27 марта 1945 г. Германия

Валентин Фоменко
   Здравствуй, Рая!
   Очень удивился, получив от тебя письмо. Уже около года не получал писем ни от кого, кроме родителей. Давно уже убедился, что старые товарищи забыли обо мне. Писал до мая прошлого года письма тебе, Люсе, Женьке. Долго ждал ответа, не дождавшись, возгордился и решил не навязываться.
    Ты интересуешься причинами того, почему я прекратил писать письма тебе. Я получил сообщение, которому поверил, о том, что ты любишь другого. Между строчками твоих писем я умудрился прочитать то же. Продолжать переписку, имея убеждение в этом, я считал бессмысленным. Не знаю, как тебе, но мне она причинила бы только боль и страдания. Сыграло свою роль и то, что в последних письмах несколько раз просил тебя откровенно ответить на задаваемый мной вопрос: «Любишь ли меня?», но ни на одно из писем, отправляемых в течение двух месяцев, не получил ответа.
    Не собираюсь тебя ни в чем упрекать. Трудно и даже невозможно любить человека, любовь к которому проснулась лишь после разлуки. Мне еще можно было сохранить свое чувство, т.к. оно было единственным светлым пятном в моей настоящей жизни, тем более оно было сильное у меня, значительно сильнее, чем у тебя. Большую роль сыграло и то, что я не встречал за это время девушек, могших увлечь меня. Твое положение, особенно в последнем, было обратным. Соображения эти подтверждают сложившееся в результате толчка – получения письма с сообщением об изменении в твоих чувствах – убеждение.
    Гордость не позволяет мне много говорить о моей сохранившейся любви. Сообщаю лишь то, что она существует.
    Удовлетворяю твой интерес к моей жизни рассказом о произошедшем за год.
    После выхода из госпиталя в апреле 1944 г. попал на Ленинградский фронт. Воевал наводчиком 76 мм пушки на плацдарме под Нарвой. Потом встретил своего прежнего начальника – топографа, и он перевел меня работать на то место, где я нахожусь и сейчас – помощником начальника топографической службы дивизии. В Финляндии был ранен. Получил на спину 51 шрам. В наступлении на Таллин получил медаль «За боевые заслуги». Побывал в Эстонии, Латвии, Литве, Вост. Пруссии, Польше. В последнем январском наступлении получил медаль «За отвагу». Сейчас воюю за Одером. Вчера о нас упоминалось в приказе Главнокомандующего.
    Очень много за это время видел интересного и нового. Набрался ярких впечатлений на десяток обычных мирных жизней. Это довольно неудобно. Приходится считать себя стариком, а мне уже хочется молодиться. Жаль молодость, жаль, что ее лучшее проявление у меня вылилось в бесплодную, мучительную любовь. Утешаюсь в духе Толстого:  «самоусовершенствовался» зато.
    Рад за тебя, за то, что с учебой у тебя все вошло в колею. Я теперь не смею мечтать об этом. Далеко отстал от всех вас. Боюсь, что останусь недоучкой.
    Ты спрашиваешь, ехать ли вам к моим родителям. Советую поехать. Ваш приезд как знак внимания ко мне будет очень приятен моим родителям.
   Желаю успехов.
  До возможного свидания!
  Валентин.
  Германия.