Ретроспекция - взгляд в прошлое

Сабир Сабуров
Ретроспекция, взгляд в прошлое, сцена из прошлого – не знаю, насколько точно я перевел слово Flashback, но суть понятна.

Специалисты признают, что Flashback является хорошим методом ознакомления читателя с прошлым персонажа, однако не устают повторять, что этот метод должен использоваться очень и очень осторожно.

Потому что Flashback прерывает движение истории вперед, прерывает сюжет, отвлекает читателя и, при неумелом использовании, может оттолкнуть читателя от книги.

Итак, здесь советы следующие:

- Не применяйте Flashback, если данная информация из прошлого не является жизненно важной для романа.

- Старайтесь давать информацию из прошлого мелкими порциями (вставлять в диалог, в описания предметов, вызывающих воспоминания), а не в виде одной неудобоваримой глыбы.

- Не применяйте Flashback в начале романа, когда интерес читателя к сюжету еще не устоялся; некоторые рекомендуют, чтобы первые 50 страниц не содержали Flashback-ов

- Переходите во Flashback гладко, и таким образом, чтобы читателю было понятно, что речь идет о прошлом. Вместе с тем, не переходите во Flashback со словами: «Я вспомнил то лето, когда мне исполнилось шестнадцать" или "Это перенесло меня в ту ночь, когда меня обокрали». Это – неуклюжее письмо.

- Как можно скорее верните образ в настоящее время. Переход от прошлого к настоящему должен быть также гладким и понятным.