О жалости

Странник Бездны
Хотя жалость и сострадание в отношении наших ближних можно рассматривать как положительные качества, во многом это положение является относительным. Жалость порождает вседозволенность. Прощая за тот или иной поступок, мы часто не имеем никакой гарантии, что он не повторится и впредь. Естественное чувство вины, которое его сопровождает (если это не страх перед возможным наказанием), вовсе не защищает от повторения его в будущем. Поэтому жалость вовсе не характеризует личность с положительной стороны. Скорее, это эмоциональная реакция, чтобы как-то успокоить подобие совести и не ощущать себя в состоянии психологического дискомфорта..
Эквивалентом движения души, пытающейся загладить сделанное зло, можно считать раскаяние, искреннее, которое уже не позволит совершить тот или иной поступок в будущем. Как правило, люди на него не способны. Это достаточно глубокое чувство, свидетельствующее о силе характера и упорной работе души. Волевое усилие, направленное, на то, чтобы исправить допущенную несправедливость, безусловно говорит о силе и благородстве души даже у маленького ребёнка, о котором можно говорить как о маленькой личности. Большинство людей не способны на сильные волевые порывы. Я не включаю сюда эгоистические истерики, вызванные ущемлением интересов своего "Я", более напоминающих капризных детей, которым не дают любимую игрушку. Иногда такое поведение свойственно и женщинам, пытающимся удержать любимого мужчину.
Ощущение вины можно испытывать бесконечное число раз, можно сколько угодно жалеть объект, в отношении которого была допущена несправедливость, не испытывая при этом никакого желания изменить что-нибудь. Человеку дороже его эгоистическое спокойствие, его покой, целостность его субстанции, нежели подвергнуть её риску и совершить действие, в корне меняющее ситуацию. Можно спокойно смотреть, как на ваших глазах рвут на части любимого человека, всё преступление которого заключается только в том, что он вас любит, ничего не делая для его спасения. Вам очень жаль его, вы перед ним безмерно виноваты, но подвергнуть опасности себя любимого неизмеримо страшнее, нежели встать на защиту кого ты любишь.
Можно жалеть и испытывать вину без малейшего раскаяния, потому что ваша так называемая совесть находит тысячу оправданий, почему этого не следует делать. Лень, страх, гордость, боязнь потерять что-то из того, завоеванного с таким трудом, нежелание как-то менять сложившуюся ситуацию (оно спокойнее), зависть, устранение конкурента, который в будущем мог бы доставить много хлопот. Существует расхожее выражение, что те, кто не испытывает чувства вины, уже не люди. Ложь. Можно грабить, убивать, насиловать, быть исчадием ада и не потерять этой черты. Пресыщение наступает и у убийц. С каким садизмом девушка мучает своего возлюбленного, желая показать ему, что она так просто не сдастся и её придётся долго и упорно завоёвывать!.. Какая наивность. Примените силу, не обращая внимание на её сопротивление и она - ваша, при условии, что вас действительно связывают искренние чувства.
Что можно сказать о раскаянии?.. Это удел немногих. У древних есть хорошее выражение: "Другим прощай часто, себе - никогда". О многом сделанном приходится сожалеть до конца жизни, отдав, казалось всё, чтобы это можно было исправить. Вернуть тот или иной проступок, обороненные в гневе слова, которые в корне повлияли на чью-то судьбу. Но над прошлым у нас нет власти, и мы вынуждены мириться с тем, что у нас есть. Но изменило ли это в нашей сегодняшней жизни хоть что-то, отношение к чему-то, какую-то линию поведения? Остановимся ли мы у опасной черты, за которой повторение, в сущности, того же поступка, к тому же, если к этому нас вынуждают?.. У меня нет однозначного ответа. Люди очень похожи, как бы ни утверждалось обратное, мотивы их поступков, страстные желания, средства для достижения цели, зачастую однотипны. Да, тогда в отношении этого человека я поступил так-то и так-то, жалея об этом до сих пор. Приходит другой и, делая то же самое, вынуждает меня к тем же действиям. Я пытаюсь его убедить, но люди часто не способны не воспринимать ни доводов совести, ни явных возражений разума. И у меня нет иного выбора, как поступить точно так же. Я не простил этого поступка себе до конца жизни, но вездесущая судьба привела меня к тому же самому. Раскаялся ли я?.. Да, ведь поклялся не повторять подобного. Нет, потому что делаю то же самое. Меня извиняет только то, что это от меня не зависит и последствия иного решения будут настолько же трагичны. Я ушёл от женщины, потому что ей страстно хотелось, чтобы я просил её о браке. Я разрушил её судьбу. Я встречаю вторую и она ведёт себя точно так же. Я пытаюсь убедить её, чем всё кончится, но нет, она ничего не хочет слушать. И я отказываю повторно. Возможно, что её чувства настолько сильны, что она не сможет жить. Но она сама сделала свой выбор, сама отказалась уступить, поставив свою гордость выше любви. Должен ли я был как-то попытаться её удержать?.. Молить о любви на коленях, дав ей столь желанное ощущение превосходства?.. Полно, любила ли он меня? Уступить любимому не хотела даже ценой любви, своей гордости, одна, но с принципами. Ничего, может повезёт и будет другой. Только отношение к любви останется тем же. И вряд ли последует раскаяние, что и чужую судьбу она, быть может, разрушила,  чужую жизнь сломала, оставив незаживающую рану. Да нет людям до этого никакого дела, себя прощают, других винят всю жизнь в своих собственных ошибках, не испытывая никакого раскаяния за сделанное зло. Наш максимум - сходить в церковь и батюшка отпустит грехи, какими бы нелицеприятными они не казались. Ну, попросим мы прощения. Кому легче от наших извинений?.. Нашей совести, да, быть может. Только прошлого не вернуть. 21.03.09