Ура!!! Товарищи!!!

Спекулянтка 2
   

        Вы  любите  демонстрации?  Я  их  ненавижу!  С  самой  первой
еще  в  четвертом  классе, хотя  ее  и  не  помню  совсем  и  до  пос-
ледней, которую  помню  очень  хорошо.  О  ней  и  хочу  рассказать.
        Два  главных  советских  праздника  обязательно  сопровожда-
лись  демонстрациями  и  были  они  обязательными, это  для  тех, кто
забыл.  Настроение  испорчено  задолго  до  красного  дня  календаря---
я  должна  была  не  только  сама  пойти, но  и  обеспечить  максималь-
ную  явку  своей  бригады, вопрос  политический, обсуждению  не  подле-
жит. А  у  меня   одни  женщины  на  участке, у  них, как  и  у  меня,
дети, бесконечные  дела, все  ждут  праздника, чтобы  побыть  дома, а
наше  начальство  уверено, что  осчастливливает  подчиненных, выстраи-
вая  их  в  шеренги.
        Ненавижу. Все  помню, как  будто  это  было  вчера---накануне
на  планерке  начальник  цеха  раздает  мастерам  по  100-150 рублей
на  премии  тем,  кто  придет  на  демонстрацию.  Деньги  эти  дели-
лись  на  10-15 человек, премия  не  могла  быть  меньше  10 рублей.
Если  учесть, что  зарплата  начинающего  инженера  была  90 рублей, а
могла  быть  и  меньше, это  были  деньги. Это  сейчас  на  10  рублей
можно  купить  нецелый  батон  или  неполную  банку  пива, а  тогда  на
десятку  можно  было  купить  почти  4 кг. колбасы  по  2.20  или  2,5
кг.  копченой  по  4 рубля.  Правда  купить  все  это  можно  было  то-
лько  в  Москве. Не  проблема---два  раза  в  месяц,  после  зарплаты
от  завода  шел  автобус  в  столицу  специально  за  продуктами. Кому
"посчастливилось"  жить  далеко  от  Москвы, летали  на  самолете. Еще
на  10  рублей  можно  было  купить  почти  3 бутылки  водки  по 3.62,
обычно  эту  бутылку  покупали  на  троих  и  ехать  никуда  не  надо.
Что  еще?  Еще  можно  было  купить 40 батонов  или  50 буханок черного
хлеба, это, практически, все, что  могли  себе  позволить  пенсионеры  в  деревне---хорошая  пенсия  там  была  30 рублей, а  могла  быть  и
12,  и  даже  8.  Так  что  при  советской  власти  это  были  реаль-
ные  деньги,  но  и  ими  трудно  было  соблазнить  и  женщины  мои
под  любым  предлогом  на  демонстрацию  не  приходили. Это  сейчас
явку  на  выборы  можно  купить  за  2 кг.  крупы...
       Не  могу  забыть, как  мы  с  дурацкими  транспарантами   шли
через  весь  город,  как  по-холопски  выкрикивали  идиотские  лозунги,
но  и  после  трибуны  нельзя  было  уйти  домой, нужно  было  придти
в  определенное  место, где  стояла  заводская  машина, и  сдать  туда
наши  деревяшки, под  расписку, иначе  их  просто  побросают  за  три-
бунами  и  к  следующему  шествию  придется  делать  новые.
        Когда  в  начале  перестройки  перед  очередным  коммунисти-
ческим  праздником  на  планерке  объявили, что  отныне  демонстра-
ция---дело  добровольное, я  не  поверила  собственным  ушам.  С моим  патологическим  отсутствием  стадного  чувства, я  приняла  это  как
подарок  судьбы,  как  неожиданную  амнистию, не  верилось, что  до-
жила.
        В  тот  первый  раз  я  на  добровольную  демонстрацию  все
же  пошла, я  хотела  просто  придти  к  месту  сбора,  посмотреть  и  уйти.  Столько  лет  прошло, мне  неприятно  в  этом  сознаться, но скорее  всего  в  назначенный  пункт  меня  привела  моя  трусость---
я  боялась, что  что-то  не  так  поняла, я  боялась  скандала,  ко-
торый  в  этом  случае  был  неминуем. 
       Посмотрю  и  сразу  уйду.  Не  получилось---нас  собралось  в
тот  исторический  день  совсем  немного, мягко  говоря, собственно
только  руководители  подразделений, все, кроме  меня,  партийные.
Видно, как  и  я  боялись  недоразумения  и  во  избежание  неприят-
ностей  по  партийной  линии, а, значит, и  по  службе, решили  прид-
ти. Из  моих  подчиненных  не  пришел  никто, значит, все  ходили 
из-под  палки.
      А  транспарантов  привезли  как  всегда  полную  машину, разда-
вать  некому. Отобрали  портреты  самых  главных  членов  Политбюро
и  Правительства, всучили  их  всем  прибывшим.  Жалкое  зрелище  представляла  та  первая  добровольная  демонстрация  в  нашей новей-
шей  истории. Как  сейчас  вижу  растерянное  лицо  парторга, он  стоит на  открытой  бортовой  машине, держит  охапку  деревяшек  в руках, напряженно  смотрит  на  дорогу, не  подойдет  ли  еще  кто-нибудь. Нет, это  все. Вот  столько  нас  "добровольцев", а  я  пора-
довалась  тогда, что  нас  подневольных, непришедших  в  тот  раз, бы-
ло  не  так  уж  мало.
       Может  быть  тогда  я  впервые  почувствовала  удовольствие  от  этого  политического  спектакля.  Что  значит  удачный  эксп-
ромт, он  и  в  театре  хорош  и  в  жизни  может  доставить  ра-
дость.  Теперь, когда  я  вижу  репортажи  о  демонстрациях  где-то
в  Китае  или  Северной  Корее, я снисходительно  улыбаюсь  и  вспо-
минаю  наше  недавнее  прошлое.......