Глава вторая. Ирод строитель

Николай Николаевич Николаев
        
  начало: http://www.proza.ru/2010/05/01/297    


     Ирод Первый, прозванный римлянами Великим, правил большим для своего времени царством – всей Иудеей, от южной Вирсании до северного Александриона. У него было одна за другой десять жён и среди них самая красивая, самая своенравная и горячо им любимая – Марианна.

     Не всё у него ладилось в семье. Марианна была еврейкой, а он – идуменянин, но не это было главной причиной их разлада.

     Сейчас  он опустился перед ней на колени, упершись ими в холодный мраморный пол, и умолял простить его.

     – Прости меня, Марианна, я не хотел твоей смерти!

     Марианна, высокая, она была почти на целую голову выше Ирода, гордая, стояла, отвернувшись от мужа.

     – Как это не хотел? А зачем тогда, уезжая в Рим, отдал приказ Елиезеру убить меня?!

     – Собака этот Елиезер, я его распну…

     –Только посмей!

     –…распну! Распну его! Уезжая в Рим, я отдал ему тайный приказ убить тебя, если не вернусь из Рима живым. Этот сластолюбец император, зная о твоей красоте, не остановился бы ни перед чем, чтобы заполучить тебя. Даже перед моим убийством. Убив меня, он натешился бы тобой и отдал своему полководцу. Но хвала провидению – всё обошлось!

     Ирод, опираясь на посох, тяжело встал с колен и, поправив на себе хитон, подозрительно взглянул на Марианну. Люди говорили, что красота Марианны колдовская, и что своими чарам она способна заворожить любого.

     Сверкая глазами из-под мохнатых нависших бровей, сгорбившись, словно защищаясь от её чар, Ирод обошел вокруг Марианны, пытаясь встретиться с ней взглядом.

     – А признайся-ка, дорогая, не хочешь ли этого ты сама, а?! В постель к римскому императору?! Надоел тебе старый Ирод?! Отвечай!

     Марианна молчала.

     –Ты же прекрасно знаешь, Мариам, – уже мягче, выпрямившись, продолжал он, – прекрасно знаешь, как я тебя люблю!

     –Так любишь, что бросил всех моих родственников в темницу, а отца убил!– Марианна бросила на Ирода переполненный ненавистью взгляд.

     – Они иудеи! – коротко ответил Ирод, упрямо поджав губы.

     – Я тоже иудейка. И здесь, кажется, страна Иудея!

     – Ты прекрасная иудейка и моя жена. А они фанатики! Религиозные фанатики. Выдумали себе невидимого единого Бога и поклоняются ему, не желая ничего больше знать. 

     Так и будут вас убивать и уводить в рабство вместе с вашим Богом! А я знаю, что всё дело только во мне и в моей силе! Захочу – и Иудея не будет религиозным захолустьем! Захочу, чтобы Иерусалим стал вторым Римом! И он будет вторым Римом! А моё имя войдет в историю как Ирод-строитель! Дороги, прекрасные мостовые из мраморного булыжника, дворцы… Одна крепость Мосад чего стоит! Между прочим, я сам её проектировал, – в его голосе появились нотки гордости.

     – Да, сам её строил! Для себя и строил, – с горечью сказала Марианна. – Для своих утех, чтобы возить туда втайне от меня своих наложниц. А имя твоё войдет в историю не как Ирод-строитель, а как Ирод-мучитель!

     Ирод в сердцах ударил посохом о гранитный пол и грозно хмуря брови,  направил указательный палец на Марианну.

     – Это твои родичи распустили слух, что я избивал младенцев в Вифлееме! Они! Я это знаю. Всем им головы поснимаю. Вот увидишь!

     – А разве не мучитель? – Марианна повернула голову.

     – Кто убил собственного сына, а четырехлетнего внука Агриппу сослал в Рим?

     – В Риме ему будет хорошо, – проворчал Ирод. – Там столица мира, там культура. Он вернётся сюда просвещенным, культурным человеком.

     – «Культурным человеком!» Недаром же твой друг император Рима смеётся над тобой – «Лучше быть свиньёй Ирода, чем его сыном!». Ты ему пятки лижешь, забыв про свой народ, а император над тобой смеётся! 
 
     Ирод в гневе, не находя слов, заходил по залу и затем, разбив с размаху посохом прекрасную греческую вазу, вышел вон.

     Он быстро шел по дворцу, вскидывая впереди себя посох, лицо его потемнело, губы дрожали, борода воинственно торчала вперед.

     Придя к себе, он послал за Ефроном.

     Когда Ефрон с поклоном вошёл в его покои, Ирод уже совладал со своим волнением.

     Он уселся в своё величественное кресло из золота, устеленного дорогой тканью.

     – Сделай вот что, Ефрон. Отруби-ка этой собаке Елиезеру голову, а также его детородный орган и всё это на чаше с фруктами отнеси Марианне. Я отдал этой собаке заветный приказ, а он вместо того, чтобы сдержать его в тайне – разболтал Марианне, да ещё, собака, спал с ней!

     Ефрон поклонился и пошел к выходу.

     И уже когда Ефрон был у выхода, Ирод окликнул его.

     – Нет, постой. Сделай-ка по-другому. Сними железными граблями кожу с Елиезера и приведи к нему Марианну. Пусть полюбуется на своего красавца! А потом в её присутствии отруби ему голову. Всё, выполняй!

     На следующий день после этой казни Ирод распорядился, чтобы казнили всех томящихся в темнице родственников Марианны и её саму.

     Несколько месяцев после этого Ирод не покидал своих покоев. Он страдал, он мучился мукой сожаления, раскаяния и недоумения – он ли не любил Марианну? Он ли не трудился, не покладая рук и не разгибая спины ради благоденствия и счастья Марианны и её народа? Что он делал не так? Почему случилось то, что случилось? И не находил Ирод ответа на свои вопросы.

     По происшествии четырех месяцев, он вызвал к себе Ефрона и приказал принести ему чашу с ядом.

     Долго смотрел Ирод на эту греческую чашу и, поднеся её ко рту, сделал осторожный глоток. Затем с ожесточением сплюнул.

     – Нет! Не пристало царю так умирать!

     Он распорядился принести ему меч.

     – Не этот, болван! – закричал он на Ефрона, – короткий! Принеси короткий меч!

     Ирод разодрал на себе рубаху и, поколебавшись с минуту, воткнул меч в живот. Воткнул несмело. Клинок медленно, преодолевая сопротивления кожи, входил в него, входил как в наполненный воздухом кожаный бурдюк из-под вина. Ирод остановился и резко выдернул меч. Крови было мало, он проткнул только кожу и до внутренних органов не достал.

     Ирод заскрежетал зубами и, выбросив в сторону меч, произнес:

     – Воистину, правильно говорят эти иудеи – «Благими намерениями вымощена дорога в ад!»
      
 Продолжение:http://www.proza.ru/2010/05/01/301