Целители душ человеческих

Михаил Смирнов-Ермолин
       Целители  душ  человеческих



       С  давних  пор  больные,  кто  обращается  в  поликлинику,  в  шутку  называют  врачей  «первыми  помощниками  смерти».  А  психологов?  Я  бы  их  прозвал  «поставщиками  клиентуры  в  психоневрологические  диспансеры».  Это  люди,  которые  не  умеют  шутить  и  не  понимают  их,  принимая  все  сказанное  пациентом  за  чистую  правду,  да  еще  засекают  время  по  секундомеру,  за  сколько  ты  должен  ответить  на  вопрос.  Чуть  задержался  и  получаешь  минус,  что  чревато  нехорошими  последствиями.  Серьезно!  На  своей  шкуре  испытал.  Да  так,  что.…  Узнаете,  чем  обошлась  мне  шутка,  врожденная  немногословность   и  мое  тугодумство  (не  думайте,  что  я  больной  на  голову,  просто  привык  думать,  прежде  чем  сказать.  Слово-то  не  воробей…)  с  этими  целителями  душ  человеческих.
        – Мишаня,  слышал,  ты  отпуск  взял? – позвонив,  спросил  брат.
        – Ну…
        – А  что  дома  сидишь  в  такую  жарищу? – опять  он  спрашивает. – Дышать  нечем,  а  у  тебя  на  пятом  этаже,  наверное,  настоящее  пекло.
        – Ну…
        Предупреждаю  сразу,  что  я  неразговорчивый,  тем  более,  если  приходится  общаться  с  незнакомыми,  тогда  вообще  заклинивает.  Но  и  моим-то  приходится  клещами  из  меня  каждое  слово  вытягивать.  До  сих  пор  удивляюсь,  как  моя  ненаглядная  вышла  за  меня  замуж…  или  женила?  Не  знаю…  Главное,  что  мы  прожили  почти  двадцать  лет,  и  она  нарадоваться  не  может.  Мечта  любой  женщины!  Не  дерусь,  не  пью,  не  ругаюсь,  поперек  слово  не  скажу.…  Этим-то  моя  и  пользуется.  Рявкнет – гаркнет  на  меня,  а  я  пока  соберу  мысли  в  кучу,  чтобы  ей  ответить-то,  глядь,  а  она  уже  в  магазин  смоталась.  Не  буду  же  ей  вслед  кричать.  Люди  могут  меня  неправильно  понять.  Вернется,  ткнет  меня  носом,  только  надумаю  сказать – она  уже  спит – посыпохивает.  А  будить-то  жалко.  И  так  всю  жизнь…  Ах,  да,  я  же  отвлекся.…  Тьфу,  ты!  Брат  же  звонил.  Какой…  черт  его  дернул,  я  не  понимаю.
        – Мишаня,  чем  дома  сидеть,  погнали  на рыбалку.  Говорят,  сазан  со  страшной  силой  клюет,  в  очередь  выстраивается.  Ну,  а  если  ловить  не  захочешь,  хоть  поспишь  на  бережку,  пока  прохладно.  Согласен?
        – Да…
        – Вот  и  ладушки, – обрадовался  брат. – Утречком  заскочу  за  тобой, – и  в  трубке  запикало – отключился,  зараза.
        А  я  же  хотел  ему  сказать: «Да  ты  с  ума  сошел!  Какие  сазаны,  когда  на  улице  тридцать  пять  градусов  жары?  Умная  рыба  в  такое  пекло  в  ямах  отлеживается,  а  не  в  очереди  стоит».  И  не  успел…
        Делать-то  нечего.  Надо  ехать.  Решил  ничего  не  брать – бесполезно.  Лучше  посплю  на   свежем  воздухе,  пока  солнце  не  взойдет.
        Ага,  поспал…
        Подъехали  к  реке.  Брат  снасти  быстренько  достал  из  багажника,  съехал  на  пятой  точке  с  обрыва  и  кричит:
        – Мишаня,  эх,  щас  я  сазанов  натаскаю!  Зря  удочки  ты  не  взял.  Что  говоришь?  Ладно,  разбужу,  не  волнуйся.
        А  я  и  сказать-то  ничего  не  успел.  Показал  два  пальца  и  ткнул  в  небо,  чтобы  через  два  часа  поднял,  пока  жара  не  наступила.
        Кинул  спальник  на  траву.  Разнагишался  до  плавок,  думаю,  чтобы  не  было  жарко,  надел  рыбацкие  очки – есть  такие – черные-пречерные  и  улегся.  Хорошо!  Прохладно,  звезды  в  небе  мерцают,  кузнечики  стрекочут,  перекат  о  чем-то  бормочет,  брат  под  обрывом  матерится – сазанов  к  себе  приманивает…  Благодать!
        И  под  удивительную  предутреннюю  мелодию  я  провалился  в  сон.…  И  так  глубоко,  что  брат  разбудил  меня  только  в  обед,  вспомнив,  что  приехал-то  не  один,  а  со  мной!  Взобрался  на  обрыв,  а   там.…  Там  не  я  лежал  в  тридцати  градусную  жару,  а  недожаренный  шашлык  в  очках. 
        Не  знаю,  чего  больше  испугался  брат – меня  или  мою  ненаглядную.  Нет,  думаю,  все-таки   ее.  Пока  я  мысли  в  кучу  собирал,  чтобы  высказать  ему  все,  что  на  душе  накипело.…  Нет,  закипело…  Он  уже  к  дому  подъехал,  меня  вытолкнул  в  том  виде,  в  котором  спал  и  так  рванул,  что  только  пыль  взвихрилась.
        Жена  ойкнула,  меня,  увидев,  потом  ее  речь  из  журчащего  ручейка  превратилась  в  Ниагарский  водопад,  не  меньше,  сквозь  который  изредка  доносились  невнятные  звуки: «Му-му,  му-му…».  Ну,  прям,  как  Герасим  у  Тургенева.  Это  я  пытался  прорваться  сквозь  мощный  словесный  поток,  но  безуспешно.
        К  вечеру  я  стал  темно-темно-малиновым  с  вкраплениями  водяных  пузыриков.  И  здесь  до  жены  дошло,  что  меня  лечить  надо!  А  чем?  Кефира  в  холодильнике  не  оказалось,  но  нашлась  банка  деревенской  сметаны.  Намазала  с  ног  до  головы  и  велела  стоять,  пока  не  впитается.  Елки-палки,  тоже  мне,  нашла  тополь  на  Плющихе…
        Сейчас-то  и  начинается  самое  главное,  о  чем  я  хотел  рассказать.
        Звонок  по  телефону…
        Трубку  взяла  жена,  затем  мне  сунула.  Я  своей  вареной  клешней  кое-как  ухватился  и  слышу  голос  Куприяныча,  начальника  участка:
        – Мишель  (это  он  по-дружески  так  называл  меня)  почему  до  конца  профосмотр  не  прошел?  Тебе  надо  к  психологу  съездить,  а  потом  лишь  психиатр  подпишет  «бегунок».  Дай-ка  трубку  дочке.  Я  объясню,  где  нужно  оплатить  прием  и  куда  надо  ехать.
        Пока  дочка  чирикала  с  Куприянычем,  а  она – молодец – языкастая,  вся  в  маму  уродилась,  я  продолжал  стоять  в  растопырку,  впитывался  и  размышлял: «Странно.…  Зачем  к  психологу,  если  всегда  у  психиатра  отмечались  и  все?  Наверное,  на  совместимость.  Я  же  не   в  коллективе  работаю,  а  один.  С  кем  меня  совмещать:  со  станками,  с  резцами  или  мышами,  которые  живут  в  моей  мастерской?  Странно…»
        Пока  думал,  дочка  закончила  разговор  и  меня  спрашивает:
        – Папуль,  талон  на какое время брать?
        Показал  на  восемь,  ну,  чтобы  съездить  пока  прохладно,  да  и  меньше  народу,  чтобы  их  ненароком  не  напугать.
        Она  взглянула  на  часы:
        – Папулька,  очнись,  врач-то  до  семи  работает.  Ладно,  сама  определюсь, – и  упорхнула.
        Я  и  слово  не  успел  сказать,  не  то,  что  привычное: «Му-му…».
        Взяла.…  На  четыре  часа – самое  пекло.  Ну,  удружила  доченька!
        На  следующий  день  собрались  ехать,  а  я  совсем  плохой  стал.  Лежать  не  могу,  сажусь  кое-как,  хожу  в  раскоряк  и  руки  в  растопырку.
        Стали  мои  домочадцы  меня  в  путь  собирать.  Рубашку  надеть  не  получилось,  тем  более  джинсы,  не  говоря  о  кроссовках.  Долго  жена  перебирала  гардероб,  но  нашла!  Натянули  на  меня  шорты  линялые,  цвета  неопределенного,  которые  больше  смахивали  на  дедовы  подштанники,  он  в  таких  еще  в  гражданскую,  в  Чапаевской  дивизии  воевал.  Набросили  на  меня  какую-то  распашонку (еще  бы  чепчик  надели),  а  потом  дочка  с  моей  ненаглядной  минут  пять-десять  засовывали  меня  в  такси  под  глухое  рыко-мычание.  Женушка  вслед  рученькой  помахала  и  мы  поехали.
        Встретили  нас  очень  хорошо,  почти  ласково,  если  можно  так  сказать,  когда  в  маленькой  приемной  набилось  человек  пятнадцать,  да  и  мы  туда  ввалились.  Ладно,  не  матерились.  Тем  более  что  в  нашем  городе  люди  живут  воспитанные,  интеллигентные.  Слово  «дурак» – матом  кажется,  когда  другие  выражения  уже  не  могут  подобрать.
        Взглянул  на  часы – четыре.  Доченька  вежливо  говорит:
        – Дорогие  пациенты!  Наше  время  подошло…
        Но  в  ответ  донеслось:
        – А  наше  давно  ушло.  Ждите, – и  длинная  очередь  очень  ласковых  слов  заметалась  эхом  в  маленьком  тамбуре.
        Нет,  мне  денег  не  жалко,  что  потратили,  чтобы  попасть  на  прием  к  психологу.  Жалко  время,  что  потерял,  находясь  в  раскоряк  в  толпе.  Лучше  стоять  пугалом  в  квартире,  чем  быть  килькой  в  банке.
        Наконец-то,  в  шесть  часов  и  меня  позвали.  К  этому  времени  не  только  в  душе  кипело,  но  и  в  голове,  которую  сверху  рукой  придерживал,  чтобы  крышу  не  сорвало.  Не  знаю,  что  со  мной  произошло,  но  умудрился  дочке  сказать,  чтобы  ничему  не  удивлялась.  У  нее  глаза  стали  по  семь  копеек,  когда  услышала  длинную  речь  мою.
        А  теперь  представьте,  что  подумала  целительница  душ  человеческих,  когда  увидела  перед  собой  мужика  с  темно-красной  рож.…  Нет,  личиком,  с  взъерошенной  бородой,  на  голове  не  прическа,  а  тайга  после  тунгусского  метеорита,  в  черных  очках,  в  распашонке,  откуда  торчали  две  клешни  с  водяными  пупырками,  в  шорто – подштанниках,  из-под  которых  виднелись  кривые  волосатые  ноги (точно,  в  деда – кавалериста  уродился)  и  в  растоптанных  домашних  шлепках  на  босу  ногу – кроссовки-то  не  смог  надеть.  И  этот  человек,  т.е.  я,  молча  стоял,  растопырившись,  и  смотрел  на   нее.  Не  знаю,  что  вы  могли  подумать.  Не  знаю,  что  она,  но,  заметно  вздрогнув,  ласково  так,  сказала:
        – Присаживайтесь,  пациент (во,  уже  намек  сделала).  Сейчас  поговорим  немного,  ответите  на  мои  вопросы  и  все.
        Поговорим.…  Отвечу…  Ага,  размечталась!
        Собрав  всю  силу  и  волю  в  железный  кулак,  кое-как  примостился  на  краешек  стула.
        Она  же  отодвинула  свой  стул  к  другому  концу  стола.  Достала  кубики,  рисунок  и  нежным  голосом,  какой  может  быть  у  дамы  ростом  не  меньше  метр  восемьдесят  и  с  весом  более  центнера,  попросила  меня  сложить  так,  как  нарисовано.
        Нарочно  не  придумаешь!  Уплатить  деньги,  два  часа  проторчать,  как  килька  в  банке  и  все,  ради  того,  чтобы  с  ней  в  кубики  поиграть?  С  ума  сойти!
        Ну,  решил  отыграться  за  ее  шуточки.
        Кое-как  протянул  руку,  не  глядя,  выполнил  задание,  и  оказалось,  что  неправильно.  Они  должны  были  лежать  красной  стороной  в  ее  сторону.  Все,  пациент  номер  один!
        – Теперь  я  буду  называть  цифры,  а  вы  показывайте  их, – и  подтолкнула  ко  мне  листок  с  квадратиками,  где  были  написаны  цифры.
        Господи!  Она  бы  хоть  подумала,  как  я  стану  тыкать  своей  клешней  в  эти  клетки!
        Она  начала  называть.
        Я,  не  глядя,  тырк  пальцем  в  первую  попавшуюся  цифру!
        Она  головой  кивает,  говорит,  мол,  правильно.
        Странно.…  Эта  дама  училась  в  школе  или  сразу  родилась  психологом?
        Специально  стал  тыкать  туда,  куда  не  нужно.  Смотрю,  а она соглашается. Да-а-а,  плохи  дела…
        А  когда  я,  вместо  того,  чтобы  рассортировать  кружочки,  квадратики  и  треугольники,  все  сгреб  в  кучу,  и  она  сказала,  что  правильно,  я  понял,  что  ее  надо  лечить.  Сразу  видно,  что  больная  на  голову.  И  от  этой  мысли  мне  что-то  так  стало  плоховато  на  душе,  так  тошнехонько,  что решил  ей  подыграть.  Слышал,  что  таким  людям  нельзя  волноваться,  они  становятся  непредсказуемыми.
        И  здесь  ее  дернуло  задать  вопрос,  который  я  больше  всего  опасался:
        – Сейчас  скажу  пятнадцать  слов,  а  вы  должны  их  быстро  повторить.  Запоминайте…, – и,  включив  секундомер,  стала  перечислять.
        Столько  слов?!  С  ума  сойти!  Да  ей  же  придется  до  утра  со  мной  сидеть,  чтобы  хоть  половину  услышать.  Каким  она  местом  думала,  когда  спрашивала?  Не  понимаю…
        Минута.…  Две.…  Пять…
        Выдавил:
        – Вы…
        – Молодец,  правильно! – и  чуть  в  ладоши  не  захлопала.
        Многое  видел  в  жизни,  но  с  таким  столкнулся  впервые.  Я  же  хотел  спросить: «Вы  с  головой  дружите?»,  а  она  нахваливает  меня  и  что-то  усердно  в  мою  карточку  записывает.  Я  вообще  растерялся.  Кого  лечить-то  надо?
        Ну,  а  дальше  такое  началось…
        Снимает  свои  очки (ладно,   не  халат)  и  говорит:
        – Я  привыкла  разговаривать  с  пациентами,  глядя  им  в  глаза.  Они  многое  могут  рассказать  о  душе  человека.
        Здесь-то  я  понял,  что  не  она,  а  я  больной  на  голову.  Мало  того,  что  считаюсь  молчуном,  так  природа  меня  наградила  такими  глазами,  таким  взглядом,  что  уличные  собаки  разбегаются,  когда  я  на  них  посмотрю.  Взгляд  дебило – шизо – параноика…
        У  меня  была  надежда,  что  она  окажется  закаленной  женщиной  с  крепкими  нервами.
        Снял  очки.…  Посмотрел…
        Мама  родная,  что  же  я  натворил?!
        Её  качнуло.…  Нет,  заштормило  на  стуле,  когда  я  взглянул  на  нее.  Рож.…  Тьфу,  ты!  Личико  же  на  солнце  обгорело,  а  под  очками  кожа  осталась  светлой!  Перед  ней  сидела  очковая  кобра  с  взглядом  параноика.  Ни  один  нормальный  человек  не  выдержал  бы  его,  тем  более  она,  у  которой  я  успел  заметить  отклонения,  когда  соглашалась  со  всеми  моими  ответами.  Н-да…  Бороденку  потрепал,  головенку  почесал – прическа  еще  сильнее  растундрилась  и  опять  взглянул  на  нее.
        Долго  она  молчала,  долго.…  Пока  медсестра  не  забежала.  Да  и  та,  увидев  меня,  в  сторону  окна  шарахнулась.  Наверное,  выскочить  хотела  да  решетки  помешали.  Так  и  застыла,  бедолага…
        Они  ничего  не  говорят,  ну  и  я  молчу,  жду,  когда  спрашивать  начнут.
        Потом  целительница  душ  человеческих  осторожненько  так,  спрашивает:
        – Вы  один  приехали  или  как?
        Я  головой  взбрыкнул,  и  клешней  в  дверь  ткнул.
        Услышал  какой-то  сигнал.  Дверь  сразу  же  распахнулась,  и  целительница  заверещала,  кто  со  мной  приехал.
        А  у  меня  уже  сил  нет  сидеть.  Все  болит,  везде  горит.  Отвернулся  от  них,  головенку  опустил,  не  шевелюсь,  лишь  взглядом  пол  сверлю.  Заметил,  что  дочка  в  кабинет  прошмыгнула.  Стали  ей  вопросы   задавать:
        – Он  всегда  так  смотрит?
        – Да,  сколько  себя  помню, – уверенно  сказала  дочка.
        – Сам  одевается  или  ему  помогали?
        – Одеваем.  У  самого  не  получается.
        – Как  же  он  ест?
        – Мы  кормили.
        – А  на  улицу  один  ходит?
        – Нет,  вместе  гуляем.
        Умница!  Правду  сказала.  И  гуляем  все  вместе,  и  сегодня  не  только  одевали,  но  и  кормили  меня.  Заботливые!
        Дочка  успела  на  все  их  вопросы  ответить,  пока  я  тупым  взглядом  в  пол  смотрел.
        Слышу,  целительница  такси  вызвала.
        Ну,  наконец-то,  отбился!  Осталось  у  психиатра  поставить  отметку  и  все – прошел  профосмотр.  Тут  они  подхватили  меня  под  пупырчатые  ручки,  подняли,  осторожненько  довели  до  машины,  затолкали,  карточку  отдали  и  ручками  на  прощание  помахали.
        Обрадовался.…  Все,  домой  едем!
        Дочка  сидит,  смеется:
        – Ну,  папуля,  ты  даешь!  Прямо,  как  Брэд Питт.  Сидишь,  не  шелохнешься,  будто  ничего  не  видишь  и  не  слышишь.  Класс!  Тебе  в  кино  надо  сниматься,  а  не  возле  станков  крутиться.
        Открыл  карточку.  Надо  же  знать,  что  написали.  Читаю:
        1. Спички  не  зажигает.
        Странно.…  Зачем  их  жечь,  если  я  пользуюсь  зажигалкой?
        2. Пуговицы  не  застегивает.
        Зачем,  если  на  всей  одежде,  даже  на  рубашках,  молнии  стоят?  Вжикнул  и  все!
        3. Цветовую  гамму  не  различает.
        Это  я-то  не  различаю,  выполняя  художественные  работы  и  занимаясь  декоративно – прикладными  изделиями?
        4. Путается  в  цифрах.
        Да  ночью  подними,  и  я  таблицу  умножения  отстреляю,  как  из  пулемета!
        5. Нарушение  памяти.  Из  пятнадцати  заданных  слов  не  сказал  ни  одного.
        Я  мог  сказать,  но  ей  бы  пришлось  остаться  со  мной  в  кабинете  на  всю  ночь.  А  что  подумают  пациенты,  если  бы  нас  застукали  с  утра  пораньше?  Чем  она  думала,  когда  такое  писала?
        Быстренько  пробежался  по  всем  ответам,  и  оказалось,  что  я  ничего  не  знаю,  не  умею  и  даже  могу  на  улице  заблудиться, поэтому меня  всегда  сопровождают.  Н-да…
        Ага,  рекомендация….
        Читаю:
        «Рекомендуем  поставить  на  учет  у  психиатра.  В  случае  рецидива,  срочно  направить  на  лечение  в  психоневрологический  диспансер».
        Ничего  себе – сходил  к  психологу!
        Замычал,  рванулся,  чтобы  выскочить  да  не  успел.  К  подъезду  подъехали,  где  ждала  меня  моя  ненаглядная,  чтобы  помочь  подняться  на  пятый  этаж.  Заботливые  мои…
        Десять  лет  прошло  с  тех  пор.  Не  знаю,  как  умудрилась  моя  дорогая,  но  я  начал  говорить.  Хоть  и  медленно,  но  успеваю  даже  огрызнуться…