Образ смерти на проза. ру - часть 2

Светлана Шапиро
см. часть 1:   http://www.proza.ru/2010/04/25/1428

   Cуицид, как явление, как осознанный выбор в пользу Смерти, рассматривается в значительном количестве произведений самых разных авторов, жанров, стилей. Следует отметить, что  наблюдается общая тенденция осуждения суицида как  страшного греха. Как, к примеру, об этом указано в уже упоминавшемся рассказе Андрея Тесленко 2 «Надоело жить» на http://proza.ru/2010/01/02/425 .

  Как правило, образ Смерти в подобных произведениях не раскрывается, поскольку в данной теме наибольшее внимание авторы уделяют мотивации совершения суицида или отказа от совершения подобных действий. Основными мотивами принятия решения о приближении собственной смерти героями их произведений авторы ПРОЗА.РУ указывают: одиночество; болезнь, при которой смерть воспринимается как избавление; уход от разрешения навалившихся житейских проблем; ревность; мщение; неизбывное горе, которое приводит, опять-таки,  к одиночеству; ненависть; душевную пустоту.

Весьма любопытным мне показалось то обстоятельство, что авторами ПРОЗА.РУ непроизвольно разделяются мотивы принятия решения о суициде и мотивы совершения самого действа, или, соответственно,  мотивы отказа о  суицида. И еще: мотивы совершения суицида, т.е. доведения до логического завершения задуманного раньше, очень  и очень схожи с классификацией мотивов любых человеческих действий, изложенной Бернаром Вербером в романе «Последний секрет».

 Герои названного романа Вербера, погружаясь в тайны человеческого сознания, составили список мотивов, заставляющих человека действовать. Выглядит этот список следующим образом:
1. избавление от боли;
2. прекращение страха;
3. удовлетворение первичных потребностей выживания;
4. удовлетворение вторичных потребностей в комфорте;
5. обязанность;
6. гнев;
7. секс;
8. наркотические и прочие средства, заставляющие нас действовать независимо от желания;
9. личное пристрастие;
10. религия;
11. приключение;
12. обещание Последнего секрета.

Такие извечные личностные мотивы, как ревность и ненависть, наиболее популярны среди произведений авторов ПРОЗА.РУ. Пожалуй, здесь выбор можно делать уже не столько по сюжетам, сколько по образности языка и стилю изложения. К примеру, «Я сделал это для других» у Франсуа Лежен  (http://proza.ru/2009/03/04/663)  и у Марии Смит (http://proza.ru/2010/04/26/68). 

Один и тот же мотив может побудить героя произведения к уходу из Жизни,  и может вернуть его в Жизнь.

К примеру,  Вике Аникеевой из рассказа Мнемозины Помпадур «Суицид» (http://proza.ru/2010/04/05/973)  «…захотелось что-то с собой сделать. Назло всем – мужу, Ларке Тарасовой, шефу…». Вот так, утопиться и отомстить всем за свою поруганную несчастную (сегодня!) жизнь!  Желание отомстить за гибель семьи, напротив, привело героя пьесы Федора Кузьминского «Визит Смерти»  (http://proza.ru/2007/12/08/310) к отказу от самоубийства.

«Что будет, если с неба стереть звезды? Его не станет. Останется бесконечная чернота, не имеющая смысла!», - рассуждает о бессмысленности самоубийства Инга – героиня  Аллы Мартиросян в «Дне смерти» на  http://proza.ru/2009/09/11/1188 .  Мне очень симпатичен этот рассказ, поскольку в качестве ненавязчивого и весьма привлекательного ангела-хранителя Инги выступает Черт собственной персоной. Именно его усилиями Инге возвращено  желание жить и  любить,  выбор, однозначно, сделан в пользу Жизни.

Кстати, приготовления Инги к дню смерти в  этом рассказе напомнили мне о романе  «Пять лет повиновения» английской писательницы и киносценариста Бернис Рубенс, автора 16 романов, номинанта и лауреата Букеровской премии. Так же, как и Инга, главная героиня романа некая мисс Джин Хоукинс решает умереть и тщательно подготавливается к этому событию.  Жизнь утратила для нее смысл с момента выхода на пенсию. И только дневник, подаренный коллегами, в который героиня романа  начинает вносить записи самых невероятных приключений, которые сама себе планирует и проживает, заставляет ее вернуться и прожить новую, совершенно ИНУЮ жизнь, полную мучительной боли и неведомых прежде наслаждений, манипулирования людей друг другом и тайными страстями. Однако, сходство сюжетных линий названных романа и рассказа ограничено лишь процессом тщательнейшей подготовки женщин к суициду и оканчивается с  отказом героинь от совершения задуманного. 

По силе эмоционального воздействия на читателя кого-либо, равного Бернис Рубенс с ее трагикомичной историей о Джин Хоукинс,  среди авторов ПРОЗА.РУ,  увы, я не нашла. Возможно, в силу своего незначительного срока нахождения на сайте. Не хотелось бы думать, что вследствие отсутствия авторов - мастеров.  Пожалуй, из прочитанных на сайте произведений по соотношению язык – стиль – сюжет - эмоциональность я могла бы указать только «Смерть и несколько слов» Елены Георгиевской (http://proza.ru/2008/04/07/474)  и «Happy End» Алека Кримера (http://proza.ru/2008/05/10/161).

«Страшнее всего умирать сверху вниз. Глотая таблетки и разрезая в неизвестном направлении вены, мы всегда оставляем себе в подсознании телефонную ниточку, зацепленную другим концом за друзей, родителей и машины с мигалками…»  Так начинается указанный выше рассказ Алека Кримера и  этой же фразой определяется выбор каждого из героев рассказа.  Эпилог встретился с  Happy End с надеждой «красиво объяснить ей, что жизнь прекрасна, когда в ней такие  люди, как я … ».
На мой взгляд,  хотелось бы больше  узнать  о том, как у Эпилога  произошел внутренний переход от желания помочь девушке остаться жить к принятию решения о суициде – совместном с девушкой прыжке с крыши, а также о том, какие мотивы побудили девушку готовиться к  смерти, но, в решающий момент,  отказаться от принятого решения. Однако, на мой взгляд, отсутствие детализации указанных обстоятельств нисколько не уменьшает достоинств рассказа, поскольку дает возможность каждому из читателей  обдумывать рассказ и мотивацию действий героев, исходя из  собственного опыта – знаний – впечатлений, оставляя неограниченную возможность для наполнения сюжетной линии собственным  обоснованием выбора, сделанного каждым из героев.
Полагаю, что некоторая размытость образов и оставление именно читателю перспективы для обдумывания – проявление определенного стиля Алека Кримера, что также радует, ибо его произведения узнаваемы на ПРОЗА.РУ.  Не могу не дать ссылку на еще один рассказ Алека Кримера – «Зонтик» (http://proza.ru/2009/10/30/683), в котором, хоть и нет суицида, но есть гибель девушки Софии при пожаре; все герои пережили по-настоящему тяжёлые моменты и испытали по-настоящему сильные переживания, и при этом они всерьёз поглощены абсурдно мелкими проблемами своей подруги  Барбары... И  расставание с любимым – здесь как раз является той самой мелкой проблемой.

Между тем, все проблемы на ПРОЗА.РУ, как и в жизни, относительны, и каждый автор по-своему рассуждает о сущности  Смерти.

Так, Юлия Ёлка 1  на  http://proza.ru/2010/03/22/816 утверждает, что расставание  - это не мелкая проблема, «Расставанье  маленькая смерть». Просто смерть Общего Будущего.

Интересные, необычные стихи Джалаладдина Руми Таня Даршт взяла эпиграфом к своему стихотворению «Танец дервиша» (http://proza.ru/2010/02/18/1137) , после которого ты понимаешь, что умирает то, что видит глаз, основа вне нас остается бессмертной.

«Нельзя умертвить мертвое!... Нельзя убить то, что не жило...», - утверждает Смерть в рассказе Лены Кресс «Недвижимая Недвижимостью» (http://proza.ru/2010/01/20/932), удивляясь огромной решимости бабули Марьи Ивановны не умирать, которая просто непонятна на фоне абсолютного нежелания жить!

Между тем, в произведениях авторов сайта умирают люди, животные,  деревни, города, страны, народы, цивилизации…

Образ умирающего Питера  создала Соня Белкина в рассказе «Не люблю» с совершенно потрясающим финалом (http://proza.ru/2009/06/08/8) .

Умерла  соседка тетя Соня, безумно любившая своего сына, умерла тихо. В памяти каждого, кто прочел рассказ Романа Юкк «Тетя Соня» (http://proza.ru/2009/03/01/19) еще надолго  останется образ елки, без иголок, с горящей звездой на макушке.

Смерть в пьесе Федора Кузьминского «Визит Смерти»   (http://www.proza.ru/2007/12/08/310) сокрушается по поводу измерения людьми всего на свете  своими мерками, удивляется тому, что люди непонятное для них считают несуществующим. «Почему я должна быть именно такой, какой вы меня видите? Почему сейчас  я именно с Вами? Мир велик и люди умирают каждую минуту…», - вопрошает Смерть у главного героя пьесы.

Что ж, несмотря на то, что главному герою пьесы «Визит Смерти» нравится «субстанция, которая со мной»,  в продолжении обзора мы рассмотрим какую именно  субстанцию авторы ПРОЗА.РУ  и  герои их произведений  понимают под словом «Смерть».

продолжение: http://proza.ru/2010/05/06/69