Иван-Царевич vs Гарри Поттер

Марина Еремина
Ростовский театр драмы им.Максима Горького представил юным сочинским зрителям музыкальную постановку русской народной сказки «Царевна-Лягушка».
Ростовский Академический театр драмы им.Максима Горького, гастроли которого проходили с 23-27 апреля в Зимнем театре, преподнес сочинским театралам немало приятных весенних сюрпризов. Зрители могли задуматься над вечными вопросами классических постановок, прикоснуться к истории и нравам разных времен и народов, от души посмеяться над комедиями, послушать хорошую музыку, полюбоваться искусством танца и пения, которыми обладают актеры театра. Грамотно подобранный репертуар сочинских гастролей, слаженная работа коллектива на сцене, высокий профессионализм режиссеров и актеров, преемственность поколений в труппе театра – все это словно свежий ветер с ростовских полей, который ворвался  в тихую предсезонную гавань Сочи.
Особенным, царским подарком в этот сезон стала русская народная сказка «Царевна-Лягушка» в постановке Ирины Морозовой.
Яркие, красочные декорации разворачивают перед ребятами дивные картины. Опушка лесной чащи сменяет колорит царского дворца, топь и болото сменяют дубовую рощу. Художнику Валентине Сергеевой удалось донести дух той, старой Руси, дополняя его знакомыми с детства российскими пейзажами. Костюмы работы Натальи Пальшковой также выполнены в народном стиле с небольшими элементами современности, что так же привлекло внимание юных зрителей.
 Мощный актерский ансамбль смог с первых же минут увлечь зрителя в мир сказки и больше уже не отпускал ни на минуту. Глядя на славных молодых актеров, влюбленных в сцену, с удовольствием выступающих перед публикой, невольно загордишься - не перевелись еще на Земле Русской настоящие добры молодцы и красны девицы. Проникновенно, свежо и подлинно смотрелась игра видного молодого актера Ростовского театра драмы Романа Гайдамака, исполнявшего роль Ивана-Царевича. Работоспособность, любовь к избранной профессии, типажность фактуры, убедительный актерский талант, способность «заразить» зрителей своим отличным настроением - это попадание «в десятку». Уверена, об этом актере мы еще не раз услышим в будущем!
Словно с полотна В.М.Васнецова сошли двое удалых и озорных скоморохов в исполнении Александра Богданова и Алексея Тимченко. С песнями и танцами они сопровождали действия главных героев, насыщая действо атмосферой славянской древности. Этому способствовал образ доброго Царя-Батюшки, созданный Анатолием Запорожцевым, которому удалось стать своеобразным стержнем спектакля, его центральной фигурой. Забавные и нарочитые образы старшего и среднего царских сыновей, в исполнении Владимира Кирдяшкина и Евгения Панферова, а также их невест Боярыни Маши и Купчихи Нюши, роли которых удались Ирине Цыбулиной и Елене  Золотавиной - вызвали немало детских улыбок и смеха.
Ребята участвовали в действии, почти наравне с героями, к ним не раз обращался Иван-Царевич за помощью. В борьбе с Кащеем Бессмертным (Владимир Кирдяшкин), Иван-Царевичу помогали забавный Старичок-Лесовичок (Сергей Соколовский), добрый и сильный Медведь (Владимир Кирдяшкин) и балансирующая на грани добра и зла Баба-Яга (Илья Лапич). Примечательно, что  актер Владимир Кирдяшкин, талантливо исполнив сразу три роли в сказке, каждый раз перевоплощался так, что узнать его манеру игры было невозможно. Ему даже удалось сыграть повадки Медведя, его боль, гнев, при наличии костюма и маски это было трудной задачей! Этот образ получился очень точным и убедительным.
Музыка, прозвучавшая в спектакле, была написана композитором Олегом Коваленко, который сотрудничает с театром Горького уже двадцать лет. Чудесная по своей выразительности и красоте музыка, рожденная непосредственно в театре, внесла очарование, тон и определенную эксклюзивность в данную постановку.
Примечательно, что многие актеры исполняли свои музыкальные партии на высоком профессиональном уровне. А все это в комплексе привело к тому, что зритель невольно начинал верить в происходящее на сцене. Василиса Премудрая в исполнении Анны Денисовой по ходу пьесы безупречно исполнила несколько песен. Ее славный, чистый голос, величавость и плавность в движениях, актерское мастерство, прекрасные внешние черты напомнили о таком важном и почти забытом понятии как Русская красавица.
Важную роль в сказке играет «великий и могучий» русский язык. Стихи Д.Голубецкого, выразительно исполненные актерами театра, привнесли  величавость, высокий стиль.
Что сразу же подкупает в игре коллектива Ростовского театра драмы, так это трогательное, нежное отношение актеров к детям. Они не только играли свои роли, они выполнили гораздо большую задачу – заложили в детские души желание ходить в театр снова и снова! Это высшее достижение режиссера, актера, человека искусства.
Та доброта, истинная народная мудрость, гордость за свою страну и ее наследие – лились со сцены энергетическим потоком. Не побоюсь этой высокой оценки творчества Ростовского театра драмы – на музыкальной сказке «Царевна-Лягушка» дети и взрослые отдохнули душой. Что может быть прекрасней?
- Детский зритель – особенный! – отмечает художественный руководитель Ростовского Академического театра драмы им.Максима Горького, народный артист России Николай Евгеньевич Сорокин, - «Царевна-Лягушка» - премьерный спектакль не только для Сочи, но и для Ростова-на-Дону! Она была создана к весенним школьным каникулам и «на ура!» прошла у нас в городе. Я глубоко убежден, что тот, кто смотрит такую сказку, обязательно будет помнить ее долгие годы. Я сам постоянно вспоминаю свое детство, те спектакли, которые посмотрел в нашем театре Горького. Тогда роли в сказках играли заслуженные артисты! Это говорит об отношении и значении, которое придавалось именно детским постановкам. Я всегда говорю артистам – играть детские спектакли нужно не хуже, чем вы играете для взрослых, а лучше! Потому что дети не приемлют фальши, они радуются только тогда, когда игра идет с полной отдачей, по-настоящему! Что касается сказочных героев, то мне интересны наши персонажи, а не «динозаврики» и прочее, потому что герои русских сказок ближе, роднее, понятнее и поучительнее. В русском эпосе масса сюжетов, у меня в работе целые тома русских народных сказок. Это благодатный материал, он поучителен и при этом очень нравится детям!
 Многие годы, будучи начальником отдела рекламы Сочинской филармонии, я наблюдала за всегдашним ажиотажем зрителей вокруг детских спектаклей. Да это и естественно, ведь каждый родитель хочет передать своему ребенку атмосферу праздника, которую может создать только настоящий театр. А видеть ребенка счастливым от первых встреч с искусством, наблюдать это непередаваемое чувство восторга, которым наполняется все существо ребенка - это вселяет надежду, веру и любовь в родительское сердце.
Сколько раз мы сталкивались с другой картиной. Порой наши дети видят с высокой сцены «постановки» о чуждых заокеанских «героях», с сомнительными текстами и двояким впечатлением от их посещения, с последующим стойким отвращением от этой «лжекультуры». Стойкая тенденция таких постановок -  на юном зрителе часто пытаются сэкономить. А ведь именно в этом нежном возрасте человеку прививается эстетический вкус, устанавливается культурная планка. Теперь все, что ниже ее – будет плохо, слабо, то, что выше – достойно восхищения. Постановки для детей должны отбираться специальной местной комиссией, состоящих из педагогов, психологов, деятелей культуры. Только при тщательном отборе детский спектакль должен попадать на сцену – это мое стойкое убеждение! Иначе любой заезжий малоизвестный гастролер или продюсер будет решать, какими быть нашим будущим поколениям – разочарованными, обманутыми, либо воодушевленными, любящими театр людьми. Отдавать это на откуп коньюктурщикам  - недальновидный и опасный шаг.
Слава Богу, что в России есть театральные коллективы и их руководители, которые думают о будущих поколениях! Посетив русскую народную сказку «Царевна-Лягушка» с маленьким родственником, могу с полной ответственностью сказать – Ростовскому театру драмы им. Максима Горького удалось поставить одну из лучших сказок, которые демонстрировались в Сочи за  несколько минувших лет.
Любой народ любит и нуждается в народных сказках, которые составляют часть его самобытности, его традиций и истории. Там он черпает силы, могучие потоки веры, энергии, истины, самосознания.
И как бы не манили российских ребят иноземные «кошки-мышки», ничто им не заменит той сильной, исконной, исполинской по своей мощи, полной былинным смыслом, выверенной веками, высеченной в генах – русской народной сказки.
Поколения, выращенные на русских народных сказках – это поколения Победителей, которые не раз доказали всему миру, что Русь, Россия, СССР – великая держава, которую не сломать, не купить, не победить! Подвиги, труд, достижения и опыт тех поколений – навсегда вошли в историю нашей планеты.
Но вот грядет другое, молодое поколение, выращенное на мультиках-пустышках, детских сериалах про ведьм, магов и прочем (что само по себе страшно по своим последствиям!). Какова будет их судьба?! Уже сейчас у многих из них мы видим проявления такого воспитания: отчуждение, необоснованную агрессию, неуважение к взрослым, к их опыту и ценностям, и самое страшное - отрицание этого мира, его правил и законов. Спасением наших будущих поколений занимаются немногие. Одним из таких коллективов является Ростовский Академический театр драмы им.Максима Горького, за что ему от всех неравнодушных взрослых – большое спасибо и низкий поклон!
                Марина Еремина
Фото автора