Владимир Сорокин

Леонид Терентьев
 (г. Ленинград)
 
Из Музыкального энциклопедического словаря:

СОРОКИН ВЛАДИМИР Константинович, род. 19.7(1.8).1914 г., Полоцк.
  Русский советский композитор (Ленинград). Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР (1964).
  Сочинения: опера «Хосроф и Ширин» (1941), балеты «Цыгане» (1937), «Талисман» (1953), оперетты, в т.ч. «Раскинулось море широко» (1943), «Непослушная дочь» (1951), «Герои Сталинграда» (1953), кантаты «Утро Отчизны» (1946), «Ленин всегда с нами» (1947), «Сады цветут» (!948), пьесы для эстрадного оркестра, оркестра нар. инструментов, хоры, романсы, свыше 200 песен, в т.ч. «Матросский вальс», «Матросов наш однополчанин», детские песни, музыка для театра и кино.


Ленинград, 20.VIII.1981 г.
  Уважаемый Леонид Александрович! Извините за беспокойство. К вам обращается ленинградский композитор Сорокин амборская. (Один из друзей клуба, приезжавшая к нам на заседание и организовавшая поездку членов клуба в Севастополь. - Л.Т.) Я рассказал ей о моих планах, которые связаны с Евпаторией. Анастасия Васильевна сообщила мне ваш адрес и написала рекомендательное письмо, которое я вам посылаю.
  7 сентября я выезжаю на Кавказ с восьмилетней внучкой Марианной, страдающей сколиозом. 19 сентября мой зять, отец девочки, привезет Марианну в Евпаторию, где она будет лечиться в санатории «Южный». Обращаюсь с просьбой: помогите, пожалуйста, моему зятю устроиться в гостиницу на пять дней. Я приеду в Евпаторию 3 октября и с удовольствием побываю на заседании клуба любителей поэзии. Моя судьба сложилась так, что я был знаком со многими поэтами: Алымовым, Асеевым, Гусевым, Исаковским, Лебедевым-Кумачом, Лившицем, Орловым, Прокофьевым, Светловым, Уткиным, Фатьяновым, Шубиным и другими. Я бы мог  поделиться воспоминаниями о встречах с ними, а также показать свои песни, которые вошли в репертуар Л. Утесова и К. Шульженко. Надеюсь на вашу помощь. До встречи!
                Ваш В.Сорокин.

     *      *      *

Сухуми, 16.IX.81
 …большое спасибо за письмо, за заботу о моих родственниках. Мое выступление в клубе любителей поэзии прошу назначить на 4 октября днем или вечером. Во всем полагаюсь на вашу помощь -  в Евпатории у меня нет ни друзей, ни знакомых. Мне будет приятно, если на мое выступление придет кто-то из работников гортеатра, ведь я хорошо помню Станиславского, Мейерхольда, Немировича-Данченко, многих других деятелей театра, которых уже нет.
  Недавно  Утесов пел по телевидению мою песню «Когда проходит молодость». Ее же исполняла Людмила Гурченко в передаче «Песни военных лет». Клавдия Шульженко пела мои песни «Девушка милая» и «Как хорошо сидеть у огонька», Краснознаменный ансамбль  - «Матросский вальс» и другие.
  Пусть на мою творческую встречу придут местные поэты со своими стихами, я с удовольствием напишу на них музыку. Итак, до встречи. Ваш В. Сорокин

*      *      *


Сухуми, 24.IX.81

…в связи с тем, что мое выступление намечается в помещении музыкальной школы, может  возникнуть вопрос: приглашать ли педагогов и учащихся? Я за то, чтобы они тоже присутствовали. Я люблю выступать перед ребятишками, для них у меня есть специальная программа. Быть может, выступить отдельно для клуба любителей поэзии и для учащихся? Решайте сами, любой вариант меня устраивает. Итак, до скорой встречи!
 В. Сорокин


*      *      *

РОДОМ ИЗ ПЕРВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ (из статьи)

  В феврале 1918 года, во время гражданской войны, в Смольный на прием к Владимиру Ильичу Ленину пришли двое: рабочий Путиловского завода Александр Андреевич Фомин и артист Мариинского театра Михаил Александрович Плотников. Секретарь был чрезвычайно удивлен, из-за какого пустяка собираются беспокоить вождя революции. Создавать музыкальную школу? В такое время?! На шум вышел Ленин. Узнав, в чем дело, он очень обрадовался и дал указание предоставить для обучения  будущей творческой интеллигенции города лучшее помещение Петрограда. Так была создана первая детская художественная студия Московско-Нарвского района (затем – музыкальная школа имени В.И. Ленина). Ее первым директором стал М.А. Плотников.
  Среди первых учащихся новой школы был и шестилетний Володя Сорокин. Теперь Владимир Константинович – крупный ленинградский композитор, заслуженный деятель искусств, автор опер, балетов, ораторий, кантат, почти трехсот песен.
  Недавно он встретился с учащимися одной из шести тысяч действующих в стране, Евпаторийской музыкальной школы.
  Владимир Константинович не только исполняет свои песни, но и рассказывает о людях, с которыми сводила его судьба. Среди них - выдающиеся революционеры, музыканты, актеры, поэты. Особенно теплая дружба связывает его с поэтом-песенником Алексеем Фатьяновым. Написанная на его
стихи еще в 1946 году песня «Когда проходит молодость» и сейчас нередко звучит по радио и телевидению в исполнении Л. Утесова.

*      *      *

Ленинград, 7.II.1982 г.
  Дорогой Леонид Александрович! С тех пор, как мне было присвоено звание почетного члена клуба любителей поэзии г.Евпатории, я только и думаю о том, как  оправдать эту высокую честь. Поэтому данное письмо следует рассматривать как слабую попытку отчитаться: что я делал эти три месяца. Побывал в Минске на музыкальном симпозиуме, включавшем банкеты, концерты и экскурсии. Финал был приятен: за несколько часов до вылета в Ленинград мне вручили свежий номер окружной газеты «Во славу Родины», где была напечатана моя песня на слова севастопольца Бориса Эскина «Родная Беларусь».
  Когда я вернулся с юга, все смотрели на меня как на героя, совершившего неслыханный подвиг, страдавшего  два месяца, пока внучка Марьяна лечилась в санатории. Врачи рекомендовали повторить курс лечения и в этом году. Рвзумеется, я вызвался свершить новый подвиг и сопровождать Марианну в Евпаторию. Одновременно занимался вербовкой новых членов вашего (зачеркнуто, вписано: «нашего» - Л.Т.) клуба. Мне удалось уговорить приехать в Евпаторию для выступления поэта Всеволода Борисовича Азарова, автора 25 поэтических сборников.
  Передайте мой сердечный привет членам клуба. До новых встреч! Ваш В. Сорокин.

*      *      *


Тбилиси, 3.IV.1982 г.

…24 марта в Ташкенте я выступил на Всесоюзной научно-теоретической конференции по музыкально-эстетическому воспитанию учащейся молодежи, затем в столице Каракалпакии Нукусе принимал участие в неделе детской музыки. Завтра из Тбилиси выезжаю в Батуми. С 7 апреля по 2 мая буду в Сочи, в санатории «Авангард». Говорят, средний возрст отдыхающих там – 92 года! Так что среди них я буду чувствовать себя юношей.
 В любом случае буду стремиться заскочить в ваш город, например, проездом в Алма-Ату. Евпаторию я полюбил, потому что встретил там настоящих друзей. В вашем городе началось мое духовное возрождение, так сказать, интеллектуальный ренессанс, или третья молодость. Всех женщин клуба целую, а мужчин обнимаю. Ваш В. Сорокин.

*      *      *


Сочи, 30.IV.1982 г.
  …2 мая уезжаю в Москву. К сожалению, нет возможности сейчас заехать в Евпаторию - много срочных дел в столице и в Ленинграде. Уверен, что наша дружба будет продолжаться независимо от разделяющих расстояний. Привет. В. Сорокин.

*      *      *


Ленинград, 2.III.1984 г.
….с удовольствием вспоминаю наши встречи, совместный поход по крымским горам. Хотелось бы повторить, но так, чтобы я выступал не один, а с моим другом поэтом Всеволодом Азаровым. Можем побывать и в других городах Крыма. У Азарова и у меня прочные творческие связи с Севастополем, большая дружба с моряками, многие наши песни поет ансамбль Черноморского флота. Мы оба участники войны и ветераны труда. Пишите, звоните. Ваш В. Сорокин.
 P.S. в прошлом году я гастролировал в Хабаровске и Владивостоке.


*      *      *


Ленинград. 7.V.1984 г.
 …16 мая начнутся репетиции моей новой сюиты для духового оркестра. В конце мая состоится запись на радио. Этот год для меня юбилейный, 1 августа исполнится 70!
  Шлю всем сердечный привет. Ваш В. Сорокин.