Небо и голуби

Вячеслав Шляхов
«Слушай, Слава, ты же офицер! Сними эти патлы! И бороду сбрей!»
Вот так всегда начинались наши встречи, я из дома, он в магазин. Или наоборот. Мне почти шестьдесят, ему уже далеко за семьдесят.  Уверенный в себе, крупный мужчина. Говорящий жестко, резко, но справедливо. Мой давний сосед по дому. Он всегда просил его называть Володей. Что я с удовольствием и делал.  Его квартира надо мной. Знаю его жену и  детей.  Короткие разговоры. Ругаем современную жизнь, тупость наших политиков и чиновников, вспоминаем жизнь «до» и «после».
Умирают наши офицеры. Умирают наши папы. Сиротеет двор. Четыре дома на ул. Поленова в Иркутске. Дома бывшего офицерского состава Стратегической бомбардировочной авиации СССР. Вдовы остаются во дворе, сидят на лавочках, беседуют. Чувствуешь, что все у них остановилось в том времени, когда их мужья были живыми рядом. Как их всех мало осталось… Что знали они, мудрые офицерские жены,  о службе своих мужей? Кто им рассказывал о заданиях мужей, о том, что они выполняли?  Нередко только на поминках, узнавали они, о той, опасной второй стороне жизни офицеров. В 2001 году, январским днем умирает мой отец. Полковник Гавриил Георгиевич Шляхов. С 1942 года был на фронте. Десантник. На поминках пьем горькую водку.  Сидим рядом с Володей и его женой Валентиной. Хорошие слова, благодарность. Уважение. Сочувствие.  Выходим в коридор. Мой брат, сосед Сергей, Володя. Мужики курят. Разговоры о службе, о долге, о чести. И вдруг Володя говорит: «Знаете, что самым страшным у меня было?  Самым страшным было то, что я сознательно делал все для того, чтобы уничтожить этот мир!»  Стало холодно. Переглядываемся. Семипалатинский полигон. Атомный полигон. « Я сбросил на этот полигон тринадцать атомных бомб. Одну за другой. С небольшим промежутком.  Серией! Понимаете – серией! Все разнесло на х…! Уходили чудом, болеем все до сих пор! А доказать чиновникам, что радиацию хватанули,  до сих пор не можем!»
  Долго не хотел писать об этом. Кому это надо? Но ведь был мой дед, мой отец, был Володя, была великая страна. Страна, в которую мы верили,  и  работали для нее. И в ней еще остались те, кто разделяет наши чувства.
Начну с простого. С фактов. 1946 год - американские бомбардировщики Б-52 обрушивают две атомные бомбы на Японию. И стратегической целью не является эта маленькая страна. Смысла в  этом не было. Она и так уже сдавалась. Но США впрямую угрожали СССР и показали всему миру свою силу. Да, на тот период, они были сильны! И они легко могли уничтожить мою страну!
Советский Союз проводит великолепную разведывательную операцию и получает технические отчеты и чертежи нового оружия. (Есть мнение, что атомные бомбы к этому времени были все же разработаны именно в СССР.) Но, преданные суду  американцы, казнены в Америке за передачу советской разведке документов именно по созданию атомной бомбы. А в  СССР появляется шанс воспроизвести то, что не совсем доделали американцы. Бомбу советские атомщики создали в очень  короткие сроки – через три года.  Ну и успешно скопировали по приказу И.Сталина  бомбардировщик Б-2 (Боинг) для доставки ядерных бомб.
К концу 1946 году ученым-ядерщиком Ю.Харитоном было подготовлено тактико-техническое задание с целью создания первой советской атомной бомбы. Для его выполнения решением правительства в 1946 году был создан первый в стране центр по разработке и созданию атомного оружия (КБ-11).  Одним из испытательных полигонов являлся объект «СИЯП».  Советский ядерный полигон СИЯП  был создан по решению Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года, в 170 километрах западнее Семипалатинска. Таких объектов было всего четыре в мире. Первые испытания советской атомной бомбы прошли на полигоне под Семипалатинском в 1949 году. 12 августа 1953 года там было проведено испытание термоядерного оружия, а 22 ноября 1955 года мир узнал о сверхмощной советской водородной бомбе, которую создал академик Сахаров. Наземные взрывы производились до 1962 года. В 1962 году произведено серийное бомбометание атомных бомб. С 1963 года ядерные испытания были перенесены под землю на площадки Балапан и Дегелен.

 (Справка: Полигон занимает 18500 кв.метров.  На его территории находится объект Москва 400, Берег, Семипалатинск-21, станция Конечная. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 172 от 07.02.1996 года земли бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона переведены в состав земель запаса: Карагандинской области — 131,7 тысяч га, Павлодарской — 706 тысяч га, Восточно-Казахстанской — 978,9 тысяч га.)
Создание полигона было частью атомного проекта, и выбор был сделан, как оказалось впоследствии, весьма удачно — рельеф местности позволил проводить подземные ядерные взрывы и в штольнях и в скважинах.
Недостатком было присутствие в Семипалатинске китайского консульства, но позже его удалили. Постановлением Совета Министров № 2939—955 от 21 августа 1947 г. уже начатое строительство передали военному ведомству, и полигон получил новое название — «Учебный полигон № 2 Министерства Вооруженных Сил СССР (войсковая часть 52605)». Именно на этом полигоне была испытана водородная бомба.  Мощность термоядерного заряда была 400 килотонн. Взрыв был в воздухе, бомбу сбрасывали с самолета.
С 1949 по 1989 годы на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний (т. н. «НЦР» — неполные цепные реакции). Суммарная мощность ядерных зарядов испытанных за период 1949-63 годы на Семипалатинском полигоне в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на  Хиросиму. За пределы полигона вышли огромные радиоактивные облака. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана и России.
В опасных зонах бывшего полигона фон до сих пор (по состоянию на 2009 год) доходит до 10-р. в час. Несмотря на это, на полигоне до сих пор (на 2009 год) живут люди. Территория полигона никак не охранялась и до 2006 даже не была обозначена на местности.
Успешное испытание в сентябре-октябре 1951 г. на Семипалатинском полигоне первых отечественных авиационных ядерных бомб РДС2 и РДС3 позволило начать серийное производство ядерного оружия. Выполнение этой задачи было возложено на 1е Главное управление при Совете Министров СССР.
И.В. Сталин требовал от руководителей атомного проекта и Вооруженных сил ускорения работ, связанных с созданием и освоением ядерного оружия.
В августе 1951 г., в то время, когда на Семипалатинском полигоне завершалась подготовка к испытаниям первой серийной атомной бомбы РДС3 бомбометанием с самолета-носителя Ту-4. Совет Министров СССР принял решение о подготовке военно-воздушных сил к применению атомных бомб. В этой связи на военное министерство была возложена задача формирования первого авиационного бомбардировочного полка с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть № 8» в составе 22 боевых самолетов-носителей Ту-4. Спустя два года в соответствии с решением Правительства СССР от 19 сентября 1953 г. эта авиационная часть была переформирована в авиационную дивизию, укомплектованную современными самолетами Ту-16. (Справка: В 1953 году началось серийное производство самолета под обозначением Ту-16 на заводе №22 в Казани, в 1954 - на заводе №1 в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью 1 мая 1954 года. Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным (35° по линии четвертей хорд) крылом и однокилевым свободнонесущим оперением. Двигатели расположены на боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Экипаж размещается в двух герметичных кабинах: спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения пробега применена парашютно-тормозная система ПТ-16.  Самолёт может брать на борт до 9 тонн бомб (калибр от 100 до 9000 кг), которые размещаются в бомбовом отсеке в задней части фюзеляжа. Ракетное вооружение размещается на пилонах под крылом.  Для повышения точности бомбометания в условиях плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный прицел РБП-4 "Рубидий" (позже РБП-6 "Люстра").  В свое время  маршал авиации Судеец задал специалистам вопрос. «Что произойдет, когда при аварийной ситуации такой огромный самолет с ядерной бомбой сядет по аварийному варианту?»  Никто  ответа на вопрос маршала не дал. Срочно, по его указанию, разработали спецпрограмму.  На полигон были доставлены три атомные бомбы “Татьяна” (РДС-4) в варианте “ТБ”, снаряженные до боевой степени готовности штатными капсюлями-детонаторами. Бомбы сбрасывались на грунт разной твердости с самолета на высоте 1000 м. Бомбометание производилось через день, в свободные от американских спутников окна. Ни одна из трех  атомных бомб, сброшенная на грунт из ракушечника, не взорвалась. Ответ был – при аварийной посадке взрыва не будет, так как действие детонаторов было четко рассчитано только на определенные условия.
Одновременно с формированием и подготовкой авиационного полка при четырех аэродромах дальней авиации началось строительство первых войсковых баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб. Эти базы располагались в Крыму, в Западной Украине, Белоруссии и в Северо-Западном регионе России. В том же году было развернуто строительство центральных баз хранения, где предполагалось размещение основного запаса ядерных боеприпасов.
В 1962 году принято решение провести сброс 24 ядерных бомб большой серией с небольшим перерывом во времени. Это означало, что самолеты один за другим будут входить в облака радиоактивной пыли, поднятой взрывами с земли. Экипаж посылали почти на смерть. Медленную смерть. Одним из летчиков стратегического бомбардировщика ТУ-16  был молодой  Владимир Иосифович Енушевский. В войну он был молод, чтобы попасть на фронт. С семьей попал в оккупацию. Постоянно на волоске от смерти. Вылавливали и расстреливали евреев, украинцев, подпольщиков и партизан. Да и предателей было много. В 1945 году пришла долгожданная победа. Жили голодно, тяжело. Первые послевоенные годы хорошего принесли мало. Голод. Спасло  то, что власти разрешили садить картофель на нескольких сотках земли.  В 1947 году Владимир оканчивает школу и  по направлению военкомата поступает в Балашовское военно-летное училище.  Готовили летчиков быстро, два года и все. Иди, летай.  Направляли сначала на «облётку» в гражданскую авиацию.  Летчик гордились тем, что, летая на гражданских самолетах, они все же носили военную форму. От девушек отбою не было. Новые города, новые аэродромы. Черное море, Москва, Кутаиси.  Но пришел момент выполнять прямые обязанности. Ты военный летчик. Налетал часы - вперед на военный самолет. А на вооружение поступали тогда мощные бомбардировщики ТУ-4 (или как их еще называли БОИНГ-четвертый). (Справка: Тактико-технические характеристики самолета: Год принятия на вооружение – 1947. Переработанная  модель американского бомбардировщика Б-2.  Размах крыльев - 40,05 м.  Длина - 30,18 м.  Площадь крыла - 161,7 кв. м.  Масса, кг - пустого самолета - 32270 , нормальная взлетная – 47500, максимальная взлетная – 66000.  Тип двигателя - 4 х АШ-73ТК. Тяга - 4 х 2000 кгс. Скорость, км/ч - максимальная – 558. Дальность полета - 5100 км. Разбег - 960 м. Пробег - 1070 м. Практический потолок - 11200 м. Экипаж - 11 чел. Вооружение: Стрелковое вооружение - первоначально 10 пулеметов УБ (12,7 мм), потом 10 пушек Б-20Э калибра 20 мм и позже НС-23 (23 мм) в пяти башнях - две в передней кабине, одна в задней, одна за ней и одна в кормовой кабине, бомбовая нагрузка 6000-8000 кг (6-8 ФАБ-1000).
В 1954 году Енушевского неожиданно снимают с полетов и отправляют на переквалификацию – командиром самолета ТУ-16. (Справка: Именно  первые дозаправки самолетов Ту-16 по системе «с крыла на крыло» проводил Владимир Иосифович. В дальнейшем при освоении серийных кораблей Ту-16 с крыльевой системой дозаправки летчики дальней авиации под руководством летчика – инструктора Енушевского, как правило, после 10 полетов осваивали выполнение контакта и из левого, и из правого кресла заправщика.)
Базирование стратегических бомбардировщиков дальнего действия  ТУ-16 было назначено  в Усольском районе, п. Белая. (Там, кстати, родился автор.) Строительством аэродрома занимался известный иркутский инженер-строитель (гражданский генерал) А. Василенко.
К строительству этого аэродрома подходили с особой тщательностью. Оттуда должны были стартовать самолеты с ядерными бомбами на борту.  Летчиков предварительно ознакомили с работой, но когда «воспитанием» занялись сотрудники особого отдела,  стало ясно, что предстоит опасная и ответственная работа.  Владимир сразу же понял, что это за аэродром. Он рассказал о том, что однажды им показали на секретном просмотре документальный фильм о последствиях взрыва новой бомбы. Это был взрыв мощной атомной бомбы, сметающий все на своем пути. В этом фильме горели животные и люди! Никто не верил, что живые люди участвовали в эксперименте. Он рассказывал, что, скорее всего это были просто трупы. Им предложили «согласиться» выполнять задания. Армия, она на то и армия. Приказ, есть  приказ.  А потом был  жесткий отбор. Семь потов сошло, прежде чем все разрешилось положительно. «Особисты ковыряли в печенке», проверяли всех родственников до седьмого колена. И  майор В.И. Енушевский прошел все проверки.  Было летнее утро 1962 года, когда группу летчиков подняли  по тревоге и к вечеру перебросили в Казахстан. Почти полгода они готовились к вылету. Секретность была необычайная. В автобусе их вывозили на обед, на пути ни одного человека, в столовой ни одного чужого лица. Поели, и в автобус, назад на аэродром. Командовал группой  генерал-майор Киселев.  В состав спецгруппы входили самолеты-носители атомного оружия  Ту-16 и Су-7Б, а также вспомогательные самолеты Ил-28.  Последние предназначались для экспертно- технических работ. После взрыва они должны были входить в воздушное пространство над полигоном и брать пробы радиации, воздуха и пыли. Счетчики выходили из - под контроля, такая мощная была радиация. 13 августа 1962 года начались испытания ядерного оружия и техники доставки. Мощность зарядов была таковой, что в несколько раз превосходила 3-4 бомбы сброшенной на Нагасаки. Бомба на высоте 10 километров сбрасывалась и в тишине шла к земле. «Она летела почти рядом с самолетом, потом наклоняла нос, и казалось, мы слышим ее свист.»  Владимир рассказывал, что там впервые они столкнулись с феноменом ударной обратной волны. Видимо воздух после взрыва настолько уплотнялся, что происходило отражение взрывных волн от верхних слоев атмосферы, Самолет раскачивало так сильно, что срывало датчики с консолей, а внизу на земле эти отраженные волны  убивали людей и овец в совершенно безопасной зоне.  Ужасное оружие. Страшное оружие. И это не была одна бомба - это был серийный сброс. Всего двадцать четыре, а тринадцать из них сбросил майор Владимир Енушевский. «От взрыва возникает свет, яркий свет, пронизывающий тебя всего, проникающий в голову и  мозг. На земле огромные воронки и кружащийся черный пепел  в воздухе. И никакой защиты от этого света!»
Из многих  членов экипажа Ту-16 до наших дней дожили немногие. Они получали накапливаемую дозу радиации. В 2009 году Владимир Енушевский умер.
 Умер от рака. Полковник Владимир Иосифович Енушевский честно отдал долг Родине и Военно-воздушным силам СССР.  Но не сумел доказать бездушным чиновникам от медицины, что его заболевание непосредственно связано с этими, самыми сложными в его жизни,  полетами 1962 годом. За месяц перед его уходом, мы остановились на ступеньках нашего дома, он быстро постарел, осунулся. Дышал тяжело. «Эх, Славка, если бы еще раз пожить, опять бы летал.  Как эти голуби.  Умру, а кто их будет за меня  кормить?»
Валентина Енушевская звонит  в дверь нашей квартиры. Вся в слезах. Она говорит: «Нужно обезболивающее. Володя умирает!»
Голуби все также прилетают на его окно.
А, может быть, это он сам спускается на землю. На землю, которую так любил и защищал.

 
P.S.  Последний взрыв на территории полигона был произведен 19 октября 1989 года. 29 августа 1991 года Семипалатинский полигон указом президента Казахской ССР Н.Назарбаева закрыт и именуется «бывшим». Всего площадь пострадавших от ядерных испытаний  территорий оценена в 304000 кв. км. Отравленная навсегда земля.