что работники завода расчувствовались и подарили ребятам несколько наборов фарфоровой посуды. Жаль, что красивыми тарелками и кружками в дальнейшем пользовались только почётные посетители офицерской столовой.
 Дембельская «Балтика». Последний рубеж командирской должности Василия Бойцова. Прапорщик Рыбин так и сказал:
—После возвращения в часть передавай опыт тому, кто на это способен!
Выбор пал на Алексея Касатина. Бывший беглец не поверил своим ушам, когда услышал решение «дедов»:
—Почему я? Почему не Минатулла?
—Закиров не сможет. А ты справишься!
—За мной побег из части числится.
—Ты лучше всех молодых разбираешься в зенитных комплексах. Да и стрелок ты классный: на учениях ни одного промаха! Это уникальный результат! Короче, готовься по полной программе: будешь «комодом» и «замком» одновременно! - Бойцов строго взглянул на подопечного. - Ты понял меня, младший сержант Касатин?
—Я же рядовой, - недоумённо пожал плечами Алексей.
—Значит, скоро будешь! - пообещал Василий и скрылся в казарме.
Касатин так и не понял — радоваться ему или наоборот.

...Воскресное утро. Впервые за два года службы ни Василий Бойцов, ни его товарищи не спешили на традиционный кросс. Никто не удивился отмене мероприятия. Потому что диктор Всесоюзного радио объявил о том, что Министр Обороны СССР подписал Приказ об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших срочную службу! Тот, кто отдал два года жизни Советской Армии, прекрасно знает, что значит для солдата Приказ на дембель!