Игорь Рюрикович

Константин Рыжов
 
                1. Начало княжения Игоря и его черноморские походы

  После смерти Олега (http://proza.ru/2009/12/23/206), в 912 г. (или в 922 г., по версии Новгородской первой летописи), Игорь сделался великим  князем.  Древляне, узнав об этом, отложились  от  Киева.  В  914  г.  Игорь пошел на древлян и, победив  их,  возложил  на  них  дань  больше прежней. Никаких других подробностей о княжении Игоря «Повесть временных лет» не сообщает. В Новгородской первой летописи содержится известие, что по окончании древлянской войны,  воевода  князя  Свенельд  двинулся  на  юг против уличей и после трехлетней осады взял их  город  Пересечен. В награду за эту победу Игорь отдал Свенельду всю древлянскую дань.

  Самые важные события тридцатилетнего правления Игоря пришлись на его конец. В 941 г., сообщает Нестор, пошел Игорь  походом  на  греков,  и  послали  болгары весть царю Роману, что    русь  идет на  Царьград.  Русь стала воевать греческую страну по побережью  и пожгла всю Судийскую  гавань. Несчастные жители пережили тысячи мук: одних русы распинали на крестах, других привязывали и расстреливали стрелами, а священникам вбивали в голову железные гвозди. Церкви и монастыри были разграблены, села сожжены. Роман же ничего не мог  противопоставить  силе  Игоревой, так как имел войны в других  местах.  Но  вот  пришли  с  востока свежие силы и окружили  русь. Русские, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в  жестоком сражении греки едва  одолели.  Спасаясь  от  разгрома   остатки Игоревой дружины погрузились  на  корабли  и  ночью  отплыли,  но Феофан Протовестиарий встретил  русский  флот  в  море.  Огненосные корабли  греков  стали  пускать  огонь  на  русские  корабли,   и повергли  русь  в  величайший  ужас.  Многие,   увидев   пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись. Остаток  руси возвратился домой в Киев.

Подробный рассказ об обстоятельствах похода 941 г. мы находим также в сочинении кремонского  епископа Лиудпранда, посетившего в 949 г. в качестве посла Константинополь и общавшегося с непосредственными свидетелями событий. «Ближе  к северу, - пишет Лиудпранд, -  обитает некий народ, который греки по внешнему виду называют  русиями («рыжими»), мы же по местонахождению именуем норманнами… Королем этого народа был некто по имени Игорь, который, собрав тысячу и даже более  того кораблей, явился к Константинополю. Император Роман, услыхав об этом, терзался раздумьями, ибо весь его флот был отправлен против сарацин и на защиту островов. После того как он провел немало бессонных ночей в раздумьях, а Игорь разорял все побережье, Роману сообщили, что у него есть только  15 полуполоманных хеландий, брошенных их владельцами  вследствие их ветхости. Узнав об этом, он велел призвать к себе корабельных плотников и сказал им: «Поспешите и без промедления подготовьте оставшиеся  хеландии, а огнеметные машины поставьте не только  на носу, но и на корме, а сверх того – даже по бортам».  Когда хеландии по его приказу были таким образом подготовлены, он посадил на них опытнейших мужей и приказал им двинуться против кораблей Игоря. Завидев их расположившихся в море, король Игорь повелел своему войску  не убивать их, а взять живыми… Итак, оказавшись посреди русского флота, они принялись метать вокруг себя огонь. Увидав такое, русские тут же стали  бросаться с кораблей в море, предпочитая утонуть в волнах, нежели сгореть в пламени. Иные, обремененные панцирями и шлемами, шли на дно и их больше не видели, некоторые же, держащиеся на плаву, сгорали даже  посреди морских волн. В тот день не уцелел никто, кроме спасшихся бегством на берег. Однако корабли русских, будучи небольшими, отошли на мелководье, чего не могли сделать греческие из-за своей глубокой посадки. После этого Игорь в великом смятении ушел восвояси; победоносные же греки, ликуя, вернулись в Константинополь, ведя с собой многих оставшихся в живых русских пленных, которых Роман велел всех обезглавить».

  Но Игорь, не отчаиваясь, стал  готовиться  ко  второму  походу. К 944  г.  он  собрал  многих воинов: варягов, русь и полян,  словен  и  кривичей,  и  тивирцев,  нанял печенегов, - и пошел на греков  в  ладьях и  на  конях,  стремясь  отомстить  за  себя.  Услышав  об  этом, корсунцы послали к царю  Роману  со  словами:  «Идет  русь, покрыла все море кораблями, и считать то их невозможно».  Так  же и болгары послали весть, говоря: «Идет  русь  и  наняла  с  собой печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших  бояр  с мольбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал  Олег,  прибавлю  и еще к той дани». Так же и к  печенегам  послал  паволоки  и  много золота. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину  и  стал  с  нею держать совет, и поведал  ей  о царских предложениях. Дружина сказала Игорю: «Если так говорит царь,  то  чего  нам  еще  нужно, -  не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто,  кому одолеть: нам или им? Или с морем кто в союзе? Не  по  земле  ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». Игорь  послушал  их и повелел печенегам воевать Болгарскую землю, а сам,  взяв у греков золото и ткани  на  всех  воинов,  возвратился  назад  и пришел к Киеву восвояси. В том же году император отправил   к  Игорю своих послов восстановить прежний  мир.  Игорь,  переговорив  с  ними,  отправил своих мужей в Константинополь. В результате  был  заключен  новый  торговый договор между империей и Русью. 

 «Эхом» черноморских походов по обычаю должен был стать «рейд» русов на Каспий. В самом деле, на последние годы правления Игоря (943/944 или, по другим данным, 944/45) приходится большая экспедиция русов на Каспийское море, о которой сообщает в своей истории арабский писатель XI века Ибн Мискавейх. Он пишет, что отряд  русов захватил богатый азербайджанский  город Берда, расположенный близ реки Куры. Русы быстро разбили стоявший в городе  небольшой гарнизон правителя области Марзабана. Заняв город, они перебили часть населения и отразили несколько нападений Марзабана.  В конце концов, ослабленные болезнями и потерями, они ночью оставили Берда, добрались до  своего лагеря на берегу Куры, где сели на ожидавшие их суда и отплыли на родину.

                2. Смерть Игоря

Вскоре после возвращения из похода дружина  сказала  Игорю:   «Отроки   Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами  за данью, да и ты добудешь, и мы».  Игорь послушался,  пошел  к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани  новую;  и  творили, говорит летописец,  мужи его насилие над древлянами. Взяв дань,  Игорь пошел  в  свой  город. Но по дороге,  поразмыслив,  сказал дружине: «Идите с  данью  домой,  а  я  возвращусь  и  пособираю  еще».  И отпустил дружину  свою  домой,  а  сам  с  малой  частью  дружины вернулся, желая большего богатства.  Древляне  же,  услышав,  что он идет   снова,  держали  совет  со  своим князем  Малом.  «Если повадился волк к овцам,  - говорили они, - то выносит все стадо, пока не убьют  его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит».  Но прежде, чем браться  за оружие, они попытались образумить князя, и  послали  к нему сказать: «Зачем идешь опять? Забрал  уже  всю  дань».   Однако Игорь не послушал их.  И  древляне,  выйдя  из  города  Искоростеня против Игоря, убили как его самого, так  и его дружинников, поскольку их было мало.  И погребен был Игорь в Деревской земле у Искоростеня. Византийский историк Лев Диакон  сообщает следующие подробности кончины Игоря: «он привязан был  к двум согнутым деревам, которые, распрямляясь, разорвали его на две части».

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522