История названия косморазведчика Легас

Валерий Афанасьев
       В любом космопорте человеческой зоны обитания стоит Вам зайти в бар, как среди баек и новостей вам непременно расскажут какую-нибудь новую историю о космическом разведчике «Легас». Сколько в этих рассказах правды, а, сколько выдумки, не скажет, пожалуй, никто. Вот только тема приключений косморазведчика «Легас» одна из самых популярных среди тех, кто бороздит космическое пространство. Будь то военно-космические силы или гражданские пилоты, или вольные бродяги, ждущие подходящего фрахта. Космические байки нужны всем, куда же без них. Вот экипаж «Легаса» и попал в невольные герои таких историй. А все почему? Потому, что тайна.
       Тайна, за открытие которой героя это свершившего будут месяц поить пивом все вольные капитаны. И работающие по найму кстати тоже. Быть может, потому что он такой один – «Легас»? Не «Заря», «Восход» или «Сокол», коих с различными дополнениями вроде: восходящий, парящий и тому подобное наберется немало. Так, что даже приходится им присваивать порядковый номер. Очень уж необычное название. Плюс репутация везунчиков. Но об этом разговор совсем отдельный. И он уже не о названии.
       Название же само по себе вещь немаловажная. Если конечно пришлось к месту. Обстоятельности ради, следует сказать, что уже после того, как появился «Легас», и не только появился, но и стал темой для разговоров, некоторые завистники пытались придумать необычные названия для своих кораблей. Увы – пустой номер. То, что выдумывается специально не идет ни в какое сравнение с тем, что получилось ненароком. Или может по шутке судьбы? Вопрос риторический. По непроверенным слухам некоторые искатели славы пытались давать своим кораблям название – «Легас 2», «Легас 3» или что-нибудь из этой серии. И тоже ничего вразумительного из этого не вышло. Статистические компьютеры будто бы отказывались принимать к регистрации такие названия. Отказывались и все, без всякого объяснения, а без этого никак. Причем, ходят упорные слухи, что отказываются они самостоятельно. Без инструкций выданных им программистами. Слухи эти, увы, слухами так и остались, поскольку никто до сих пор не признался в неудачной попытке примазаться к чужой славе. Предпочитая ссылаться на информацию, полученную из компетентных источников. Короче – байки. 
Выведать тайну названия космического разведчика «Легас» хотели многие. Не раз под тем или иным предлогом экипаж «Легаса пытались разговорить  на эту тему. Но те стояли как скала. Прочно и непреклонно.
       Предположений об этом ходило множество, но никто с «Легаса» не спешил подтвердить ни одно из них, как впрочем, и опровергнуть. По началу, потому, что было неудобно признаться в неком курьезе, повлекшем за собой такое необычное название. Позже, потому, что этот невольно стало тайной. А тайны, как известно не разглашаются. И потому тайна до сих пор оставалась тайной. Знали бы рассказчики очередной версии истории названия косморазведчика «Легас», что ни одна самая фантастическая байка так и не приблизилась к тому, что произошло на самом деле.
       А началось все так. После пяти лет работы на внутрисистемных перевозках, Кэп наконец-то был принят на работу в организацию солидную и в определенной степени романтическую – дальнюю космическую разведку. Мечта многих молодых капитанов. Вот только для того, чтобы поступить туда на работу требовался стаж работы на накатанных линиях. Не менее пяти лет. Такой вот незатейливый ход позволял отсеять массу желающих, которым сюда, в общем-то, было и не нужно. За пять лет работы многое успевает произойти. Кто-то успевал привыкнуть к своей работе и даже ее полюбить. Кто-то обзаводился семьей. Бывали даже случаи, что человек разочаровывался в космосе и возвращался на землю, оставив в прошлом тягу к дальним странствиям.
       Те же, чей порыв не угас, могли попытать счастья и подать заявку на работу в дальний космос. В том или ином качестве. В случае Кэпа – в должности капитана дальнего космического разведчика.
Дальняя косморазведка была организацией серьезной и основательной. С государственным финансированием и строгой дисциплиной. При всем при том, служба эта считалась гражданской. Ну, или на половину гражданской. Было так не с бухты-барахты. А по определенным вполне понятным причинам. Во-первых, дальняя космическая связь была делом весьма энергозатратным, и посему прибегали к ней чрезвычайно редко. Предоставляя кораблям косморазведчиков порой по нескольку месяцев вариться в собственном соку. Какое уж здесь командование, когда подчиненные находятся в недоступности. Здесь как раз наоборот. Экипаж должен иметь как можно больше возможностей для самостоятельных действий. Да и задачи косморазведка выполняла довольно мирные. Исследование новых территорий, составление карт, поиск пригодных для жизни планет, или теоретически пригодных. Что совсем не одно и то же. Но все же лучше, чем ничего. В общем, работа похожая на что-то вроде некогда используемых для поиска полезных ископаемых геологических экспедиций. С той же романтикой неисследованных территорий и дальних странствий. Лишь требующая горазда больших знаний и порой горазда больше удивляющая. 
       Успешно пройдя все испытания, Кэп, которого звали на тот момент Саша, или Александр, был направлен для получения нового корабля на стоянку закрытого сектора. Для тех, кто не знает, это стоянка длительного хранения – для тех кораблей, которые в данный момент не используются. Находятся на длительном хранении, или для новых. Саша как раз должен был получить новый корабль. На кораблях дальняя космическая разведка не экономила. То есть совсем новый. Без настроек на опознавания экипажа и без названия. Все эти данные по настройкам, как правило, устанавливал капитан. Он же именовал корабль и регистрировал название в статистической сети космопорта. Так было принято. Что-то вроде традиции. Которой большой частью придерживались, за редким исключением. Но это был не тот случай.
Администратор стоянки проводил Александра к его новому кораблю и, открыв его заводским ключом, предложил пройти внутрь. Ключ действовал до тех пор, пока корабль не настроен на нового владельца. Или капитана. Электронный мозг корабля также распознает каждого члена экипажа или пассажира и позволяет действовать им в соответствии с присвоенным капитаном статусом. Так пассажир не может изменить ни одной настройки на корабле, разве что климат в своей каюте. Да и то, лишь в пределах не опасных для жизни. Члены экипажа имеют больше полномочий. В зависимости от присвоенного статуса. Больше всего полномочий, само собой, у капитана. Но все это после опознания и определения статуса.
       Корабль был просто замечательный. Он поражал своими объемами. И это притом, что не был предназначен для перевозки грузов. Лишь для экипажа и оборудования. Оранжереи, бассейн, уютные каюты. Да, здесь можно было жить с комфортом не один год. А какое оборудование…. Мечта каждого капитана.
      Саша прошел в рубку, оставив обследование корабля на потом.
«Разрешите Вас приветствовать! Выберите способ общения», - появилась надпись на экране информационной панели.
Саша коснулся рукой надписи гласившей – «Голосовой интерфейс»
       - Рад приветствовать Вас сэр, - раздался из динамиков ровный приятный голос, - разрешите представиться, я управляющий модуль корабля RS117. Для произведения настроек и идентификации необходимо дать название кораблю. Хотите это сделать сейчас?
       - Подтверждаю, - Александр удобно устроился в кресле и мечтательно закинул руки за голову.
       - Устанавливаю связь со статистической службой космопорта, - сказал корабль.
       - Регистрационный компьютер космопорта слушает, - раздалось через секунду.
       - Прошу закрепить за данным кораблем название и занести его в реестр, - произнес Александр необходимую для формальности фразу.
       - Принято. Корабль RS117 среднего тоннажа. Ваш вариант названия?
Название это важно. Можно конечно было бы подождать других членов экипажа и посоветоваться. Но когда они появятся – неизвестно. А находиться на корабле не идентифицированном – это все равно, что в чужом доме. К тому же большая часть функций недоступна. Даже дальняя связь и та лишь с экстренными службами. Не хочет безымянный корабль общаться с миром. Так уж было задумано. А иначе, кто знает, быть может, слонялись бы в космосе десятки этаких «Летучих голландцев» без названия. Форменный бардак. Вот потому то, каждый корабль, прежде чем приступить к работе и требует дать ему имя. С подтверждением статистической службы и занесением в реестр. Блокировка эта столь глубока, что пока что обойти ее никому не удавалось. Не удалить название из памяти бортового компьютера. Не переименовать его без ведома службы учета и статистики. Это закладывается на заводе в основы работы управляющего модуля. Капитан полновластный хозяин на корабле. Он может делать там что захочет. Может приказать разбить корабль о встречный астероид или отдать распоряжение о взрыве двигателей. Корабль выполнит и эти распоряжения. Пусть ценой своей гибели. Не может капитан только одного – запретить кораблю, называть свое имя по любому запросу с другого корабля. Такая вот у них, кораблей идентификация. Прежде всего, назови, а уж потом будем разговаривать.
И потом, давать имя кораблю, это и в самом деле привилегия капитана. Прошлый корабль, на котором довелось работать Александру, был не новым. И уже имеющим название до его прихода на него. Так что нарекать корабль Александру приходилось впервые. Волнительный момент. Название – это важно. Конечно, хотелось бы что-то легендарное и летающее.
       - «Сокол», - предложил Александр.
       - Имя использовано, - пришел ответ регистрационной службы, - могу предложить «Сокол 18».
       Ну, ничего себе, это что их уже семнадцать что ли? Нет, становиться Соколом номер восемнадцать совсем не хотелось.
       - Стремительный, Парящий, Мчащийся вдаль.
       - Имя занято, имя занято, имя занято.
       Не так это просто, оказывается, придумать оригинальное название. Хотелось же именно оригинальное. Без приставки – номер такой-то.
       - Пегас, - после непродолжительного раздумья предложил Александр.
       А что, тоже летает, хотя и конь. В принципе, это даже плюс. Летающий конь это что-то.
       - Может, предложите что-нибудь еще? -  немного подумав, спросил компьютер статистической службы, - имя «Пегас» уже принадлежит транспортнику среднего тоннажа.
       - Ха, Пегас, Легас. Тоже мне молодежь.
       Фразу эту сказал стоящий в дверях рубки человек в форменном комбинезоне службы дальней космической разведки. Был он сосредоточен, и вид имел серьезный. Должно быть, благодаря бакенбардам и небольшой аккуратной бороды.
       - Название принято, - отозвался статистический компьютер, - вашему кораблю присвоено имя «Легас».
       - Что? Нет, нет, нет. Это было не название. Какая регистрация? – вскричал Саша.
       - Кораблю RS117 присвоено название «Легас», - отозвался статистический компьютер.
       - Я отменяю регистрацию. Мы назовем корабль по-другому.
       - Название занесено во все статистические базы данных, - не сдавался компьютер статистической службы. Небось, не будь название таким оригинальным, он бы так не упрямился.
       - Тогда мы сейчас переименуем корабль и поменяем название на другое, - Александр тоже не хотел сдаваться.
       - Название принято, - продолжал талдычить компьютер, - переименование возможно не ранее чем через год.
       Так вот и получил корабль дальней космической разведки «Легас» свое странное название. А все благодаря кому? И что его принесло этого незнакомца в рубку именно в этот момент?
       - Скажите, любезный, какого …. Вы вмешиваетесь в служебный разговор? Тем более, который Вас не касается.
       - Ну, скажем не совсем, чтобы не касается. Разрешите представиться – с сегодняшнего дня механик этого замечательно корабля.
       - Который по Вашей милости теперь называется «Легас». Так назвать корабль мог только последний остолоп.
       - Да ладно. Нормальное название. И потом, если что, через год можно будет переименовать. А интерфейс общения можно было выбрать и с помощью клавиатуры. 
       Это верно. Голосовой интерфейс Александр выбрал сам.
Кэп и механик еще с месяц после этой истории придерживались друг с другом сухих официальных отношений. Но постепенно история эта ушла в прошлое. А Кэп и Трофимыч стали настоящими друзьями. «Легас» же когда прошел год, они переименовывать не стали. Потому как, действительно, он такой один. Да и стал он им за год все равно, что второй дом. Или, быть может, наоборот – первый.
А историю эту они вспоминали теперь со смехом. Правда и рассказывать посторонним не спешили. Пусть уж лучше гадают.