Рецензия на Железный человек - 2

Андрей Ходосов
«Когда скопившаяся грязь от похоти и убийств вспенится им до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят наверх и возопят: «Спаси нас!» А я прошепчу: «Нет»»
Роршах

В чем разница между русскими и американцами?
Ну, помимо языка, территории, менталитета, музыки, и всего остального, что приходит в голову?
Американцы – слабы.
Судите сами: станет сильный нападать на Ирак, который ничего не может противопоставить нападению? Станут сильные бояться ядерных ракет отовсюду, даже оттуда, где их нет и не будет, если только «плохие русские» им не продадут? И попытки навязать свое мнение и свои цели, привнесение демократии во все концы света против желания – все это не признаки силы, это наоборот. Это, скорее, попытки привести всех к общему знаменателю. Если не будет сильных, а все будут слабые, тогда будет проще. Так ли?
Не так. Ведь даже среди слабых находится тот, кто самый сильный из слабых, и его сила становится для него же угрозой. Не важно, использует он свою силу во благо, во зло, или вообще не использует. Она у него есть, и это повод закидать его камнями, уничтожить морально и физически, потому что он опасен. С людьми всегда так: мы боимся непохожих на нас, они нас пугают. Непохожесть может быть выражена в чем угодно. В какой-то мере, мы боимся даже инвалидов, людей на креслах-каталках, к примеру, потому что они стали слабее нас, «полноценных» членов общества, но у них достаточно сил, чтобы не опускать руки. Они все равно живут, и порой живут гораздо ярче, чем «полноценные». Почему так? Потому что они сильны духом, и не сдаются.
Американцы – слабы. Если это не так, тогда почему они так часто и много придумывают супергероев? Как раз поэтому. Они слабы духом, они – уже калеки, и хотят, чтобы их спасли. Они не могут помочь себе сами, и потому ищут спасения в своем воображении, выдумывая могучих героев, которые остановят ядерную войну, в одиночку перебьют всех фашистов, отменят глобальное потепление, и конец света просто не наступит. Потому что на страже мира (читай – Америки) стоят необычные люди с необычными способностями.
Но ведь и они – калеки и трусы.
Они боятся потерять свою суперсилу, и они бояться тех, кого защищают. В каждой серии комиксов рано или поздно наступает момент, когда выходит номер, в котором чиновники и военные обсуждают поведение «суперменов», обсуждают их опасность, и требуют либо отказаться от силы, либо поделиться ею. Даже если это невозможно. Всеобщая уравниловка способностей в действии. Лучше по капельке всем, пусть и не будет никакого эффекта, но не все в одни, пусть и хорошие, руки. Ведь всегда есть перспектива, что звезды сойдутся в том же порядке снова, и уже не хорошему парню попадутся способности. Но тут не силой надо делиться, а людей исправлять. Дело в менталитете, в слабости людей. Когда в мире воцарится добро, тогда эти случаи просто не будут возникать.
Но и герои не будут никому нужны.
Героям нужны злодеи и толпа, которая обожает своего героя, которая однажды восстает против своего спасителя. Злодеям нужны герои, чтобы бороться с ними, иначе они никакие не злодеи, и нужна толпа, чтобы угнетать ее и подговаривать против героев. А толпе нужны и герои и злодеи, иначе жизнь будет скучна и монохромна. На чью сторону встать в этой битве – героя или злодея, – не важно. Победит герой, и все будет хорошо. Победит злодей, и все снова будет хорошо. Главное, встать на сторону победителя.
«Железный человек 2»
В Америке самый любимый супергерой – Человек-паук. Непонятно, почему. Потому ли, что он простой парень, у которого между спасениями мира горит сессия и с девчонками не клеится? Или потому, что он подписывается «ваш дружелюбный сосед»? Каспер, привидение, тоже дружелюбным был.
В России нет любимых супергероев, потому что у нас их нет. У нас есть просто герои, такие, например, как ветераны Великой отечественной, которые остановили фашизм (они, а не Капитан Америка). Но этих героев сейчас почти не ценят. Печально. Почему так? Потому что на экранах кинотеатров постоянно нет-нет да и крутят очередной фильм о забугороном герое, который опять спас весь мир, как бы походя, ненароком. Что характерно, часто от русских. Но это не важно. Главное, картинка красивая, яркая, красочная. Герои постоянно шутят, бьют друг другу морды, щеголяют в трусах поверх трико, или летают со скоростью триста километров в час. С ранцами, или сами по себе – не суть. Фильмы о супергероях входят, как правило, в осенне-летний период, потому что мир расцветает, все яркое, и хочется чего-то такого же яркого на экране, чтоб ни о чем не думать, а сидеть и смотреть, наслаждаться. Фильмы о войне так не котируются, ими не наслаждаешься, ибо война постоянно показывается злой и мрачной, гнетущей, какова она и есть на самом деле. Кинокомиксы же даже мировую войну могут показать, как увеселительную прогулку, аттракцион для глаз и кровать для мозга, который не включается до конца фильма. Ты сидишь/лежишь и смотришь, главное, не включать логику, а не то если тебе взбредет проанализировать происходящее, придет мысль: что за ерунду я смотрю?
Первый «Железный человек» - идеальный кинокомикс. В нем много красок и шуток, взрывов и драк, скорость и героизм, злодеи и предатели, и венчает это все отличный актерский состав. Роберт Дауни-младший, который в фильме отчего-то был похож на молодого Сталлоне, сыграл великолепно, в его Тони Старка веришь сразу. Богатый шовинист, рассматривающий весь мир как свою игрушку, но при этом ощущающий, что за его деньги всего не купишь. Но можно попробовать – вдруг прокатит?! Оказавшись в плену у террористов, он пересмотрел свои взгляды, хоть и не все, и решил взяться за ум. Собрал суперкостюм и дал пендаля мировому злодейству, представившемуся в виде афганских моджахедов и друга семьи, который оказался алчным до всего гадом. После ранения Тони Старк вынужден носить в груди мини-ядерный реактор, чтоб осколки ракеты не поразили его сердце. Вот интересно, собрать ядерный реактор на коленке можно, а вынуть осколки – нельзя. Мир комиксов «Марвел» всегда был чуднЫм. Он показывает наше настоящее, но сильнее развитое технически. Как бы, «а вот так было бы в нашем мире, если бы…». Фантазия авторов комиксов всегда была ограничена, по сему выдумывая мир, в котором слетать в космос не составляет проблем – это нам ничего не стоит, а вот сделать его поближе к реальности – это у нас силенок не хватит. Вот потому лучше Бэтмен.
Первый «Железный человек» был отличным фильмом, а его концовка заставляла хохотать всех и вся. Тони Старк считает себя настолько крутым. Что прилюдно заявляет о том, что он и есть красно-золотой супермен. Так же отличная концовка у фильма «Невероятный Халк» с Эдвардом Нортоном, в которой Тони Старк появляется еще раз. Это было намеком на то, что кроссоверы (когда герои одних произведений появляются в других) из комиксов кочуют в кино. Мы ожидали, что в следующем фильме зеленый и красный силачи встретятся в бою, но не тут-то было! Второй «Железный» - самостоятельный фильм, хотя он снова готовит нас к тому, что кино скоро станет как и комиксы. А именно: готовиться быстро и герои разных комиксов будут часто встречаться друг с другом, и играть их будут те же, кто играет своих персонажей в самостоятельных лентах.
В этот раз Старку противостоять будет русский (!) Иван (!!) Ванко (!!!). что мешало написать «Иванов»? Звучит глупо, зато более аутентично, но что можно хотеть, когда в фильме висит вывеска «Продукты Дьмы», в новостях вместо «Прямое включение» пишут «Теперь», а в описании новости все слова стоят в неопределенной форме, а фамилия Старк написана по-английски. Готов спорить на любые деньги, что если внимательней посмотреть на заголовки «русских» газет можно найти еще массу нелепиц, а тюремные татуировки злодея, по тюремным законам, не могли бы быть нанесены, ибо получилось бы черти что в биографии преступника.
От Старка требует передать костюм Железного человека армии, на что он отвечает отказом, мотивируя его неспособностью себя жить без него. Без шуток. Вот только его «высокотехнологичный протез» его же убивает. Источник питания из палладия («На игре» негодует и думает, что у него сперли идею) отравляет Тони, но замены нет. трения между Старком и сенатом будут проскакивать в фильме часто, и это одна часть сюжета. Вторая в том, что папа «злого русского» был соавтором технологии, по которой работает реактор Тони Старка. Собрав в какой-то халупе его подобие и примотав к нему пару хлыстов, Иван едет в Америку мстить за оболганного папу, которого отец Тони выдал СССР, а СССР отправил папу в Сибирь. Попытка отомстить оканчивается неудачей, и Ваню (гы-гы, Ваню… хоть не Сирожу) арестовывают. Но конкурент компании Старк Индастриз освобождает Ивана, чтоб тот помог уничтожить империю Старка. Иван согласен, но планы у него свои.
В общем, сюжет снова представляет собой полный бред, а ближе к концу затрагивается тема связи поколений и семейных отношений между отцом и сыном, но это лишнее, ненужное, просто сценаристы не знали, как бы подвести фильм к еще нескольких крутым сценам, а таковых в фильме – мама, роди меня обратно. В конце Тони, как настоящий американский супергерой, спасает Америку (фактически, по сюжету фильма, от нее же самой), а вместе с ней, и весь мир, авансом.
Весь фильм смотрится на одном дыхании, в нем все красочно и быстро, но увлекательно. Два часа проносятся минут за сорок, не больше. Компьютерные спецэффекты есть, их невероятно много, и все они сделаны на отлично. Взрывов много, не все обязательны, но без них явно было бы не так круто. Погони, полеты, стрельба – все смешивается в яркий и яростный ураган, от которого просто расплываешься по креслу.
Шуток вообще неисчислимо, и их количество даст фору многим комедиям, даром что номинально «Железный…» – фантастический боевик. Ну не прижился у нас пока жанр «кинокомикс», и на буклетах пишут определение как для нормального кино. А ведь фильмы, подобные «Железному человеку» – это действительно кинокомикс, новый жанр, но его, видимо, считают как и комиксы – низким жанром по сравнению с большим кино. Комиксы же сравнивают с литературой, но одно – сравнить с Пушкиным или Джеком Лондоном, и совсем другое – с Донцовой, прости господи
Актерская игра отличная, исключая замену Роуди-Воина и Скарлетт Йохансон, которая такая же, как и во всех фильмах – то ли мечта педофила, то ли просто кукла. Роберт Дауни-младший снова всех порвал; Микки Рурк, что бы там ни говорили, хорош; Сэмюэль Л. Джексон вообще всегда и везде хорош, даже в «Мстителе», но надо слушать его родной голос, даже лучший в мире дубляж не сравнится с его игрой; Сэм Рокуэлл просто великолепен. Он еще в «Луна» показал что он «огого, прямо Lord of Destruction» (Александр Глаголев), и в более простом фильме сыграл как на «Оскар», не опустил планку. Все актеры молодцы, выбирай на вкус.
Ну а музыка от группы AC/DC – это было, есть и будет супер.
Вот только непонятно мне: вот уже второй фильм Тони сражается со злодеями, облаченными в костюм, подобные его облачению Железного человека. Так будет постоянно? Скучновато все-таки.
Как же резюмировать это все? А я не буду резюмировать! Пусть это лучше сделает за меня писатель-фантаст Олег Дивов.
– Ты Афоню и Диму дольше знаешь. Как думаешь, ББМ четыре балла поставили или все-таки пять? – спросил я.
– Это пять! – убежденно сказал Косяк.