Глава тринадцатая. Смерть Ирода

Николай Николаевич Николаев
     Было бы неверным утверждать, что Ирод Агриппа затаил зло на Калигулу за расправу над Марианной.
     Он хорошо понимал, что ни император, ни царь, ни князь не в силах править своими землями, не прибегая к казни. И он сам, Ирод Агриппа, казнил тех поданных, которые были признаны судом опасными преступниками и своим существованием угрожали спокойствию и благополучию государства.
     Однако после смерти Марианны он надолго ушел в себя. Он думал, насколько же он, как царь, должен быть хорош для своих поданных, чтобы они дали ему это право – казнить.
     В эти неспокойные для себя дни он даже отстранился от своих дел и просители подолгу не могли попасть к нему.
     Киприда, его верная жена, с тревогой заглядывала к нему в покои, ожидая, когда же он вернётся к жизни. Наконец она не выдержала и посмела сказать ему:
     – Я уважаю твои чувства, Агриппа. Однако, уже слышен ропот среди твоих поданных. Первосвященник  который день не может попасть к тебе с каким-то неотложным делом.
     Агриппа и сам прекрасно понимал всё это; подавляя в своей душе глухое чувство раздражения на жену, он поднялся со своего золотого трона и, опираясь на посох, отправился на встречу с первосвященником.
     У первосвященника не было причин быть недовольным Иродом Агриппой. Зная о том, какую нелюбовь у иудеев снискал к себе его дед Ирод Великий, и как легко тот жонглировал кандидатами на пост первосвященника, заменяя одного своего родственника на этом святом месте другим, Агриппа старался изо всех сил угодить первосвященнику. Не забывал Ирод Агриппа, что он еврей всего лишь по своей бабушке, и тем ревностнее он стремился исполнить все чаяния своих подданных.
     Первосвященник огорчил Ирода. Так огорчил, что Ирод Агриппа захотел развернуться и уйти, не попрощавшись.
     От него снова требовали казни.
     – Мы не можем позволить ему и дальше нести смуту и раскол в нашем обществе! – говорил первосвященник. – Наш народ, наше государство потому и устояли во враждебном окружении, что едины. Едины Законом. Иаков же своими проповедями  приведет сюда римские легионы и запылает тогда Иерусалим, а наш народ в очередной раз уведут в рабство.
     – Не вижу ничего криминального в его речах, – ответил Ирод Агриппа. – И почему это из-за него на нас может ополчиться Рим?
     – Он призывает игнорировать кесаря. Рим это может расценить как призывы к бунту. Если же мы сейчас промолчим, то наше поведение император может расценить как сочувствие и пособничество этому Иакову. Кроме того, этот Иаков  учит, что мы вовсе не богоизбранный народ и наш Закон не во всем прав.
    – Ну, так и дискутируйте с ним! Убеждайте людей, что он не прав! Зачем же в эти вопросы должен вмешиваться царь!
     – Наш Закон строг и многие люди считают, что легче идти за этим минеем Иаковым, который обещает всем упростить и ослабить требования Закона им в угоду. И таких последователей у этих отщепенцев уже много, очень много. Думаю, они готовы идти за ним только за то, что он им разрешает есть курицу в молоке. Я не в силах справиться с этой ересью. Поэтому Агриппа, взываю к тебе, если тебе дорога целостность нашего народа и государства – распорядись схватить этого Иакова и казни его!

                ***

     Многие Иакова называли Неистовым. Он и его брат Петр ходил по всей Иудее и взывали к людям очнуться ото сна, духовной спячки, клеймили богатых и власть предержащих, утверждали, что Бог – есть любовь.
     Вот и сейчас Ирод Агриппа слышал доносящиеся снизу, из подвала его крики:
     – Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем
 вам, богатые, попасть в царство небесное! Блаженны нищие духом! Блаженны нищие духом!
     У Ирода раскалывалась голова от его криков, и он уже готов был согласиться с его казнью.
     После казни Иакова первосвященник нанес визит Ироду и пригласил его на театрализованное представление. 
     Чтобы как-то забыться и освободиться от преследовавших его тяжких дум, Ирод Агриппа согласился. И не пожалел. Первосвященник хорошо подготовился. Всюду, где бы ни появился Ирод Агриппа, он слышал только восторженные крики в свой адрес, ликование народа. Поданные его любили! Ирод Агриппа почувствовал это своим сердцем, и оно впервые после смерти Марианны оттаяло. Ирод Агриппа расслабился.
     Может быть поэтому, когда восторженная толпа на руках принесла его в его театральную ложу, он не нашелся, что ответить, растерялся, когда местный чиновник воскликнул в театре:
     – Ты не царь. Нет, ты не царь, ты Бог! – чиновник воскликнул так и зажал себе рукой рот, испугавшись своих кощунственных слов. Но затем чиновник повторил снова, тише, но уже тверже:
     –Ты не царь! Ты Бог наш! Бог наш!
     Ирод улыбнулся и благосклонно положил чиновнику свою руку на плечо.
     – Ступай, займи свое почетное место недалеко от меня!
     «Ты не царь, ты Бог наш!» – повторял Ирод Агриппа мысленно про себя и улыбался, толком не видя, что происходит на арене. Конечно, это уже слишком... Он Бог!
     Ирод Агриппа вспомнил, что творилось в стране до его восхождения на престол – взаимные распри, бесчинства римских чиновников и солдат, непомерные подати. И какой сейчас царит мир и благоденствие! Народ ликует, народ его любит и почитает. Что в этом плохого? «Ты не царь, ты Бог наш!»
     Но, наверное, стоило остановить эти кощунственные лестные слова… Наверное, стоило. Ведь в этих простых, идущих от сердца словах – богохульство!
     После представления Ирод Агриппа слёг. Пять дней он невыносимо страдал. От чудовищной боли в животе он впал в забытье и только шептал пересохшими губами:
     – Блаженны нищие духом, блаженны нищие духом…
     После этого он умер.

 Продолжение:http://www.proza.ru/2010/05/01/329