Глава пятнадцатая. Адвокат Евсеев

Николай Николаевич Николаев
   
Евсеев-младший, к счастью, оказался в военном городке. Он успешно перешёл на пятый курс Юридической академии и проводил лето в гараже, перебирая отцовскую «девятку», старенькую машину, старше, пожалуй, его самого.   
     Хозяевами этого жигулёнка успели перебывать все офицеры дежурной части. Капитан Евсеев стал её последним счастливым обладателем не столько из любви к машинам, сколько из любви к сыну, чье пристрастие к технике он старался поощрить при малейшем удобном случае; наверное, потому, что ему самому не дано было постигнуть поэтику штампованного железа и круглого колеса.
     В далёком детстве вздумалось Евсееву-старшему с помощью зажженной спички проверить уровень бензина в топливном баке мотоцикла. Вместе с мотоциклом и густыми бровями мотоциклиста сгорели и его любовь к скорости, и всякое техническое любопытство и вообще какая-либо инициатива. Зато его сын, Александр, к радости капитана, взял себе недоданные природой отцу и техническую сметку, и умелость и находчивость.
     Евсеев-младший не заставил себя долго ждать. Не прошло и десяти минут, как Василий Петрович положил телефонную трубку, а Саша уже сидел за столом напротив Марианны и внимательно слушал Василия Петровича.
     – В военный городок никаких новых собственников квартиры мы не пустим,– сказал Василий Петрович, хлопнув ладонью по столу. Его слова больше предназначались Марианне. Он хотел её успокоить. А ещё офицер хотел быстрее вернуть себе лицо решительного, умелого человека, каким привык себя чувствовать в обществе Марианны.      
     – Марианна как жила, так и будет жить у себя. А вот как отменить договор купли-продажи квартиры – это мы тебя, Саша, попросим придумать.
     Саша, как настоящий адвокат обстоятельно расспросил Марианну, взял у неё все документы и по квартире и по уголовному делу.
     Глянув на приговор, он спросил:
    – А вы, Марианна, с приговором-то согласны? Будете его обжаловать?
    – Как же согласна!? – возмутилась Марианна. – Убивал-то не он, а я!
    – Ну, так десять дней на обжалование уже прошли! Сегодня последний день!
     Марианна всполошилась.
     – Машину, Василий Петрович! Найдите машину! Я прямо сейчас еду в суд!
     Василий Петрович схватился за телефон.
     – Успеем, – успокоил их Саша.– Кассационную жалобу я напишу прямо сейчас и отправлю её заказным письмом с нашей почты. На это время есть. А по квартире – надо подумать, почитать нормативные материалы.
    Он углубился в чтение договора.
    Саша хорошо вошёл в роль адвоката, просматривал переданные ему Марианной документы очень серьёзно. Иногда он укоризненно качал головой, а иногда даже издавал возмущённый возглас.
 
                ***
     На следующий день Василий Петрович отпустил Марианну вместе с Сашей в Город. Кассационную жалобу на приговор Саша отправил еще накануне. А вот сегодня им предстояло подать в суд исковое заявление по квартире.
     Военный городок по территориальности относился к одному из окраинных районов Города, вот туда, в районный суд и отправились Марианна и Саша. Они поехали на «девятке», которую Саша оперативно подготовил к поездке. По пути они заехали к нотариусу и оформили доверенность. Теперь Александр мог действовать в суде самостоятельно, защищая интересы Марианны.
     Было видно, что Саша даже несколько взволнован. Он совсем вошёл в роль адвоката. Особенно, когда Марианна пообещала ему гонорар. Правда, от денег юный адвокат отказался очень решительно, не дав Марианне даже надежду расплатиться с ним в будущем.
     – Мы же с вашим Ваней вместе играли в детстве, Марианна! Как я от вас возьму деньги?
     Марианне стало неловко, и она успокоила себя тем, что подарит потом своему юному юристу какую-нибудь деталь к машине. «Запасное колесо ему куплю или запасной двигатель», – решила она.
     По просьбе Марианны они заехали в юридическую консультацию к Горохову. Дежурный адвокат, улыбчивый и любезный сверх всякой меры, показал им на кипу записок, адресованных Горохову.
    – Все его ищут! – расточал он им улыбки, словно японский дипломат. –Ничего никому не говорил, где его искать. Одно могу сказать – в процессах и уголовных делах сейчас он не занят. Может быть, я смогу быть вам чем-нибудь полезен? Студентам и красивым женщинам делаю скидку!
      Улыбка этого сына змеи красноречиво говорила, что он одного поля ягода с порождением ехидниным – с Гороховым, и отлично знает, где он.
     Было понятно, что квартиру Марианне вернуть будет непросто.
             
                ***
     Сентябрь обещал быть напряжённым. Практически одновременно Марианне пришли повестки в районный суд по гражданскому делу о признании недействительной сделки по её квартире и в областной – на рассмотрение ее кассационной жалобы по уголовному делу.
     Кассационную жалобу написал ее молодой друг Евсеев – младший. Саша обстоятельно проанализировал в жалобе все доводы и обвинения и защиты. И теперь они с волнением ожидали решения.
    Саша не поленился, съездил в академию. Сидя на лавочке под раскидистыми, пушистыми елями, он дождался, когда его преподаватель уголовного права, закончив работу в приемной комиссии, вышел из академии. Это был прокурор в отставке, ехидный и колкий старичок, не признававший никаких полутонов в общении. Ему ничего не стоило, оборвав собеседника на полуслове сказать: «Так тебе и надо! Поделом тебе!» И повернувшись спиной к ожидавшему проявлений сочувствия жалобщику, удалиться восвояси. К студентам он обращался без церемоний. «Ну, что там у тебя, бездельник?» «Опять ты, плут, на моем горизонте?»
     Саша решил, если есть в деле Марианны надежда – это сразу станет ясно после разговора с преподавателем Гасиловым. Хамоватый, да, но сразу скажет –что есть по делу, без воды. Да и компетентность его не вызывала сомнений.
     – Иван Кузьмич! Здравствуйте, можно к вам на два слова?
     Гасилов не так давно гонял Сашу больше всех по процессуальным документам, забраковав решительно все его проекты. И вот, когда Саша дал ему последний вариант, Гасилов, посмотрев на него недоверчиво поверх очков, внимательно прочитал и проворчал: «Судьбы людей думаете вершить, а сами сопли за собой ленитесь убирать. С десятой попытки, из-под палки сделал!».
      И выставляя ему зачет, снова внимательно на него посмотрел: «Работать и работать вам, молодой человек, над собой надо, а не за юбками гоняться!»
     – Можно, если только на два слова. Я на троллейбус. Говорите, молодой человек, что у вас за дело?
     И Саша, повернувшись вполоборота к старику, дошел с ним до троллейбусной остановки, изложив по пути историю Марианны.
     – Не знаю, насколько точно вы изложили мне фабулу дела, – сказал Гасилов,– но если судить по вашим словам, голубчик, то можно говорить о признаках самообороны, может быть, о неосторожном убийстве со стороны этой Марианны.
     Она утверждает, что упала и не поняла, как пистолет выстрелил? Хм. А может быть, даже и нет тут убийства, даже неосторожного. Возможно, мы имеем здесь несчастный случай в результате действий потерпевшего.   
     Потерпевший толкнул эту женщину, она выронила пистолет, который при падении выстрелил, вследствие чего и был смертельно травмирован этот ваш прапорщик. Без криминалистической экспертизы тут не обойтись. А что же, не нашлось толкового адвоката? Вы-то, почему за это непростое дело взялись, а, молодой человек? Ну-ка, колитесь! Подзаработать решили?
     Гасилов взглянул на подошедший троллейбус и снова устремил взгляд на своего студента.
     – Просто хорошая женщина. С её сыном дружил, – ответил Саша.
     – Ну, ладно. Евсеев, кажется? Вот тебе моя визитка – не на остановке же говорить об этом. Позвони.
     И Гасилов замахал рукой водителю троллейбуса, собравшемуся отъезжать, прытко засеменил в салон.
     Саша воспользовался возможностью и позвонил вечером Гасилову. Старик явно заинтересовался делом. Долго расспрашивал Александра и, наконец, заявил:
     –Вот что, голубчик. Пусть эта Марианна подойдет ко мне на кафедру. Поскольку у меня есть статус адвоката – я смогу заключить с ней договор и принять участие в уголовном деле. Безвозмездно. Безвозмездно. Чисто из научного интереса. Ты же, дружок, вполне сможешь поучаствовать в гражданском процессе, по квартире. Для этого тебе не обязательно иметь адвокатские корочки.   
     Всё понял? Ну, так действуй. А мне надо успеть ознакомиться в суде с делом.

     – Ой, Саша, какой ты молодец! – хвалила его Марианна, когда он зашёл в конце дня к ней домой и передал свой разговор с Гасиловым.– Я-то думала, что все следователи и судьи бездушные формалисты или взяточники! А ведь какой ты будешь замечательный следователь! 
     Она суетилась вокруг него на кухне, подкладывая ему к чаю печенье и конфеты, не зная, как ещё отблагодарить его.
     Саша был немногословен. Его очень беспокоил предстоящий процесс по квартире. Так не волновался он даже на экзаменах.


  Продолжение:http://www.proza.ru/2010/05/01/335