Глава 10. ГСВГ

Юрий Вшивцев
 Четырёхчасовой перелёт в Германскую Демократическую Республику показался Василию Бойцову одним мгновением. Он впервые летел на самолёте, и всё вокруг казалось ему необычным, сказочным и чуть-чуть фантастическим. Немного стесняла шинель, но это уже мелочь в сравнении с объявлением по радио: «Уважаемые пассажиры! Наш самолёт пролетает над границей Советского Союза!» Один человек захлопал в ладоши, его подхватили остальные, и салон разразился дружными аплодисментами.
 Военный аэродром на востоке Германии встречал молодое пополнение сумерками, зелёной травой и тёплым моросящим дождиком.
—Ничего себе! - заметил Николай Агафонов. - В Союзе морозы двадцатиградусные, а здесь всё ещё тепло!
—Удивительно! Всего четыре часа, и мы вернулись в лето! - поддержал приятеля Вася. - Как в сказке! Вот было бы здорово, если бы вся служба в ГСВГ стала такой кайфовой!
—Размечтался, фантазёр!
 Пройдя через лётное поле, ребята оказались в большом палаточном лагере, разделённом на две части высоким частоколом.
—Для чего это? - спросил Бойцов у пробегавшего мимо солдатика.
—Там — лагерь дембелей, а здесь — новобранцев, - не останавливаясь, объяснил рядовой и побежал дальше.
—Это чтобы дедовщины не было, - убедительно заключил Агафонов и, подложив под голову вскатку шинель, растянулся на узкой лежанке в одной из палаток.
 Ваське не спалось. Он изучал новую страну, в которой предстоит служить ещё полтора года. Странно, вновь прибывших никто не беспокоил, никто не проверял, никаких построений не случилось. Вася без проблем вышел из лагеря в лес. Те же деревья, та же земля, даже грибы те же. Только почему-то они растут в ноябре, а не в сентябре, как в России.
—Здесь грибы можно круглый год собирать, - словно прочитав чужие мысли, пояснил мужик, собиравший неподалёку эти осенние дары леса.
—А где немцы? - спросил у него Василий.
—Здесь русский городок. Немцы живут чуть дальше. Ты их обязательно увидишь.
 На рассвете прозвучала команда «По машинам!», и 150 выпускников учебного подразделения отправились в путь по дорогам ГДР. На железнодорожной станции их ждал пригородный поезд, следовавший до Франкфурта-на-Одере. Немецкая железная дорога поразила воображение русских солдат: узкая колея, малогабаритные вагоны, тепловоз, больше похожий на трактор, чем на локомотив. Всё это напоминало советские детские железные дороги, только работали здесь взрослые очень серьёзные люди.
 От франкфуртского вокзала до гарнизона ребята шли походным строем. Молодые сержанты откровенно разглядывали каждого прохожего, каждый автомобиль, каждый дом.
—Немки здесь некрасивые, - поделился первым впечатлением с другом Агафонов. - Наши девчонки намного симпатичнее.
—Ты лучше взгляни на стариков-немцев, - предложил Бойцов. - Они готовы нас расстрелять на месте! Глянь, как смотрят! Исподлобья, со скрытой злостью в глазах. Иди, дай им кирпич в руки, они тебя этим кирпичом и тюкнут!
—Правильно! Мы сегодня для них — оккупанты! Эти дедули ещё помнят, как наши войска в сорок пятом бомбили Берлин...
 После часового марша по улицам большого города перед ребятами открылась панорама советского военного гарнизона. На небольшом участке земли, окружённом высоким каменным забором с колючей проволокой, расположились двухэтажные казармы, штабной корпус, автопарк и прочие подсобные помещения.
—Оп-па! Будто в тюрьму попали! - воскликнул Василий.
—То ли ещё будет! Похоже, здесь наши до сих пор боятся нападения со стороны немцев! - сделал вывод Николай.
—Много лишнего болтаете, товарищи сержанты! - предупредил ребят незнакомый офицер. - Имейте в виду: вы находитесь в чужой стране, и за каждым из вас ведётся  постоянное наблюдение. Могут быть неприятные последствия.
После таких заявлений у друзей пропало всякое желание разговаривать.
 Плац был заполнен молодыми солдатами, ожидавшими отправки в другие гарнизоны  ГСВГ. Многие находились здесь уже несколько суток: ночевали в палатках, питались сухим пайком. Кипяток приносили из офицерской столовой, солдатская всегда была переполнена местными бойцами. Выпускникам зенитно-ракетного дивизиона повезло — они провели в этом «пересыльном пункте» только один день. Группами по 20-30 человек ребят отправляли в разные направления на постоянное место службы. Василий Бойцов и Николай Агафонов оказались в составе группы, следовавшей в Веймар.
 Старинный город Веймар встретил ребят пустынными улицами и удивительной чистотой. Создавалось впечатление, что веймарцы любят сидеть дома. Солдаты не увидели ни одной машины, ни одного пешехода; окна жилых домов были занавешены плотной тканью. В местном гарнизоне советских воинов ждал ещё один сюрприз: каждое здание здесь является памятником истории и архитектуры. Плац знаменит тем, что на нём принимал присягу Адольф Гитлер. Об этом нигде не написано, но народ знает правду.
 Ребят поставили на временное солдатское довольствие, плотно накормили и предоставили отдых. Васька испытывал огромное желание выйти в город, познакомиться с немцами, осмотреть достопримечательности, но в штабе части ему объяснили, что на территории другого государства увольнительные запрещены Приказом Министра Обороны СССР.
"Куда я попал? - подумал Бойцов. - Полтора года за забором без права выхода на гражданку. Совсем нерадостная перспектива..."
 Впрочем, при желании можно скромно развлечься и в гарнизоне: спортзал с теннисными столами, солдатский клуб, где весь вечер крутили кинокомедии, библиотека с читальным залом. Василий Бойцов предпочёл всему этому общение с девчатами — офицерскими жёнами и детьми. Офицеры жили здесь семьями, имелся детский сад и даже новая школа. Вася заметил, что девчонки тут модно одеваются, умело пользуются косметикой и общаются гораздо свободнее, чем в Союзе. Вероятно, местным красавицам надоели немцы, поэтому они с радостью восприняли очередное пополнение из СССР. Несколько школьниц лет 14-16 сами подошли к группе солдат:
—Здравствуйте, мальчики! Откуда вы прибыли?
Молодые сержанты, вдруг смутившись,несмело представились.
—Что вы такие скромные? Вам не нравится в Германии?
Ребята что-то нестройно мямлили в ответ.
—Выше нос, пацаны! Здесь можно служить. Вы ещё объедете всю страну и много новенького узнаете. Только не связывайтесь с немцами. Опасно.
—Почему? - спросил Васька.
—Узнаешь позже. Мы просто предупредили.
Девчата оказались на редкость болтливыми. Несмотря на подростковый возраст, они знали много и рассуждали по-взрослому.
 Группа Советских Войск в Германии — это гарнизоны во многих городах ГДР, большое количество полигонов и учебных центров, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, русские школы, русские дома офицеров...
—Наши войска заняли в этой стране огромные территории, поэтому многие немцы, особенно старшего возраста, нас ненавидят и исподтишка устраивают всякие мелкие пакости, - заявила одна из девчонок.
—А молодёжь, наоборот, стремится быть к нам поближе, - подхватила другая девочка, - но их фантастическая пунктуальность нас добивает. Они даже шуток совершенно не понимают, всё принимают за чистую монету.
—А дискотеки у немцев бывают? - простодушно спросил Вася.
—Бывают, но вас туда не пустят. Завтра рано утром вас отправят в другую часть.
—Куда ещё? Я никуда не хочу!
—Сюда привезли 50 пацанов и разместили по казармам. Вы лишние. Вас увезут куда-нибудь подальше.
 Девчонки оказались правы. Несколько человек уехали вечером, кто-то отправился ночью. Василия Бойцова и Николая Агафонова подняли в 5 часов утра. В штабе их ждал бравый старший лейтенант:
—Здравствуйте, спецы-зенитчики! Вы готовы защищать Родину на самых передовых рубежах?

...Поезд доставил молодых сержантов в маленький городок на юге Германской Демократической Республики. Полчаса пешего хода привели на окраину. Большие железные ворота КПП гостеприимно раскрылись перед выпускниками учебки.
—Здесь вам предстоит служить ещё целый год и шесть месяцев! - сказал старлей и повёл ребят в штаб.