Инна Гофф

Леонид Терентьев
 Инна Гофф

  Инна Анатольевна Гофф (1928 - 1991) - прозаик и поэтесса. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького, где училась на семинарах М. А. Светлова и К. Г. Паустовского. 
Автор слов песен   «Август», «Когда разлюбишь ты», «Я улыбаюсь тебе», «Русское поле».
 Жена поэта К. Я. Ваншенкина.



   Более двадцати лет, с 1974-го, в Евпатории активно  действовал городской клуб любителей поэзии – мы проводили заседания, дискуссии, встречи, поездки, вели обширную переписку с авторами и ценителями слова. 
   Однажды всем клубом удалось побывать на выступлении прекрасного композитора Яна Френкеля. И он запел вдруг:

Евпатория, Евпатория...
Берег моря я вспоминаю.
Мы увидимся, Евпатория,
а вот скоро ли -
я не знаю...

  То была новая, еще мало кому известная песня на слова Инны Гофф.  Музыкант сообщил, что автору стихов особенно близок наш город, где она бывала в детстве, бывает и ныне.

  Имя поэтессы для многих из нас было хорошо знакомо. Еще прежде, до создания клуба,    будучи в Москве, я как-то решился позвонить ей - расспрашивал о песнях, которые мне лично нравятся больше других —
«Я улыбаюсь тебе», «Август», «Как знать» — ненавязчивых, глубоких, серьезных. А Инна Анатольевна поведала тогда о своем сотрудничестве с Марком Бернесом...    На одном из заседаний, когда мы говорили о поэтах- песенниках, я рассказал про тот  телефонный диалог  и о своем понимании ее песен, и они звучали с пластинок.
  Потом кто-то разыскал воспоминания о ее пребывании в нашем городе.

  Для сведения: Инна Анатольевна Гофф родилась в 1928 году. Отец ее, врач-фтизиатр, многие годы работал в Евпатории, в нынешнем санатории Министерства обороны.
  Инна Гофф - автор многих повестей и рассказов.
Писала она и стихи - для себя. Но неожиданно появились песни. Самая известная – «Русское поле».
   Инна Гофф была женой известного поэта Константина Яковлевича Ваншенкина, бывшего своего одкокурсника по Литературному   институту имени М. Горького, где училась на семинарах Михаила Светлова и Константина  Паустовского. 

  Короче, мы написали письмо. И получили ответ:      "Дорогие евпаторийцы! Спасибо за приглашение. В Евпатории мы были позапрошлым летом  - гостями санатория Министерства обороны — в бытность моего детства санатория РККА, где работал врачом мой огец. Больше сорока лет мы не виделись с Евлаторией. К. Я. же вообще приехал впервые.
   Евпатория нам очень понравилась, для меня же все в ней было окрашено
воспоминаниями семилетней девочки, какой я тогда была. Рада, что сохранился маленький двухэтажный дом справа от ворот — мы въехали туда первые, когда он был только построен. Там же родился Евгений Солонович, будущий поэт и лучший наш переводчик с итальянского - его отец тоже был сотрудником здравницы. 
   Многое я узнавала, многое увидела как бы впервые. Захотелось приехать еще. Вот это желание и вылилось в песню о Евпатории, которую сочинила на обратном пути в поезде. Показала стихи Френкелю..."

  Вместе с письмом в конверт были вложены отпечатанные на машинке стихи с  посвящением:
«Клубу любителей поэзии. Инна Гофф. 3.11.1983 г. Москва».

   Были и еще письма. А потом - самое короткое:
 "Дорогие товарищи! Мы — здесь!"
 
  Встреча состоялась 17 июня 1984 года. До сих пор помню ее как одну из самых ярких и содержательных. О жизни. О поэзии. О песне.
 Среди ответов поэтессы особенно запомнились ее размышления об
одной из тихих и серьезных:

«Любить человека с отважной душою,
Встречать и опять провожать.
Сегодня живой он и завтра живой он,
А вот послезавтра — как знать...”

— Эту песню особенно часто исполняли после трагической гибели космонавта Комарова... Щемящая музыка Эдуарда Колмановского усиливает печаль и будит мысль: первыми подставляют грудь опасности самые смелые, отважные, честные.
  А писала я под впечатлением судьбы Виктора Александровича Егорова. Он возглавлял перегон пассажирских судов из Ленинграда на Волгу Северным морским путем. С большими трудностями приходилось пробиваться через льды до 80 сантиметров толщиной... В перегоне я принимала участие по заданию журнала “Юность”. Этой экспедиции посвящена моя повесть “Северный сон”. Несколько лет спустя капитан Егоров летел для участия в очередном перегоне, а самолет разбился...
   В повести “Сага о старом корабле” я пишу о вечно в тревоге живущих женах. Как важно иметь на берегу свой маяк, обещающий верность, любовь, поддержку. Я видела моряка, которого приходила встречать собака... Думаю,  ему в жизни было гораздо труднее.

“...Завидовать счастью такому не будут.
Но можешь ты смело сказать:
Сегодня не будут и завтра не будут,
А вот послезавтра — как знать”.

  А потом кто-то из нас спросил:  "Каково, на Ваш взгляд, самое точное и краткое определение счастья?"

— Ддя меня счастье — ощущение: делаешь то, что нужно, и сделал для этого все, что мог, - услышали мы в ответ.

  Летом 1985-го, приехав в Москву, я побывал в гостях у Инны Анатольевны и с ее помощью получил возможность побеседовать с ее супругом. Но это уже другая история...
    Умерла Инна Анатольевна в 62 года, 26 апреля 1991-го, на 21 год, увы, "обогнав" своего знаменитого мужа...