Несколько слов о конструкции и деструкции

Валерий Афанасьев
       Давным-давно, когда первый человек только начал делать робкие шаги на пути познания окружающего мира случилось событие, которое определило развитие человечества на многие тысячелетия вперед. Движимой жаждой познания и созидания древний человек сконструировал первое жилище. Скромную хижину, состоящую из нескольких поставленных вертикально жердей и накинутой на них шкуры. Или сложил стену из камня, или вылепил из глины. Это не суть важно. Главное не во внешнем виде и использованном материале. Главное в созидательной мысли воплощенной в жизнь. А может быть, первым, что изготовил древний неизвестный конструктор, было что-то другое. Каменный топор, удочка или глиняная чашка? Это не суть важно. Важно, что таким образом появилась тяга человека к созданию чего-то нового. Иначе говоря – конструирование.
       Но вслед за первым человеком появился второй. Так же, как и первый движимый жаждой перемен. Но приложить усилий для создания чего-то нового он не захотел. Он разрушил хижину, сломал каменный топор и разбил глиняную чашку. Так появилась деструкция. И с тех пор две эти силы определяют все развитие человечества. Жажда свершений, выливающаяся в два потока – жажда созидания и жажда разрушения. Балансируя между этими двумя силами, мы мало помалу двигаемся вперед. По крайней мере, на пути технического развития. Каждый понемногу внося свой вклад в то или иное направление. В конструкцию или в деструкцию. И поскольку, несмотря на изрядное проявление в нашей жизни деструкции, вперед мы двигаться продолжаем, к счастью следует признать, что конструктивного в наших общих поступках пока все-таки больше. Это если не переходить на частности. Будь иначе, человечество неуклонно скатилось бы обратно к временам каменных топоров и хижин из шкур, или еще дальше.
       Но мы двигаемся, двигаемся, вперед делая десять шагов вперед, и при этом же пять шагов назад. Иногда осознанно или нет, прибавляем в мире деструкцию. И разбивая лампочку в подъезде или разбрасывая мусор мимо урны, не следует тешить себя мыслью, что это мелочь, не имеющая значения. Это шаг назад в эпоху каменного века, иначе говоря - деструкция. Пусть крошечный шаг, едва различимый, но шаг со знаком минус. А из этих микроскопических минусов и плюсов и складывается развитие человеческого общества. Пока к счастью вперед, но кто знает.
       Что уж говорить о таких массовых проявлениях деструкции как, например революция. Например, года 1917. Лозунг «мы старый мир разрушим до основания, а затем». А затем, чтобы компенсировать причиненную деструкцию массовый героический труд, подвиги и трудовая повинность. И все это лишь для того, чтобы через полтора десятка лет начать сравнивать валовой продукт с 1913 годом. Для того чтобы компенсировать причиненную деструкцию.
       Стремление к переменам. Само по себе оно вроде бы и не плохо. Вот только весь вопрос в том, с чего эти перемены начинать. Любые перемены, основанные на деструкции, неминуемо отодвигают нас назад по пути развития. Какими бы благими не провозглашались намерения. Созидание не начинается с разрушения. Прежде чем сносить старый дом, неплохо бы сначала построить новый. И если он на самом деле окажется, хорош, старый просто оставить в покое, не тратя напрасных сил на его разрушение. Время само по себе неплохой разрушитель и уносит в прошлое то, чем перестают пользоваться. Процесс этот называется эволюция – плавная замена одного на другое. Проверено тысячелетиями и одобрено. Но мы сейчас не об этом. А о конструкции и деструкции. Что же нас движет вперед?
       А как же великие завоевания спросите вы? Как Александр Македонский, который создал империю по временам его очень немаленькую? Это тоже деструкция? Изначально, несомненно, да. Частично компенсированная потом влиянием римской культуры на завоеванные народы, но все же деструкция. Нет, чтобы Александру все затраченные усилия употребить на строительство или развитий торговли? Ей-ей, пользы вышло бы больше. Да что там Александр. Он от нас довольно далек по времени нахождения. Возьмем кого-нибудь поближе.
       Кто там у нас из великих завоевателей наблюдается во времени более позднем? Возьмем, например, не так далекий от нас как времена Александра Македонского век двадцатый. И поговорим о великих завоевателях. Прежде всего, конечно об инициаторе войны известной нам как вторая мировая. С объемами завоеванных им территорий не сравниться ни один великий завоеватель древнего мира. И что в результате? Половина континента в развалинах. Количество деструкции таково, что компенсировать его пришлось не одно десятилетие. А все почему? Амбиции.
       Неумеренные амбиции, иначе их можно назвать - жажда великих свершений. Вещь присущая, наверное, большинству людей. Амбиции – двигающая сила многочисленных поступков. Само по себе вещь не такая уж и плохая. Для тех, кто умеет усмирить их. Неумеренные амбиции – вот причина большинства бед человечества. Жажда великих свершений. Вот только свершения бывают разными. Есть свершения конструктивные. Они требуют много труда, порой толику таланта и потом еще много труда. А если не получается? Если не хватает таланта, если нет желания много и упорно трудиться. Нет желания запастись терпением и чему-то научиться. А амбиции вот они. Никто не спорит, проявить себя с деструктивной стороны гораздо легче. 
       Жил некогда в Вене молодой художник Адольф Шикельгрубер. Говорят, картины у него получались вполне даже неплохие. Вот только великим художником стать он не смог. В результате стал великим диктатором и прославился на весь мир под именем Адольф Гитлер. А все почему? Жажда великих свершений. А мог бы продолжить рисовать. Пусть стал бы не таким великим, но гораздо более конструктивным. Необходимо порой проявить терпение в желании проявить себя если конструктивные свершения не получаются сразу. Не бросаться в деструкцию. Назад в каменный век не хочет никто. Так зачем толкать туда человечество?
       Так что же, признать деструкцию вне закона и полностью от нее отказаться? Увы, частично это не получиться. Если только решительно и всем сразу, но это из разряда невыполнимых вещей. А отказаться полностью от деструкции самому? А как необходимая самооборона? В конечном итоге – это тоже деструкция. Такая вот непростая дилемма. Полностью отказаться от нее, увы, не получиться. А вот свести ее к минимуму. Не проявлять деструкцию там, где возможно ее не проявлять. В конечном итоге знать, что увеличиваешь хаос во вселенной не самое приятное в жизни. Выбор за нами.