Конец игры

Анатолий Обросков
Посмотрел фильм о том, как было покончено с режимом апартеида и дискриминации в ЮАР. Рекомендую к просмотру. Краткий пересказ содержания фильма см. далее.

КОНЕЦ ИГРЫ
Великобритания, 2009 год
Основные события фильма разворачиваются в 1985 году.

фильм снят в традиционной неторопливой, немного чопорной английской манере.

В начале показаны панорамы происходящего хаоса в ЮАР при апартеиде, разгон демонстраций, машины полиции. "Люди, которые потеряли доброту, такие же жертвы апартеида", - говорит одна афроамериканка.
Герой Майкл Янг тайком в багажнике машины приезжает в районы, где царит насилие. Он работает в британской буровой фирме, которая содержит Фонд поддержки афроамериканских школ.

18 месяцев спустя в Лондоне. Переговоры с финансовой элитой, которая имеет бизнес в ЮАР и встревожена происходящим в стране.
Мбеги является главой информотдела африканского Сопротивления и представляет Президента Сопротивления. Он обращается к финансовой элите Великобритании. "Под видом Чрезвычайной ситуации вводятся войска в города для жестокого подавления воостающего против бесчеловечного режима народа", "Любая фирма из Королевства поддерживает экономическую мощь Боты", "Необходимо покончить с кровопролитием", «Пришло время крикнуть: довольно, пришло время действовать и вам!". Воротилы бизнеса аплодируют ему.
После конференции Янг подходит к Мбеги и предлагает свою помощь в организации переговоров с представителями белых кругов ЮАР, которые тяготятся режимом Боты.
Мбега отвечает: «Нам снится кошмар, что когда-нибудь Правительство Южной Африки предложит переговоры по прекращению апартеида, но мы не будем готовы".
Кейптаун, Южная Африка
Янг, директор по связям с общественность буровой компании, берёт на себя роль организатора переговоров с целью примирения Сопротивления и властей. Среди тех, кто отказался общаться с повстанцами многие, в том числе и католический священник. В Университете он находит кандидатуру для переговоров, профессора философии. Их диалог.
Профессор: «Вы возложили на себя отважную миссию, неужели Ваша компания готова финансировать переговоры?". Янг: "Закон рынка сильнее законов вполитики".
Профессор: "Не лицемерьте! Вы хотите подстраховать свои инвестиции".
Янг: "Апартеид рушит и нравственность и экономику".
Профессор: "В стране произошёл тихий переворот. Бота больше не сотрудничает ни с парламентом, ни с кабинетом. Он правит как средневековый монарх и слушает только узкий круг приближённых, у них в руках вся власть, и он не собирается решать мирным путём проблемы в стране".
Его ответ на предложение Янга возглавить переговоры с борцами с апартеидом: "Методы Сопротивлениия таковы, что сама мысль поддерживать их кажется мне неприемлемой".

Янг выходит напрямую на главу своей фирмы и предлагает план договора с Сопротивлением.
Он ищет кандидатуру для переговоров между повстанцами и представителями Претории.
Замечает слежку за собой.

Нельсон Мандела одобряет ведение переговоров после встречи с начальником Национальной разведки.
Сцена встречи Янга с главой буровой корпорации. Он:"С падением режима рухнет и наш бизнес".
Глава корпорации Янга решает финансировать переговоры, предупреждая, что в случае провала миссии, он отречётся от своего сотрудника: "Бота изолирует себя всё больше. Страна становится неуправляемой. Надо занять нейтральную позицию. Потраченные средства спишу на исследование и развитие. Меня ни в чём нельзя будет обвинить, я отрекусь от Вас...".

В ЮАР продолжаются аресты мирных граждан. Профессор философии решает согласиться на предложение участвовать в миссии. «Я не могу равнодушно смотреть, как гибнет моя страна. Я буду участвовать в переговорах».
Глава Национальной разведки встречается с профессором. По его словам Президент ЮАР Бота публично придерживается позиции, что террористов надо подавить сначала. Но его личная просьба к профессору узнать как можно больше о планах постанцев.
Сложная стратегическая игра началась.
Начальник Национальной разведки ЮАР (далее: разведчик) вербует профессора, поручая затягивать переговоры с африканским Сопротивлением: "Они считают, что Вы их входной билет".
Разведчик: если Вы не будете с нами сотрудничать, то Ваше участие в этом процессе будет приостановлено. Профессору приходится согласиться.
Штаб Сопротивления в Мозамбике. Взрывается правозащитник Сопротивления.

Следующий ряд сцен: переговоры Сопротивления и элиты Претории проходят в Великобритании, в замке.
Янг берёт на себя все вопросы организации от службы безопасности до расселения делегатов.
Янг в отеле, где будут проходить переговоры, устраивает так, чтобы места проживания профессора Эстергази и представителя повстанцев Мбеги были рядом.
Переговоры начинаются. Повестку дня составил Янг.
Мбеги: "Вы буры кровью заплатили за право жить здесь, выживший стремится доминировать. Мы вне политической системы и не готовы идти на уступки или компромиссы в возможных переговорах с правительством". Он предлагает освободить Манделу, политзаключённых и допустить оппозиционные партии к выборам.

Сторона белых: "Слухи о том, что движение мечтает о смерти Манделы в тюрьме, чтобы причислить его к сонму мучеников ложь?".
Мбеги: "Это вымысел, как и много из того, что о нас говорят. Да он святой и без этого". Вопрос ему: "Близкие к коммунистам лидеры повстанцев обрушат страну в хаос?".
Мбеги: "Страх, вот на чём основана власть тирана Боты".
Мбеги: "Мы собрались не для того, чтобы камуфлировать апартеид под другие административные структуры и реформировать его. Мы ищем путь к правлению большинства".
Вопрос: "Повстанцы будут убивать нас прямо в постелях, всё закончится постколониальным режимом? На чём основан ваш террор?".
Мбеги: "Страх родила не наша культура. Если вы считаете призывы против расизма нашей риторикой, то ошибаетесь".
Эстергази:"Наш страх вызван не пропагандой, а знанием что когда-нибудь мы ответим за всё то чудовищное зло, которое совершили".

Нельсону Манделе достают костюм, чтобы он почувствовал себя, как говорит разведчик, «равным нам, белым».
Эстергази рассказывает Мбеги, что завербован: "Бота знает об этих переговорах. Я должен стать "троянским конём"".
Мбеги: "Вы рискуете, рассказывая мне об этом".
Бота устраивает разнос главе разведки из-за того, что операция по внедрению в сердце Сопротивления не приносит результата.
Эстергази при встрече говорит разведчику:"Мбеги это тот человек, на которого можно положиться". Разведчик: "Простите, если я не преклоню колени перед алтарём его независимого правительства".
Разведчик пытается посеять рознь между Сопротивлением и Манделой.
Президент Сопротивления знает, что с Манделой идут переговоры от Боты.
Игра Боты в том, чтобы объявить: Мандела хочет мира, а бойцы Сопротивления срывают процесс.
Сомнения Мбеги: "На что он может пойти ради свободы?! Возможно на Манделу давят".
Президент Сопртивления: "Если мы позваолим себе не доверять друг другу, Бота победит, мы будем играть на него". Мбеги: "Сердцем я верю Манделе, но рассудок сомневается".
Продолжение переговоров.
Эстергази: "Взрывная кампания против дискриминации продолжается, скажите о её "целях" убитым и женщинам вашими самодельными бомбами". Мбеги: "Я помню всех погибших. Среди них был мой сын".
Профессор: "Я не раз осуждал бесчинства армии обороны ЮАР", "Последний взрыв бомбы был не случаен: тактика террористов в том, чтобы начать диалог и тут же проявить агрессию.
Это может только подорвать Ваш упозицию в переговорах с правительством".
Профессор пытается прервать переговоры.
На этом фоне разведчик консультирует Эстергази о тактике переговоров: "Осуждайте коммунистов и террористов".
Разведчик говорит Манделе: "Несколько Ваших осуждающих насилие слов не только гарантирует свободу, но и сделает Вас единственным человеком, с которым правительство будет иметь дело.
Разве ценой Вашего самопожертвования Вы не заслужили это право?".
Мбеги: "Все теракты Сопротивления готовятся в Лусаке, но некоторые наши кадры не видя других путей действуют сами, невинные люди становятся жертвами. Я сделаю всё, чтобы избежать неадекватности", "Когда мы сможем принять участие в открытом демократическом процессе, наша вооружённая борьба устареет и выйдет из моды, а конфликт между нами разрешится".

Разведчик предлагает Боте освободить Манделу, Бота отказывается.
Отчёт Эстергази разведчику: "Прекращение насилия напрямую зависит от участия в демократическом процессе", "Слово: это всё, что у нас осталось".
Разговор разведчика и Боты. Бота отказывается от любых вопросов про освобождение Манделы.
Разведчик: "Вы пытаетесь тянуть время, создавая вакуум недоверия". Бота: "Вы стараетесь прикрыть свою задницу", "Освобождая Манделу, мы даём им козырную карту. Мандела это наш ключ".

Манделу переводят в новый просторный дом.
Он говорит охраннику: "Надеюсь, Вы более хорошо готовите, чем водите машину?".

Профессору философии угрожают и белые радикалы. Он вынужден носить револьвер.

Любопытный момент в фильме, когда в новом доме Нельсон Мандела копает землю и вдруг натыкается на шнур скрытой видеосъёмки. Он находит взглядом камеру и догадывается провидчески, что трансляция идёт прямо в кабинет Боты. Обмен взглядами через экран. Сцена мне напомнила эпизод из книги Толкиена "Властелин колец", когда Арагорн глядит в Палантир и видит там Саурона.
Бота не выдерживыает взгляда своего смертельного врага, и с ним случается обморок.
Некоторые активисты Сопротивления считают проповеди Манделы неприемлемыми.

Мандела пишет письмо Президенту Сопротивления, начальнику Мбеги: "Бота посадил меня в золотую клетку, но мы должны идти до конца".
В ЮАР новый президент Фредерик де Клерк. Выясняется цель комбинаторики разведчика в разговоре с де Клерком:" Я стремился приблизить Манделу к переговорам, чтобы очернить его в глазах Сопротивления.
Но мои переговоры с ним убедили: единственный путь победить насилие в стране это переговоры".

Де Клерк не согласен: "Вы и так отняли у меня много времени". Потом выясняется, что он принял тактику разведчика о переговорах, но потом отказывается от любых встреч с ним.

В новом раунде переговоров участвует брат де Клерка Уильям, журналист и политический комментатор.
Эстергази спрашивает Мбеги: "Я прав в том, что ни одна группа не может господствовать над другой? Ни белые над чёрными, ни чёрные над белыми. В этом смысл вашей борьбы, не так ли?".
Мандела входит в переговры: "Настаёт переломный момент, надо убедить Президента, что мы не представляем угрозы для белых".

Брат Президента постоянно общается по телефону с де Клерком. И передаёт Сопротивлению радостное известие о том, что де Клерк принимает решение и задаёт три вопроса:

Когда Сопротвиление готово начать официальные переговоры с правительством?
Какие будут предварительные условия начала переговоров?
Какая повестка дня будет принята?
 
Немая сцена.
 
Мбеги отвечает: "Нет паредварительных условий, и мы согласны принять предложенную им повестку дня. Что касается сроков, то как он будет готов, так и мы".
Брат: "Что скажете о прекращении волны насилия?".
Мбеги: "Мы отдадим приказ о прекращении вооружённой борьбы на момент переговоров, а когда будет принята новая Конституция, тогда мы распустим все вооружённые отряды".
Мандела пишет Мбеги и Президенту Сопротивления: "Самое важное, чтобы были освобождены все политзаключённые, моя свобода может быть обретена мною в псоледнюю очередь".

11 февраля 1990 года
Де Клерк со своим кабинетом выходит к народу для официального заявления: "Моё правительство приняло решение: немедленно и без всяких условий освободить Нельсона Манделу, допустить к политической жизни отряды Сопротивления и коммунистическую партию. Пришло время переговоров,
миллионы южноамериканцев верят в возможность переговоров".
Кадры первых шагов Манделы на свободе. Ликование масс!
Вот он, Нельсон Мандела, свободный человек! Его жена благодарит людей, которые ждали 27 лет этого момента.

Переговоры с Правительством де Клерка продолжились. Прошли ещё четыре года, чтобы в ЮАР прошли первые демократические выборы.
Профессор Эстергази стал советником следующего после Манделы Президента.
Янг не оставил свою дипломатическую карьеру, но из фирмы ушёл. Сегодня такая же методика переговоров применяется в переговорах с ХАМАС.