О жертвоприношении

Александр Грайцер
Вы никогда не задумывались о том, почему человеку за все приходиться платить? За газ и за свет в собственной квартире. За новый костюм, купленный в магазине, и за новое достижение в жизни. За рекорд, установленный спортсменом, и за услуги, которые ему  оказали в прачечной? За любовь к женщине, и даже за нелюбовь к ней?
 
За то, что человек живет хорошо, и за то, что живет плохо. Причем, чем лучше человек живет, тем больше, он должен платить. Конечно, кое-что ему достается даром. Например,  наследство. Но все равно он платит, в других сферах или другою валютой. Платит, платит, и еще раз платит, и, увы, никуда от этого закона не убежать.

Вообще-то люди в основном любят не платить, а получать подарки. По крайней мере, я не знаю ни одного, кто не любил бы этого. Всем нам приятны и неожиданные знаки внимания по отношению к нам, и внезапные продвижения по службе, и всевозможные другие подарки людей и судьбы. Гораздо меньше, катастрофически меньше тех, кто любит платить по счетам. Но платить нам случается почему-то чаще, чем получать подарки.
 
Почему это происходит, нам объясняет религия. Во всех религиях мира  есть так называемые ритуалы жертвоприношений. Например,  в Библии, в Ветхом Завете дана целая система таких жертвоприношений, которую обязан был исполнять верующий. Он приносил жертву за совершенный им грех, за рожденного в семье первенца, за каждый новый урожай.… И еще множество других жертв. Какая же за всем этим стоит идея?
 
Когда ветхозаветный иудей приносил животное в храм, чтобы принести его в жертву за грех, он прежде это животное покупал. Если у него было много грехов – значит, ему нужно было много покупать животных,  больше тратить денег. Равно и наоборот. Меньше грехов – меньше траты.
 
То есть, совершенно четко просматривается в ритуале жертвоприношений идея об ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека за свою жизнь. Таким образом, жертва – это плата, своего рода наказание. Так родители порой наказывают свое чадо. Прогулял уроки – сиди дома, не пойдешь гулять. Жертвуй своим желанием поиграть в футбол, пообщаться с друзьями и т.д.
 
Жертва – это наказание, призывающее человека к ответственности. И нашу плату тоже можно воспринимать так. Мы платим за свои ошибки, за свое неразумие, за неумение, за неосведомленность и т.д.
 
Но это, конечно, еще далеко не все. Этим воспитательное значение жертвы, то бишь платы, далеко не исчерпывается. Мы увидели лишь то, что лежит на поверхности. Если взглянуть глубже, то сама жертва говорит о многом.
 
Почему, например, в качестве некоторых жертв, в частности жертвы за грех, которые приносили религиозные иудеи, принимались только животные? При принесении животного в жертву, проливалась кровь. Что свидетельствует о ценности жизни. Если за что-либо проливается кровь, значит, это весьма ценно, существенно, не правда ли? Это дорого!
 
Более того,  жертва должна  была быть непорочной. То есть, отдавать в жертву Богу нужно было самое лучшее, а не так, чтобы – на Тебе, Боже, что мне не гоже. 
 
Отдавая лучшее, дорогое, фактически принося в жертву другую жизнь, жизнь животного, человек понимал, что и его собственная жизнь весьма и весьма ценна. Раз уж за нее платятся такие дорогие жертвы.
 
Видите ли, в чем тут дело. Нам порой кажется, что коль мы имеем жизнь, то она – наша. А значит, мы можем делать с ней все, что нам заблагорассудится.  Однако согласно Библии, сама жизнь не есть достояние человека. И  религиозный иудей прекрасно знает о том, что его жизнь принадлежит Богу. Поэтому для того, чтобы ему пользоваться жизнью законно, нужно было дать за нее выкуп. И еврей  платил Богу разнообразными жертвами – за первенцев, рожденных в семье, за  собранный с поля урожай, за сделанные им грехи и т.д.
 
Примерно так мы платим государству налоги, и получаем от него защиту, реализацию права на труд, здравоохранение и другие его блага. Мы платим за свет, газ и воду, и если мы не платим, то нам их просто отключают. Так и  еврей, если не платит Богу за жизнь, то он и не имеет хорошей жизни. Достойной жизни.
 
Кто-то, возможно, скажет, что все эти жертвоприношения были в древние времена, а теперь ни сами евреи их не приносят, по причине их разрушенного Храма, ни тем более цивилизованные современные люди не приносят жертвоприношения Богу. Мол, не та эпоха. Ой, не спешите, с такими поспешными выводами, уважаемые! Платить то нам все равно приходится!
 
Ведь известно, что если человек хочет хорошо и комфортно жить, - ездить в автомобиле, иметь  хорошую квартиру, кушать хорошие продукты, - он должен платить и платить. Очень много платить. Не так ли? В этом содержится некий смысл. Я бы сказал, обучающий человека воспитательный принцип.
 
Жертв, приносить, якобы, уже не нужно, но, тем не менее, ничто в этой жизни человеку не дается даром. И даже дары и подарки, которые мы иногда получаем, как оказывается на поверку,  даются нам скорее, как аванс, чтобы мы потом могли еще больше отдать сами.
 
Пусть так,  скажете вы,  это то, что касается лишь физической жизни, а на духовном уровне все иначе. Бог есть благой, и Он в Своей любви нам ничего не жалеет. И вообще Он не мерою дает нам  Своего Духа.
 
Однако в духовном мире принцип жертвы действует  не менее непреложно. Чтобы вести высшую, духовную жизнь, человек должен научиться платить, принося в жертву свое животное, плотское начало. Одно вытесняется другим. Не принеся в жертву свой эгоизм, плотские устремления, то есть, не отказавшись от них, человек не может жить духовной жизнью.
 
Вы не задумывались над тем, почему, к примеру, некоторые, так называемые верующие, ведут себя гораздо хуже, чем некоторые, так называемые неверующие? Ответ прост. Только потому, что они не принесли еще свои жертвы. Не потрудились над своим характером, не угомонили свои амбиции, не избавились от недостатков и т.д.
 
А Бог действительно благой. И дает человеку  все, что ему действительно необходимо. Дает даже больше того. Но проблема в том, что человеку нужно еще уметь взять эти благословения Божьи. А взять же можно только отдавая.
 
Помните, как верующий иудей приносил жертвы в храме?  Он платил выкуп за свою жизнь. То есть, он отдавал Богу для того, чтобы потом получить от Него! Получить хороший урожай, мирную жизнь, добрые отношения c людьми, ощущение радости, удовлетворенности и счастья. Все-все- все, что может дать человеку Бог. Оказывается, для того, чтобы получить, нужно сначала отдать!
 
К сожалению, некоторые верующие до сих пор еще думают, что им не нужно ничем жертвовать. Они считают, что достаточно одной лишь жертвы Христа и веры в нее. Они думают, что если Его совершенная жертва уже принесена, то за все уже  заплачено. И человеку остается только верить и почивать на лаврах победителя. (Чувствуя почему-то себя при этом побежденным).
 
Такие верующие просто духовно не развиваются и деградируют, как личности. И вера их остается бесплодной. Потому что человек ничего не получит от Бога, если прежде что-то не отдаст.
 
Через даяние человек открывает свое сердце. Человек опустошает себя и лишь после этого он может вновь наполниться.  Вы не можете ничего взять в руки, если они у вас заняты. Прежде чем взять, нужно освободить руки. Вы не способны никого впустить в свое сердце, если оно у вас наполнено под завязку. Вы должны что-то отпустить от себя, отдать. Иначе невозможно будет что-то получить, ведь человек и так полон.
 
Недавно я был участником одного скандала. Я был не на высоте, поругался, так что дух мой был угашен. Я даже молиться не мог. Не мог собрать себя воедино. Вообще не знал, что со мной происходит, и на каком я свете нахожусь. Все, на что меня хватило, так это попросить помощи у Бога.
 
Я возвращался домой и по дороге увидел разбросанные листки настенного календаря. Я подобрал один из них, читать было невмоготу. Но я увидел, что это были листки из календаря верующего, с духовными наставлениями на каждый день.
 
У меня возникла настойчивая мысль подобрать все листки. Несколько минут боролась эта мысль с огромным нежеланием нагибаться за листками, которых было так много. Однако я себя пересилил, подобрал все листочки. И начал потихоньку читать. И память о Боге вернулась ко мне. Следом за ней пришла ясность сознания. И я понял, что мне необходимо сделать в связи с этим скандалом.
 
Я получил помощь от Бога. Но прежде я что-то отдал. Отдал Ему свое послушание. Отдал свое усилие по преодолению себя. И в который раз я удивился мудрости Божьей, оригинальности, творческой неповторимости Его действий.
 
Личность растет только через преодоление себя, то есть, через отдачу, через жертву. Отдавая одно, в данном случае свое несовершенство, человек получает другое – более совершенное, Божье. Если человек ничего не отдает, ничем не жертвует, он ничего не может и получить. И поэтому человек платит. Платит за все. Плата – это отдача.
 
И если человек заплатил мало, недостаточно (в духовном смысле, если его жертва была бескровной, то есть, легкой, без усилий), то он много и не получит. И когда мы говорим, что человеку что-либо дается по мере его веры, то понимать это следует так, что дается по мере заплаченной им цены (ведь вера без дел мертва).
 
Все, как на рынке, в соответствии с уплаченной ценой. А если человек не заплатил, то ему дадут разве что только попробовать.  Вот почему Библия, в том числе и Новый Завет постоянно говорит о том, что верующие должны приносить разнообразные жертвы Богу – и жертвы общения, и жертвы благодарения.
 
А апостол Павел, следом за Христом, прямо берет быка за рога, и говорит, что верующие должны  принести в жертву самих себя. Если Один (Христос) за всех умер, то и все должны умереть за Него. Божественная жизнь не дается, если не заплатить за нее жизнью человеческой.
 
Итак, платят все. Но тут есть один существенный нюанс. Он заключается в ответственности человека. Или, наоборот, в его безответственности.
 
Дело в том, что при жертвоприношении обязательно нужно было соблюсти одно непременное условие. Жертва должна была быть свободной, то есть добровольной, доброхотной. Она должна быть принесена из любви, а не из принуждения. Евреи добровольно взяли на себя бремя закона Моисеевого и поэтому приносили свои жертвы по доброй воле, несмотря на то, что они были предписаны законом.
 
А если жертва не приносилась, то человек все равно жертвовал, но его жертва становилась несвободной. Он страдал от несчастий, природных катаклизмов, соседских ссор, войн и. т.д. Он сам из жертвователя превращался в жертву.
 
 И эта жертва становилась жертвой принуждения, несчастного случая, насилия или трагических обстоятельств. И в этом случае жертвователь получал вместо радости - боль, вместо удовлетворения - страдания, вместо благословения - несчастия. Такая несвободная жертва становилась жертвой проклятия, а не благословения.
 
Поэтому мир делится на тех людей, которые платят добровольно, приносят свои жертвы в радости и благодарении, и на тех, кто вынужден платить, страдая от этого. Мир делится на свободных и подневольных. На счастливых и несчастных. Улавливаете разницу?
 
Тот, кто не платит добровольно, все равно будет вынужден заплатить. Но уже не как свободный, а как раб. Его повяжут по рукам и ногам, и  как налоговая служба, поведут на суд.
 
Так в жертве соединяются две неразрывные стороны – ответственность и свобода, права и обязанности. Нельзя требовать от человека ответственности, не дав ему свободы.
И нельзя давать ему свободы, не сказав об ответственности.
 
Таким образом, суть всякого творчества и жизни вообще – это жертвоприношение. Человек приносит себя в жертву истине, он посвящает себя ее поиску и выражению. И как зерно, принесенное в жертву почве, умирает в ней, чтобы принести многократный плод, так и творец вкладывает себя в творчество, жертвует ему себя. И возникают плоды творчества – культура, то есть, взращенный, облагороженный результат его усилий.