……Когда в школе ввели новый курс - граждановедение – в теперь уже бывшей союзной республике ни учебников, ни тем более пособий по новому предмету не было. Прислали какую-то программку, в соответствии с которой нам, учителям, надлежало воспитывать граждан нового независимого национального государства. В программе содержался стандартный набор понятий, необходимых для освоения учащимися : гражданин, государство, власть, правовые нормы , мораль , нравственность и т.д. В старших классах мне, как учителю обществознания, не составляло труда загрузить учеников и информацией, и разного рода заданиями…А вот что делать с пятиклашками, чем занять детишек целых сорок пять минут, когда тема сформулирована, например, так - "Счастье"? Вот и приходилось придумывать занятие для малышков, чтобы вызвать у них интерес, а не отвращение к понятию о счастье и других нравственных категориях. Я таки придумала: сделала индивидуальные листы с нарисованными ( вручную - о компьютере тогда даже мечтать не приходилось) объемными буквами, составляющими слово "счастье". Думаю, предложу детям раскрасить буковки – пока они выбирают цвета, пока раскрашивают, пока каждый объяснит, почему он выбрал именно этот цвет для своего "счастья", потом сделаем выводы - так урок и пройдет! Каково же было мое удивление, когда через пять минут на листочках у детей появились одинаковые, как близняшки, радуги-слова.
" Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны" – невольно прошептала я, вспомнив, как сама же научила их этой фразе…Надо же, оказывается, в слове счастье ровно семь букв. Интересно, они посчитали или просто для них счастье действительно такое яркое и разноцветное, что им не пришлось ничего выбирать. А еще говорят молодо-зелено. Молодо-радужно, вот как надо говорить. Да, если разобраться, дети намного мудрей нас, взрослых, потому что они еще не совсем разучились прислушиваться к своему сердцу, а мы обычно руководствуемся разумом… Что ж, может именно поэтому мы сейчас менее счастливы, чем в детстве… Не можем мы, почему-то, радоваться просто так, например, капельке росы на зеленом листочке. Нам надо обязательно помнить, что это всего-навсего закон физики – преломление лучей - а ни какое не волшебство, заставляющее не отрываясь смотреть на это сверкающее чудо , да и некогда нам на это время тратить, некогда…. Некогда – что? Жить и радоваться некогда? У нас что же, получается, нет времени на самое главное…