Сказание о дедах и моем отце. Отрывки из произведе

Ирина Ионова
               


Собраться с мыслями непросто,
Чтоб вновь садиться и писать,
О том, как жили наши деды,
О том, как мы живем сейчас.


В далеком лете,
Там, на юге,
На гребнях подле горных рек,
Стояли дружные заставы,
Союз Чечни и казаков.

И днем и ночью охраняя,
Черкасский караванный путь,
С седого горного Кавказа
В горячий Крым и Индию.

Те годы дружбы, уваженья
К народам нации любой
Передавались по наследству,
Законом были казаков.

И жизнь текла,
Как быстрый Терек,
Сквозь скалы,
И поля степи,
Но вдруг злой рок
Разрушил ссорой
Тот мир и жизнь средь казаков.

Кто прав, не прав,
Не в этом дело…
Вошла война
В тот мирный дом,
Разбила дружбу поколений,
И стал чеченец вдруг врагом.

Спустились с гребней
Парни бравые
На левый берег Терека,
А ниже всех
Спустились братья – Гладковы,
Создали стан, потом другой.


Забрезжил свет
Средь Сунжи, Терека,
Забрезжил мир средь казаков,
И вновь стопою поколений
Черкасский караван
Здесь  шел.

И жили б жизнью длинной, долгою,
Но, вдруг, опять пришел приказ:
Занять пески земли каспийской,
Отнять у турков весь Кавказ.

И вновь запахло кровью жаркою,
И вновь война приходит в дом.
За землю русскую, за Батюшку
Сложили головы сыны.

Так длилось долго,
Много времени,
Но верны были казаки
Присяге данной царю Батюшке,
Защитой быть границ земли.


 
2.
Из тех времен,
Войны и мира,
Веду сегодняшний рассказ.
О наших предках,
Что, когда-то,
Служили преданно царю.

Максимов – вот полковник славный!
Герой войны и всех побед.
Он жил в станице Старогладковской,
Имел семью,
Жену, детей.

Сын был в отца,
Лихой красавец!
Любил он жить, как мы с тобой.
Всю жизнь в седле
Провел  он в армии,
И честно пал
В бою с врагом.

А дочь?
Красавица, конечно!
В нее влюблен был Лев Толстой.
Она же выбрала из местных, -
Кирилл Беззубов – есаул.

И вот – начало новой жизни,
Истоки древа моего.
И вот, вам, новая легенда,
Связь поколений и веков.


 3.
А дальше, что же было дальше?
Спросить хотите у меня…
И дальше жизнь текла не гладко,
Любовь и счастье, горе и печаль.

Моя родня,
Семья Беззубовых:
Мой дед, Мефодий, - гордый человек.
Всю жизнь работал он учителем,
И был казнен за фразу лишь одну.

Его жена –  Ариша, дорогая!
Коллега и хороший, верный друг,
Она одна из многих женщин знала,
Все тяготы войны казачьих вдов.

 4.
Передо мной альбом старинный.
В нем фотографии людей,
Таких знакомых и любимых,
Давно прошедших этих дней.

Вот мой отец,
Ему семнадцать,
Худой, счастливый человек.
Окончил техникум недавно,
И будет в армии служить.

А вот в военной он фуражке,
Ремнем перепоясан он,
Он шлет привет своей сестренке,
Желает счастья всем родным.
 
Еще немного,
День, неделя,
И вдруг начнется та война,
В которой он,
Парнишка славный,
Пройдет все адовы круги.






5.
На небе зорька показалась,
Проснулись первыми чижи,
Но смолкли вдруг,
Вдали, услышав,
Раскаты грома,
Свист от пуль…


Война вломилась в наши хаты,
Деревни, села, города.
Она ломала все народы,
Она взрывала города,
Она хотела быть главнее
Над миром, волей, добротой.
Она, как вошь,
Среди колосьев,
Давила множеством сапог.

Заполыхали Брест и Киев,
Завыли трубы от тоски,
Но Мы сражались,
Как могли мы,
И не склонили нас враги.

Мы поднимались,
Кто с чем может:
Штыком, гранатой, топором.
Мы шли вперед и твердо знали,
Что мир вернется
В дом родной.

Затихло все,
Нас только двое,
Лежим на берегу реки,
А где-то там, за горизонтом,
Мерцанье взрывов над землей.

Куда идти? И, где же наши?
Идти вперед или назад?
А солнце будто бы нарочно,
Все жарче, жарче все печет…
И хочется зарыться в землю,
Вернуть все вспять,
Махнуть рукой,
И вдруг,
Я вижу, вот виденье:
Моя семья, мой дом родной.

- Вставай, - кричу я другу детства,
- Вставай, не надо нам лежать,
Идем скорее в лес дремучей,
Он скроет нас от всех врагов.

И мы пошли,
Навстречу смерти,
Навстречу ужасам войны,
Чтоб вновь сойтись
И вновь бороться
У переправы той реки.
И  вновь засада, окруженье,
И вновь прорыв,
И снова в бой,
И вдруг я вижу,
Что один я,
И нет гранаты у меня.

Я вновь в плену,
Ну, что за штука?
Куда бежать? И как бежать?
Вокруг нас много,
Очень много,
И все подавленно глядят.

Нет, я не буду гнить
Тут долго,
Нельзя мне  здесь сидеть и ныть.
Пусть ночь придет,
Настанет темень,
И я  сбегу,
Опять к своим.

И вновь леса, поля, болота
Мелькают за моей спиной.
Быстрей, быстрее, мои ноги,
Бегите к фронту, бить врага!

И снова в бой.
Я бьюсь с врагами,
За матерей и их детей,
За тех друзей,
Что в бой шагали,
Имея штык и пистолет.

И вновь судьба,
Как та насмешка,
Что видел я
В лице врага,
Толкнула снова в окружение
Отряд из нескольких бойцов.

 
Завод, барак,
Темно и сыро,
И нас там двести человек.
Завод, барак,
А сил уж нет их
Бежать отсюда
В край родной.


И вот, однажды
Весть благую
Принес мне Лев,
Товарищ мой,
Что Сталинград не сломлен немцем,
Что город жив,
И он спасен.

- Вот, это новость!
- Это радость! –
Воскликнул я и предложил:
- Давай, мы всё сейчас расскажем,
Пусть новость всем прибавит сил.

И вот работа закипела,
И не было ей конца.
От друга к другу,
Немца, чеха,
Румына, венгра, поляка.

И днем и ночью
Сводки с фронта
Шли к нам невидимой волной,
Чтоб все солдаты плена знали
Свобода, мир
Придут к нам вновь.

И вот он день,
Глоток свободы,
Он к нам пришел,
Вернулся вновь,
И мы, рожденные свободой,
Мы возвращаемся домой.


Домой, домой, -
Стучат колеса,
И сердце в такт
Ему стучит.
Домой, ребята,
Мы свободны,
Ах, как прекрасен  этот миг!



 6.
… И вновь опять я за решеткой,
Опять свободы я лишен.
Опять допросы и побои,
Презренье, ненависть и боль.

Два года я провел под Орском,
Все передумал, всех простил,
За юность, что ломали вновь мне,
За верность партии родной.

7.
Весна пришла к нам незаметно,
Вся степь «горит цветным огнем»,
И птицы – вечные избранники
Поют в садах нам о любви.

И вот ОНА –
Смуглянка стройная,
Прошла, взглянула:
«Я погиб»!
А сердце мне проговорило:
«Война закончилась, старик»!


8.
Зажили раны  в нашем сердце
И только изредка, порой
Во сне мне снится наша рота,
И первый бой
За дом родной.

Затем я вижу те бараки
И тех отчаянных парней,
И тех, кто шел на бой кровавый,
Незримый бой
С врагом страны.




Пусть вновь земля залечит раны,
И вновь отстроят города,
Пусть помнят все,
Что мир надежней,
Надежней маленькой войны.

--------------------------------
Я понимаю, это еще не стихи, но написаны эти строчки под впечатлением от прочитанных писем родственников, далеких послевоенных лет, и бережно сохраненных рукой моей мамы; воспоминаний о войне, когда-то написанных моим отцом.
И сейчас, когда мой родственник пишет книгу о нашей родословной, может произойти чудо, и откликнутся далекие родственники - однофамильцы.