Один день из жизни председателя садоводства

Вячеслав Шляхов
Да  пошли вы все…. Ужас! Не могу больше!  На кой ляд я связался с Вами. Ваше «болото» гнилое  двадцать лет бурлило, а я влип как муха в г…».

Председатель заболел. Попросили - давай, исполняй его обязанности. С правлением работай. Доверяем! Тащи за нас «лямку».

Да легко!  Да проблем никаких нет!  Сейчас любую ситуацию «разрулим», как  бывало! Опыт большой. Это я так думал. В начале недели.

Первый день. Солнце бьет в окно.
И все рухнуло на меня, что годами складывалось в садоводстве. В товариществе, где нет товарищей, братьев, сестер, нет добрососедства. Как оно создавалось, кто его члены, кто так  «товариществом рулил» долгое время? 
Понедельник.
Что тяжелый день – это я знаю, но такого никогда не ожидал.  С утра вызывают в отдел экологии администрации. Ничего не объясняя, суют в нос бумажку на подпись. Вывоз твердых отходов. Подождите, подождите! Не напрягайтесь, дайте сам все почитаю. Так, новый местный закон, новое положение. Нужна декларация. На вывоз твердых отходов. Обязательно установить в садоводстве мусорную площадку! Задаю вопрос - за какие деньги? Отвечают - за Ваши, милый ты мой, за Ваши! Вроде понимаю. Правильно, мусор надо убирать.  Но что - то удерживает от восторженных криков и лозунгов. Знаю опыт работы "Зеленых" в Европе. Из простых честных людей превратились в легальных чиновников-саботажников. Зная менталитет наших сограждан,  пытаюсь донести свою мысль до чиновника – ведь как только ее построим, завалят всю мусорную площадку и лес. Не слушая меня, «эколог» продолжал:- Установите "площадочку", заключите "договорчик" на вывоз отходов. Отчитайтесь у нас и в  Ростехнадзоре. Только обязательно «батенька»  договор заключите с только  лицензионной фирмой. Вот адресочек!  Заплатите денежки, и следите  за порядком. Если что -  Вам штраф большой на голову! Ну, так от 125- тысяч рублей. Вас такая сумма устроит? Можно и более!  Говорю: - Это Вы меня так пугаете? Мило улыбается:  - Нет, только предупреждаем! Наивно спрашиваю:- А Вы, что будете делать? Дело-то общее? Только контролировать или помогать? Или деньги с пенсионеров считывать?  Гневная искорка в глазах  чиновника:- Ах, Вы еще и остряк?! Ну, так и знайте, Вас-то  мы и будем проверять  по полной программе! Успехов!
Еду в  МУП «Спецавтотехника». При входе  подходит  человек, спрашивает: - Договор  заключать или нет? Да, отвечаю я, договор!  Человек говорит:- Командир, проблем с мусором не будет, мы приедем  и все заберем, 150 рублей за контейнер! Машины те же, наши!  И маршрут тоже наш. У нас дешевле, чем официально, но извини, отчета  не будет! Спрашиваю, как же отчитываться? Ну, это твои проблемы! Официально будет дороже!
Подумал.
Бумаги нужны, справки. Иду  в договорный отдел. Милые красивые женщины. Хорошо встречают. Считают. Долго считают. Мне не по  себе. В месяц 20000 рублей! Становится плохо на душе. Лучше бы согласился там, на входе. Все - таки на пять тысяч дешевле! Но не законно. Через весь город возвращаюсь в садоводство. Сегодня мой день приема. Прибегает разгневанный садовод. Первый раз его вижу. Он меня тоже. С порога орет. «Вы все бандиты! Вы все  проворовались! Вас всех надо сажать!»  За что сажать и почему не объясняет! Мат – «перемат»! Убежал!
Я понял только одно, что у него кто-то унес доски от забора, пока он обедал. Явно кто-то из своих приобрел. А как доказать, что это его доски. Советую обратиться в милицию. «Посылает» меня вместе с милицией в одно место.
 Врывается бабка. Вид боевой.  Ей бы сейчас автомат в руки…. Орет. «Воды у меня 18 лет нет!!! Платить не буду ни за что! И на ваши бумажки мне наплевать! Ишь, еще бюрократы на нашу голову. Предупреждения пишут! Кран я видите ли забыла закрыть, а мож…я забывчивая. Склероз у меня!» У меня удивленные глаза. Вызываю «водолея». Сходи, проверь, составь акт. Бабку услышала про  акт и визжит – «Ах, суки, сейчас специально мне включите воду, а столько лет не включали…Включаете в шесть, а я на три часа в бесплатный автобус не успеваю!» Значит вода все таки есть?  Выбегает. Вваливается явно поддатый мужик. «Мужик, ты кто, начальство? Где председатель?» «Я за него!» Долго меня рассматривает.  «Ты …меня……пип-пип-пип ………….меня………………за что……………в 2007 году………пип пип …………….!».На дворе 2009 год! «Я в прокуратуру пойду,  к Путину поеду, к Медведеву! Я тебе покажу, я всех посажу! Я тебя ославлю, я тебя …….!» Убежал. Что к чему? Спрашиваю у члена правления:- «Это кто было?» Оказывается бывший офицер, злостный неплательщик, а пишет во все инстанции. И депутатам, и в прокуратуру, и в суд. А у правления руки связаны! И в законе, и в уставе еще советский дух живет – перевоспитывайте! Как мужика под семьдесят перевоспитать? Кто так безграмотно придумал этот закон? Значит только в суд. А суд тянет резину и переносит заседание за заседанием, судья даже не знает, что такое садоводство и как оно образовывается.  Даже определение общественных земель товарищества не знает.
Звонок. Иркутский лесхоз. Главный лесничий. Приятный человек. «У вас опять садоводы нагло захватывают землю!» Кто, что? Где? Улица Сосновая и Летняя. «Ждите протокола. Штраф Вам обеспечен! 30000 рублей!»
Еду на место. На улице Летней – ульи стоят в лесу! Хозяин:- «Ну и что? Пчелы ведь! Какие проблемы?» Садовод  высаживает картофель в лесу. «Ну и что, что в лесу!? Никому не мешаю! Пошел ты!»  Улица Сосновая.  Останавливаю явно незаконную установку монолитного забора. Вылезли в лес  с домами и гаражами, воротами и заборами. И еще строятся!  Что, стоять и отдуваться за «нахалов»? Нет! Не буду. И не хочу! Ведь объясняли людям, остановитесь, поумерьте аппетит! Всем же хуже делаете! Что в лоб, что по лбу!  Как и по всей России. Но почему  все это председатель должен решать? Звоню в лесхоз. Извиняюсь. Передаю фамилии нарушителей. «Ждите штраф на садоводство!» Почему? Почему  председатель, а не прямой нарушитель? Ничего не понимаю. Лесхоз обязан не садоводство штрафовать все в целом, а конкретного виновного! Интересуюсь этим в лесхозе. Из ответа понимаю - им так удобнее. С юридического лица взыскать штрафы проще! Абсурд! Физическое лицо нарушает закон, а ищут виновного там, где легче получить деньги.
Конечно чиновникам легче, взял и оштрафовал. А кого, да зачем? Чиновничье право и закон.        Вбегает разгневанная женщина. «Я интеллигентная женщина, педагог, а мой сосед занял у меня место под туалет и захватил мою территорию! Квадратов десять! Отдайте!». Спрашиваю, когда это было. Отвечает, что лет пятнадцать назад. Пятнадцать лет назад! Что делает «дачная амнистия» с людьми! Высылаю комиссии для проверки. Приходит комиссия. Две женщины. Разница в подсчетах  о-го-го! У этой женщины оказывается территория больше чем в документах! «Это все мое! Я пенсионерка, я вам х…землю отдам, и платить за излишки не буду! Что б вы сдохли! Пусть сосед туалет сносит и землю мою мне отдаст!» Стараюсь быть спокойным и объясняю, что земля не ее, а товарищества! В ответ мат и оскорбления. Предупреждаю ее об ответственности. В ответ:- «А я психически больная, у меня справка есть!»
Врывается мужчина. Почему они все врываются. Горячий армянин. «Если не дадите свет, я тебя сделаю, ты узнаешь, кто я такой! Я тебя…» Спокойно объясняю, что фирма «Облкоммунэнерго» отключило энергию! » Орет. « А мне по х…! Включай! Я вам деньги плачу!»  При нем звоню в диспетчерскую «Облкоммунэнерго». Ответ неутешительный. И с ними бесполезно спорить, они явно «стригут» деньги. У нас возникла задолжность, вот и отключили! Еще и повесили сорок тысяч  рублей штрафных! И при этом явно незаконных! Куда смотрит в этом случае прокуратура? Спрашиваю бухгалтера, почему не оплатили. Нет денег, не сдают садоводы. Армянин орет! « А я вчера сдавал!» Он прав… и не прав одновременно. Мы же товарищество! И деньги должны быть в кассе вперед! Смешно и грустно. Эта форма товарищества выглядит в настоящее время, как доисторический мамонт. Прошлая отрыжка социалистического строя.  И она скоро явно умрет. Все будет частное. Но кто-то из чиновников успеет нагреть на этом руки.  Есть правило, чем больше надзорных инстанций, ограничивающих права граждан, тем больше возможность поборов и коррупции.
Звонит садовод. У него провис провод. Едем с электриком проверять. Выясняем, кто делал подключение. Какой-то его знакомый! Счетчика нет, оплаты нет в течение двух лет! Электрик пытается снять  проводку. Жена садовода бросается в атаку. Выталкивает нас с участка. Ругань! Мужик хватается за палку. Ситуация. Стою спокойно и говорю, что бы тот бросил палку. Предупреждаю, звоню по телефону в дежурную часть милиции, ответа нет. Делаю вид, что разговариваю с сотрудником. Жена удерживает мужика. Бросает палку. Электрик снимает провода. Вслед несутся угрозы и проклятие.
Возвращаюсь в правление. Сидит немолодая пара, меня дожидается. «Разделите наш участок! Мы разводимся! Ему половину и мне половину!» Граждане, Вам надо  в суд, в суд!  Делите там свое совместно нажитое  имущество, на здоровье! При чем здесь правление? Вы же садоводы более двадцати лет!   «А мы хотим без суда! Вот и отмерьте мне  мою часть   до миллиметра, чтобы этому «козлу» меньше  досталась!» Мужик, ковыряя в ногте:- «Это я покупал участок, а не она!  Член садоводства только я, хрен ей! Все мое! Отдаю ей три сотки и все! Перепишите на нее! А не согласна - пусть в суд идет!»  Женщина срывается в истерику.  Достается и мне, потому что я тоже мужчина. Все мы «козлы, бараны и кобели»! «Отдайте мне половину участка, я там все эти годы корячилась!» Объясняю, показываю Закон, Устав. Не понимают оба. Или не хотят понимать! По закону раздел имущества супругов только через суд! Если нет мирового соглашения  или брачного договора. Обещают обратиться  в прокуратуру. Жалобу на меня напишут. Опять будем отписываться. Прокуратура ведь не смотрит, что и как. Вроде бы должны по закону и по логике  действовать, но сначала потрепят нервы всем.
Дородная баба. Взрывается воем. «Мой сосед мне 20 квадратных метров не отдает! Сука…Пи….Х!» Вызываю соседа. Он приносит мировое соглашение о межевании участков! Ранее подписанное сторонами.  «Это Вы подписывали? Это Вы согласились на установку забора?» «Да, я! Он нас …Пии….ПИп….обманул! Я хочу сейчас все назад! Это еще 50000 тысяч!Вертайте все назад! Сейчас цена на землю больше! Отдавай ирод землю взад!»  «Но Вы это подписали?»  «Да, но он…нас…пи…пип….» Голова болит, бабка воет и грозит батюшкой, анафемой, болезнями и расстройством желудка. Объясняю, что надо проводить геодезические замеры и уточнять границы. Ни одна сторона не хочет платить за эти услуги, ни один. Пусть садоводство заплатит!  С чего ради? Спор то ваш, господа. Ну вот, как язык повернулся их господами назвать…

Муха бьется в окне. Как председатель.

Да пошли вы все…. А старичков жалко. А кто им еще поможет? Время- то «наглое».



Второй  день из жизни председателя садоводства.


Ну, ну…
Что меня ждет в этот день? Казнь  разъяренных бабушек или хорошая весть, принесенная гонцом из управы? Жена наорала, ушел с тяжелым сердцем из дома. Мол, чего тебе надо было, ты что такой »дурной», седина из башки "прет", а он туда же - мир спасать! Ну и так по восходящей. Вроде - бы с заботой говорила, но так, что лучше бы в гроб ложится. Почему женщины с возрастом хищнее становятся? Без милости… Вот и выбирай – садоводство или…Мужчина востребованным быть обязан. А у нас, все на раскоряку. Мужиков никчемностью уничтожаем. На руководящих постах повсеместно  – мужики в юбки! Обидно, блин. На работе, ох какие они все бойкие, а в одиночестве своем женском тоскуют как кукушки. На плечо чье- либо опереться.  А плечо сами это и сломали.

Чего это меня не туда понесло. На работу ведь еду, на свою Голгофу. Каждому свое. Утро, солнышко встает. Хорошо то как. Если бы не женины слова – либо твой участок, либо садоводство... Жить бы да жить!

Собака бегает возле правления, отвязалась проклятая. Зайти в правление никак нельзя. Сторож не открывает дверь, а она на людей бросается. Вот сука! Один раз на мне рубашку уже порвала. Бросаю камнями в окно сторожки. У нас же народ умный. Купил сторожам звонок, поставил – так они их него батарейки повытаскивали, чтобы их ночью не будили. В свое радио вставили. А где других сторожей найти? Зарплата четыре тысячи.

Открывается дверь, почесывая себя между ног, выходит муж сторожихи. Говорит мне. Удивленно так говорит.  «Ой, собака - то отвязалась! Когда же она это сделала, я пять минут назад выходил.»
Бегает минут десять за собакой, пытаясь ее поймать. Я то ее понимаю, гулять и играть тоже хочется. Где сторож? Поймал, наконец. «Письмецо для вас, председатель.» Морда липкая. Подхалимная. Все равно делаю замечание, высказываю свои требования. Почесал себя по животу. Зевнул. «Ага, поняв!»

Открываю дверь в правление, другая уже муха жужжит в окне. Откуда они берутся, жирные, зеленые. Гадость. Открываю письмо. Загадываю - хорошее или плохое. Что-то мне подсказывает - плохое. Так и есть. Пишет бывший офицер, замотавший всех председателей этого садоводства своими доносами. На пяти листках изложены расчеты на возмещение ущерба за отключение его от электроснабжения. «Потеря урожая огурцов – два ведра – семь тысяч, десять килограмм моркови - тысяча, укроп, петрушка, малина, помидоры…всего на сумму сто пятьдесят тысяч восемьдесят рублей и десять копеек!» Срок уплаты - неделя. После этого идет опять в суд. Его уже в суде знают, но заявления должны принимать. А ведь явно больной человек, из армии комиссованный из-за этого. Ну почему даже после предъявления справки о его болезни, продолжается работа этой судебной махины? Наверное, надо денежки государевы отрабатывать. Ладно, пишу на заявлении  свою резолюцию, «пущай сажають». «На основании Закона №66 и Устава садоводства в компенсации отказать, за отсутствием факта нарушений со стороны товарищества.»
Только успел написать, черт все видит, тень за окном. Идет своей собственной персоной. Огромный, седой. Морда пылает. Приоткрывает дверь, смотрит на меня сквозь образовавшуюся щелку. «Заходите…!» Вламывается в дверь!!! «Ты еще здесь, тебя еще не грохнули! Когда денежку мою отдашь?! Ты, сволота!» Молча показываю на лежащий рядом "мобильник". Говорю «Продолжайте, продолжайте. Я записываю!» Дурак дураком, а соображает. Хлопает дверью, так, что она слетает с одной петли. С матом идет по двору правления, грозит кулаком.

Так, еще одна  почта. Опять вызов в суд. Знакомое дело. Бывший когда-то председателем садоводства человек и его бывший казначей незаконно выписали себе членские книжки на дополнительные участки из фонда общественных земель. Правление это обнаружило, и участки изъяли. Ну, естественно, они подали в суд. Только не знали они, что нашлись в архивах документы, подтверждающие подделку. И на этих документах подписи обоих. Они в выписывании  себе документов упражнялись, и оставили документы за разными подписями и сроками в архивах. Сами себя подставили.

За окном чья- то тень. Входит Борович. Не поминай лешего - сам придет! Нет, почту разбирать более не буду. Что она медом намазана? С порога - «Ты, гнида, завтра суд, ты нам еще все оплатишь, я сегодня строиться хочу на участке!» Говорю, что это незаконно и преследуется по закону. Он заявляет – «Я все законы знаю, не зря в администрации работал! Я знаю, где ты живешь, где твои дети, мы тебе, сука, устроим в «натуре». Дверь случайно раскрывается и его нечаянно сдувает в проем. При этом он нечаянно падает на песок в собачий помет. Ну, случается такое. И нет никого вокруг. Помочь убогому некому. Советую ему обратиться в скорую помощь, вдруг заразу занес. Хотя зараза к заразе не пристает.

Подхожу к окну. Муха говорит жалостливо – «Вот я  так же, как и ты. Каждый день одно и тоже. Мордой в торт, а потом в г…но.» Думаю, задавить гадину. Почему - то становится ее жалко. Отмахиваюсь. Сажусь снова за бумаги.

«Можно?» Поднимаю глаза. Лысоватый мужчина, с пятнами пота на рубашке. «Выражаю Вам свое глубокое почтение, Вы сейчас новый педседатель? У меня к Вам дело. Я уже ешал его чеез Ваших педшественников. Очень им благодааен. Очень. Суть моего обащения сугубо анонимная, нааод у нас здесь непонимающий, так и нааовит палки в колеса вставить, так и нааовит. А у меня дело благое, нужное и для садоводства полезное. У меня участок здесь, я немного его облагоодил, гааажик поставил, так метов двести…Там у меня мои ааботники металлические двеи вааят, теплицы делают, забоы. Так вот как бы вас сказать, мне спокойствие нужно…ну понимаете. Чтобы не афишиаовать, а тут ваш электик повеку сделал. Аньше я дооваивался с ним, а он сейчас говооит. Иди к новому педседателю, с ним ешеая. Вот я и пишел. Дело паостое. Мои люди ааботают, а Вы паоценты получите. Небольшие паавда, все остальные были довольны. Как вы смоите на это?» Понимаю, что человек занимается незаконным предпринимательством на территории садоводства. Куча нарушений и уголовная статья. Мне это надо? Говорю – «Ну, конечно согласен!» Он радостно улыбается и уже тянется к карману. «Значит так, расчет простой» - продолжаю я - «  поскольку мне светит штраф в сто тысяч рублей, возможно и уголовная статья, свое молчание я оцениваю в маленькую сумму в  месяц. В очень маленькую! Только для Вас. Двести тысяч!» У него отвисает челюсть. Он смотрит на меня и пытается понять, я шучу или всерьез. «Так много?»  Утвердительно киваю головой. Моргая глазами, говорит. «Я подумаю!» «Вот, вот подумайте!» Недоверчиво улыбаясь, поворачивается и идет к выходу. Звоню электрику, прошу его проверить данный объект на наличие необходимых разрешений на подключение к сетям садоводства, если нет – отключить немедленно. Зачем такие головные боли? Интересно, что за это мне пообещает сделать? Ноги вырвать?

Звонит мой "мобильник". «Ты, что ли новый председатель? Ну, раз ты, слушай сюда! Нашу подругу отключили от электропитания. Это было позавчера. Два дня света у нее нет. Сказали, что за неуплату долгов. Так что включай, если неприятностей не хочешь! Вдруг твоя дача сгорит. У тебя времени час. Время для тебя пошло!» Номер зафиксировался. Звоню своему другу в органах, прошу пробить телефон звонившего. Сам решаю сходить по адресу этой женщины. Вдруг ошиблись и человека зря наказали. Бывают же такие ошибки.

На улице тепло, солнышко. Ветерок. А воздух, а воздух! Пахнет тайгой, смолой, цветами. Так бы и стоял молча, воздух вдыхая.  Мимо проноситься «Жигуль» чихая и кашляя сизыми клубами дыма, треск стоит невыносимый, скорее всего, нет выхлопной трубы. Идиллия кончается. Машина скрывается за поворот. Ну да ладно, мне тоже в эту сторону. Там выезда нет, так что они мимо меня уже не пройдут. Чувствую себя героем войны, разгадавшим замыслы противника. Эх, гранату бы еще.

Ну вот, дом…Ничего себе домище! И здесь живет  та бедная женщина…Три этажа. Глухой забор. Ну, чем не Рублевка. Заглядываю в щель, двор забетонирован. »Крутая тачка» греется на солнце. . Окна  второго этажа открыты, музыка. Стучу в калитку. Вой стаи собак. Перестрелка лаем. Выходит крепкого сложения мужик. «Чего надо?» Представляюсь. Спрашиваю о владелице. «Ее нет, она в городе.» Интересуюсь личностью крупных трицепсов и бицепсов. Показывает удостоверение сотрудника милиции, сержант. Откуда у сержанта машина за полмиллиона? Звонит мой "мобильник". Сообщают запрошенные данные  на владельца телефона, по которому прошли угрозы. Решаюсь на провокацию. Фамилию звонившего уже знаю, удостоверение видел, голос явно его. «Значит так, гражданин …Вы решили со мной в игру поиграть? Так что считайте, Вы ее уже выиграли, у Вас внеочередное посещение Службы собственной безопасности ГУВД! А там и в прокуратуре…» Немая сцена. Как бы его инфаркт не хватил, такой красный стал, такой красный…

Мимо пролетает «Жигуль». Но в гору не идет, глохнет. Выскакивают два парня, открывают моторный отсек. Мат, перемат. Видно, что пьяные вдрызг. Прощаюсь с остолбеневшим стражем порядка и иду к машине. На мое появление ноль внимания. Мол, идешь, дядя и иди, барабан тебе на шею и в руку пионерский горн. Не ищи на ж…пу приключений. Да и самому не хочется, но ведь людей поубивают, точно поубивают. На ногах еле держатся. В руках у одного отвертка. Вынимаю из замка ключ. «Кто владелец?» Круглые от запоя глаза, вряд ли они что-то видят. Прикидываю, что справиться с ними будет просто. Я на выигрышней стороне. Пока один добежит с другой стороны машины, этот уже упадет. «Дед, ты что "оборзел"? Ну- ка скинул быстро ключ!» Объясняю мой поступок и их действия. Популярно и спокойно, не провоцируя. Сзади голос. »Отвертку брось! Руки за голову!» Оборачиваюсь. Это крепыш - сержант уже в форме. Наводит порядок.

Картина маслом. Я впереди, за мной «Жигуль» и толкающие его лихачи, за ним важной походкой сержант.

Вызывает патрульную машину, извиняется за свое поведение, увозит парней.

Хочется пить. Сейчас бы холодного пивка с  воблой, а лучше с креветками, как тогда в Москве на Ухтомке. Там у нас был свой пив-бар. Вспомнил, слюнки потекли. Цены смешные были. И креветки душистые. Большие…

Так не туда понесло.

Ну, да ладно позже попью, уже на своем участке. Звонит жена. Голос обиженный. Ну почему я не пришел на обед? А я знал, что меня дома вдруг ждет обед? Выслушал ее  скромную речь  о моей невнимательности, о забывчивости, о мальчишестве, о занудстве и о том, что никого кроме себя не люблю…Надо над этим подумать. А вдруг это спокойней – только себя любить? Не жену, ни детей, ни людей вокруг…А то ведь как - то получается - все для других. А для себя. Вспоминаю, что сделал для себя. Да, купил носки недавно на рынке. Трусы. Ах, да еще рубашку. В отпуск за шесть лет ни разу не съездил. На дачу купил душ, рассаду, окна, кирпич. Жене часики, колечко, брошку золотую. Детям… А себе- то, что? Кукиш с водой! Кому нужен буду? Россия все по- привычке кичится – мы самые сердобольные и гостеприимные. Сами- то в это верите?

Пошел к мухе. Умерла бедная. Солнце ее сгубило. Не всегда полезно в лучах чьей-то славы купаться. Похоронить ее что ли? Стал искать пустой коробок спичек.

Пришла казначей садоводства, надо подписывать документы. Деньги надо отдавать. За электроснабжение, за воду, за экологию, за мусорку, за штрафы, за налоги, за выполненные работы.  Работникам. Ну и мне пять тысяч. И осталось с гулькин нос. Как в какую сторону не крути - нет денег. А надо новый насос покупать, надо площадку выровнять, надо, надо, надо…А как деньги собрать? Закон рекомендаций не дает. Странный какой-то этот 66-й  Закон. Советский, что ли? Прописано – администрация может помогать садоводству. И список большой. Хорошо так прописано. Я бы тем, кто этот Закон выдумывал ручонки то и… побил! Потому что если стоит слово «может», то в нашей стране это не для нас! Ничего у нас чиновник, кроме препятствия создавать или не помогать не может! Однозначно! Сейчас полсадоводства землю свою приватизировали, «индивидуалами» стали. А как с них денежку собрать, когда правовых рычагов не придумано? В Законе прописано – заключайте с ними договор! Какой и в какой форме?  Ведь в суды пойдут. А судебной практики нет! Закон воспитывать людей предлагает…на собрания вызывать. На правление. Читаю и думаю…на партсобрание, в профком. А время на дворе другое.

Да, совсем другое. Вот и муха умерла.

Третий  день из жизни председателя садоводства.


Горит дом.
Ночь. Звезды на небе в горошину. А он горит. Так полыхает, так полыхает. Не войти. Три часа ночи, сейчас бы спать и сны видеть. Сторож, водолей и я. Немые свидетели того, что вдруг что-то изменилось в этом мире. Воды у нас нет. Насосы выключены, энергии нет. Рухнула крыша. Подъехал электрик, а делать- то ему нечего. «Облкоммунэнерго» свет еще три дня назад за долги отключила, вот люди и перешли на керосиновые да газовые лампы.  Ездили, пробовали договориться, но… Прислали нового директора из Новосибирска. Баба. Комиссар в юбке, а может мужик. Голос сиплый, резкий. Как крысиное эхо. Даже разговаривать с нами не стала. И денег не приняла, сорок тысяч штрафа на садоводство начислила.  Это она решила за три дня порядок поменять.  Вот и поменяла. У кого-то на садоводствах трансформаторы полетели. У кого- то насосы, ну а у нас, вот дом горит. Хоть бы хозяев в доме не было. «Пожарки» нет. Звонил несколько раз. Сами понимаем, не приедут быстро. Далеко до нас. Да и пожарная часть одна на весь огромный район. А городские вот, в пяти минутах, но они для города.  Не поедут.
Ну вот, наконец-то приехали пожарные.
Распустили рукава, стали соседние заборы поливать. Немного на этот дом побрызгали. Объяснили, что уже тушить смысла нет. Сейчас пламя само уйдет, тогда и зальем водой. Воды всего несколько тонн. Говорю, что у нас в цистернах есть пожарный кран, там и вода есть для всяких пожарных надобностей. Отмахнулись, своей зальем. Растаскивают упавшие бревна, тушат их. Дом горел ровно двенадцать минут! Тушили часа три после этого. То там, то там протекает снова пламя.
Подъезжает автомобиль технической экспертизы. Разговариваем с полковником МЧС. «Люди там были?» А кто ж его знает? Могли вечером прийти, машины у них не было. Проходим по еще дымящимся головешкам к едва угадывающему входу в дом. Пожарный показывает на сверкающие зубы черепа. Вот один лежит. А что лежит? Обугленный череп, часть торса, практически руки и ноги сгорели. Видно выйти пытался, но не смог, упал в коридоре. Сгорел заживо. Страшная смерть.
Воздух вдруг запах мертвечиной. Вот что изменилось в этом мире. Душа ушла. Человек погиб.

Светает. Открываю правление. Темно, света нет. Пожарник приносит лампу. Находим информацию о владельце. Мать и сын. Может быть это сын? Нахожу телефон и звоню по этому номеру. Женский голос, явно спросонья, долго расспрашивает меня о произошедшем. Предлагаю приехать в садоводство. Говорит, что сейчас приедет с сыном. Слава богу – хозяева живы! Кто-же тот, что погиб?

Ждем, разговариваем, обыденное дело. Ну и что, что пожар. Сенсации нет. Сторожиха дает объяснение, когда чего и как.

У нас в России какой материал самый дешевый? Деревянный брус. Строят их него быстро, сохнет несколько лет. Начинают обкладывать кирпичом. И получается камин. Горит быстро, как свечка. Этот дом уже не отстоять. Соседей бы спасти.

Приезжает владелица участка с сыном. Оказывается, они дали ключи своему знакомому, чтобы он за домом присмотрел. Опознание не делаем. Так как она описывает его приметы сама. И у него были золотые зубы. Плача нет, как - то все обыденно. Дом застрахован.

Разъехались. Тишина на улицах. Гед-то тявкают собаки. С сопок натягивает туман. Выхожу из правления. Высоко в небе стоят звезды. Весело перемигиваются друг с другом. Может, и мне подмигивают? Что, председатель, еще не все потеряно в этой жизни? Возвращаюсь в помещение, холодно, прибежал в одной рубашке. Она пахнет гарью, да и волосы и руки тоже. Закрываю дверь на ключ и иду по темным улицам к себе. Проклинаю директора «Облкоммунэнерго», ведь не по человечески поступила, показать свой норов решила, а человек погиб, хоть и по косвенной ее вине, но погиб! У нас ведь еще отсрочка на несколько дней была, а она в День Конституции, в государственный праздник все садоводства разом  отключила. Без насосов и света хрен, что спасешь! Вот и дана власть женщине в руки. Хранительнице очага. Поеду утром к ней и выскажу ей все!

Тихо сопит в постели жена. Ухожу в беседку, наливаю из термоса горячей воды и «бодяжу» растворимый кофе. Спать не хочется.

Просыпаюсь!? Вот - те и на, уснул все-таки.

На траве и цветах бусинки росы, начинают сверкать в лучах утреннего солнца. Поют петухи. Прекрасное утро, если бы не запах гари на мне. Иду мыться. Вытираясь мохнатым полотенцем, продумываю свою позицию в разговоре с директором. Переодеваюсь и звоню казначею. Рассказываю о пожаре. «Надо же…надо же…!» Причитает она. Говорю, что надо ехать в «Облкоммунэнерго», собрать частные деньги и попытаться включить свет. Говорю, что  у меня
есть своих  тысяч двадцать.  «Да зачем, да почему, да что нам больше всех надо?» Я то понимаю, ей это далеко «по барабану». Она со всеми хочет мирно жить. А энергия нужна…

Приезжаем. Нас не хотят принимать. Говорят, идите и платите. Идем в кассу платить за свет. Деньги не принимают. Распоряжение директора – от этого садоводства денег не принимать частям. Только целиком и с уплатой штрафа. Ну, теперь она меня достала. Теперь я врываюсь в кабинет. Сидит этакая «кикимора», прокуренное лицо. Ей бы «кожанку». Сажусь и говорю, что хочу с "госпожой" поговорить. Она говорит, что она меня не вызывала. Вы кто такая, чтобы меня вызывать? Я, что у Вас в подчинении? У меня за спиной почти две тысячи человек садоводов. И я их законный представитель! «А мне на это сугубо наплевать!» У нас на садоводстве сегодня был пожар и погиб человек, потому, что пользовался керосиновой лампой! « А мне на это сугубо наплевать!» Встаю, говорю, что с такими государственными чиновниками нам еще до хорошей жизни далеко.

Через несколько дней этим делом точно будет заниматься администрация области, прокуратура, телевидение и пресса. С предприятия в этом случае снимается статус гарантированного поставщика энергии. 

По земле идет гул. Он начинается от сопок. И под землей пробирается к городу. Тряски нет. Толчки. Один, два, три. И тишина. Землетрясение. Разрушений видимых нет. Связи тоже нет. Телефоны умерли. Через час снова все работает. Такой уж у нас регион - сейсмически  опасный. Было  баллов шесть. Звонит водолей, полетел насос на глубинной скважине, надо смотреть. Приезжаю. От воды пахнет сероводородом. Да и мутная она какая-то. Практически поступления воду нет. Тоненькая струйка. Скорее всего, накрылась наша скважина. Пласт сдвинулся и зажал ее. Она на глубине сто сорок метров. Насос не поднимается, явно его зажало. Дело плохо, с одной скважиной воды будет в обрез. А это самое главное для садоводов. Решаю оповестить всех садоводов о ситуации, запретить расход воды на помыв машин, стирку ковров и другие не профильные нужды. Вводим график подачи воды. Все сотрудники и члены правления разъехались по улицам.

К четырем часам возвращаюсь в правление. Народу битком. Молодых садоводов раз-два и обчелся. В основном старушки под семьдесят. Митингуют. «Сволочи! Воры! Растратчики! Где вода, мы за нее платили!» Никакие объяснения не работают. Землетрясение – это ваши проблемы. Воду! Дайте воду! Хорошо, идите по своим участкам! Сейчас откроем все краны, как Вы просите, но предупреждаю, что воды всем не хватит, так как шесть цистерн закачиваются только ночью полностью, и буквально за час воды нет! Предупреждаю об ответственности за нерациональное расходование воды. Это я так, для страха. Полномочий то нет никаких. Ведь многие даже не знают, что председатель садоводства по закону не является должностным лицом.

Побежали, шустро так побежали бедные мои бабушки. Нужен ли вам этот кусок каменистой и ухабистой земли. С утра до вечера к верху попой. У многих нет никого. Только для продажи. А урожай в Сибири тяжелый! Посадил два мешка картошки, а проволочник все съел. Клубнику моль бьет. Ну, соберешь ведро. Стоимость ему 400 рублей. А отдаешь всю свою пенсию на содержание участка. Молодые приедут, шашлыки сделают, пивка попьют, и все. Работать то сами не хотят. Но вцепляются своими уставшими ручонками за этот клочок земли и умирают неожиданно там же. Вчера только здоровались, а вот уже и скорая увозит груз 200.

В Европе тоже дачи есть. Для цветочков, для отдыха. И в земле повозиться, пару огурчиков собрать. Помидор. Редисочка. И все. Остальное, как в городе. Свет, вода, асфальт. Дисциплина строгая. Не дай боже в долги залезть! Все честно платят. И председатель получает прилично. Потому, что это управление и организация, а это самое главное.

«Когда дороги подсыпать будете?» С порога задает вопрос бывшая казначейша Телова, грузная, неряшливая женщина. Да, да, та самая, которая документы подделывала. « Я вас б…дей судами затрясу! Вам все это даром не пройдет! Суки!» Долго  трясет своей лежащей на животе грудью над моим столом. Спрашиваю – «Вы член садоводства? Нет! До свидания!» Взрывается матом и визгом. «Я тебя прокляну! Чтоб ты сдох!» Это вещество медленно перетекает к казначею. Медовым голосом просит ее выйти с ней поговорить. Ну, а этот казначей, она ведь мирно со всеми жить хочет. За чужой спиной проехаться. Ну, да ладно, надо у нее финансы проверить. Пусть отчет представит.

«Здравствуйте, где председатель?» Здоровается, вошедший. Показывают на меня. Присаживается напротив. Молча, в упор  разглядывает меня. Кладет руки на стол. Наколки. Здесь и «малолетка», и зона «пять точек», перстни отсидок, масть. Это я уже давно читать умею. Молча смотрю ему в лицо. Про себя думаю. Прислали запугать. Ну, ну…»Начальник, я участок здесь имею, номер 24. Приехал, а там другие. Помоги, начальник.» Прошу документы на участок и его паспорт. Членская книжка выдана в 1996 году на другую фамилию. Женскую. «Это моя баба…» Видя мой взгляд, тут же объяснят он. Объясняю, что нужна хозяйка участка. Без нее никак. «Так нет ее, умерла, давно умерла!» Спрашиваю, «по какой статье последняя «ходка» была? Как я и думал – убийство. Участок был ее. Он ее убил, брак не был зарегистрирован, детей и родственников у нее нет, членом садоводства он не являлся. Все ему подробно объясняю. Слушает молча. «Ничего у меня нет. По-пьянке все…ревность была. Она же красавица была, меня тащила, а я всю жизнь по тюрьмам, родных нет, угла нет. Что, опять в зону? А мне уже под пятьдесят! Я жизнь не видел…» Думаю. Искренне или не искренне говорит. Врут они всегда, и раскаяние у них зачастую липовое. Но что- то хочется верить. Звоню в соцзащиту, посоветоваться. Есть выход. Надо становиться на учет в службу занятости. Работать, снимать жилье. Спрашиваю его о специальности. На зоне получил несколько. Вот это уже хороший багаж. Слесарь, сантехник, плотник. Говорю - «Давайте так, Вы становитесь на учет, приводите в порядок документы, приходите снова ко мне, мы решаем вопрос о возможном Вашем проживании на территории садоводства и работе у нас. Тогда можем Вам выделить служебный участок,…такой вариант Вас устроит?» Кивает головой, сжимая губы. Руки  трясутся. Возвращаю ему документы. При выходе оборачивается. «Спасибо, гражданин начальник…» Придет ли?

Надо выйти на воздух, что-то сердце прихватило. Пошел по улице. День тяжелый. К земле вдруг давить стало. Скорее бы собрание. Желания нет, что-то менять. Это всю Россию надо менять. А ее меняют, меняют. Только какой-то монстр из народа вылезает. Раньше пятака на глаза покойников клали, а теперь и эти забирают. Друг у друга жизнь вырывают. Жрут друг друга. Такое ощущение, что идет новая гражданская война. Из-за клочка земли убить могут. Из-за рубля мать не пожалеют.


В правлении казначей разговаривает с прилично одетым человеком. Заискивающим голоском он говорит. «Подпишите, пожалуйста, увеличен размер моего участка, вот здесь в книжечке, казначей уже подписала.» А почему без утверждения на правлении? А какое имело право казначей, не являясь членов правления это делать? У обоих на лицах недоумение. Вместо десяти соток проставлено двенадцать!!! На каком основании, из чего эта земля вдруг приросла? От дороги пару метров отхватили…Казначейша, покрываясь красными пятнами, начинает оправдываться. А я не уверен, что она деньги не взяла за это услугу,…не уверен! «Что тебе стоит… - вдруг, переходя на ты, говорит незнакомец. Объясняю ему свою позицию, демонстративно называю его на ВЫ. Глаза жгучие, в них уже ненависть. Документ не подписываю. Будет решение правления и общего собрания, подпишу. А так нет. Не дождетесь. Взятки не брал и не давал!  Совесть надо иметь. Всю страну раскупили. Казначейша, лилейным голосом пытается меня образумить.  Без успеха господа, без успеха. «Ты, что неприятностей хочешь? Мы тебя на собрании сразу же снимем! Не строй из себя крутого! Подписывай, если спокойно до старости дожить хочешь!» Обращаюсь к казначейше, слышала ли она угрозы. «Ой, я по телефону разговаривала, ничего не слушала…» Молча показываю незнакомцу на дверь. Хлопает дверь. Смотрю, как он садится  в «накрученную» машину. Резко срывается с места.

Стекло дребезжит. Но там нет мухи. Нет знакомого жужжанья. Нет поддержки.

Прощаясь, уходит казначейша.
Что за человек. И нашим, и вашим. Знаю, что председателем она уже давно хочет быть.


Пошел домой, уже темно.

Четвертый  день из жизни председателя садоводства.


Жужжит муха. Бьется в окно головой. Все в стекло, да в стекло. На волю…


Участковый закрыл тетрадь.
«Забираю ее с собой! Искать убийцу будем!
Выбирайте нового председателя!»

Сев в машину подумал, где искать - то будем? В России?


Продолжения не будет.


Справка: В 2007-2009 годах в России было убито 15 председателей садоводческих товариществ.