Экспериментальный взгляд на вещи

Фёдор Андреев
I. Приступление.

Странный месяц апрель. Если март, предположим, нежно-розовый, а май уже красный, то апрель почему-то непременно синий. И даже не голубоватый и не изумрудно-синий, и не иссиня-чёрный. А синий как Бог положил.

И ещё в апреле почему-то всё хорошо. Ну вот нельзя было выдумать гаже, чем когда всё хорошо. По своему ощущению это так же предосудительно, как когда всё плохо. То есть всё как-то, но ничего поделать нельзя. И тут уж хоть на ушах ходи, а всё будет… ну, короче, будет хорошо.

По причине этих природных недоразумений и некоторых личных пороков Гоша каждый апрель упрямо уходил в запой. Он не был поэтом или алкоголиком. Наоборот. Его карьера складывалась поступательно и удачно. Он имел широкий взгляд на мир. У него были немногочисленные, но верные друзья. Когда-то у него даже была собака.
И каждый год был чем-то неожиданно переполнен, от января до декабря житейское море буйно плескалось в берегах Гошиной заводи.

Но весна! Коварная и солнечная весна была для заводи роковым сезоном. Когда только кончались угрюмые и сиротливые зимние сумерки, когда солнце торжественно и нежно озаряло оттаявший город – тогда Гоша был счастлив. Ему хотелось петь и исполнять свой человеческий долг жизни в стиле каждодневной мессы с госпелами, аплодисментами и апельсиновым соком. Однако бурный экстаз довольно быстро деградировал в безотчетную и кровожадную сирену прозаичности. Даже самый вкусный пирог, съеденный восемьдесят раз, на восемьдесят первый уже не вызывает первородного вожделения и восторга.

Он был не из тех, кто от рождения предрасположен к депрессиям и хмурым истерикам на почве неосознанного. Гоша всегда искал выход. Хоть выполз, хоть выпрыг, хоть вылет – но в контексте любой ситуации он никогда не позволял себе такой роскоши, как отчаяние. И от этого жизнь его была обречена на вечную пруху.

«Мир явно задумывался не на скорую руку. Всё здесь очень явно и разумно связано. Каждый поступок тянет за собой целый сонм последствий, которые в итоге предлагают тебе следующий поступок. То есть – выбор».

В текучести времени и пространства, ошибочно называемой историей, он больше всего любил именно выбор. Логичный, моральный, болезненный, безотчётный – каждый, каждый выбор каждой минуты мира. Поэтому интерес ко всему на свете для него был воистину неисчерпаемым и искренним. Хотя и предубеждения, как показал опыт, тоже можно замечательно приобретать вследствие того или иного выбора.

Весна, по логике природы, должна заниматься согреванием бледных душ и воздаянием цветущих надежд им же. Это очень хорошо, что природа тоже интересовалась античной философией. Но есть одна внесистемная деталь, которая постоянно портит великую самоорганизацию мира. Это – мы.

«Мы – это каждый плюс следующий. Так много людей в разных местах и времени могут называться «мы», что можно даже иногда запутаться».

Что и сделал Гоша 17 апреля 2008 года в 17:45 по среднеевропейскому времени. Почему так точно? Потому что за датой и временем числится первая запись в его дневнике великого эксперимента мировоззрения.

Теперь немного о нашей с Гошей договорённости.
На первый взгляд Я тут выступаю как Автор.

НО!

Очень с моей стороны некультурно отказывать герою в возможности самостоятельно рассказать свою собственную историю. Тем более такому одарённому выдумщику, как Гоша.

Поэтому в мои полномочия здесь входит только предупреждение.
Итак – предупреждаю вас, граждане, которые читают эти строки (а особенно те строки, что будут ниже)!

Это Приступление, как и сама гениальная идея эксперимента, принадлежит исключительно герою. Автор не несёт никакой ответственности не только за результаты эксперимента, но и за его ход. Итак, Приступаем!

II. Дневник.

Li4nost’                Гоша Курачёв
Mestopologenie     Квартира №67
Nazna4enie             Эксперимент


«17. 05. 08 г. // 17:45 // можно сказать – началось! я специально не отмечаю в этом дневнике даты, потому что это неважно. только первая дата – важно. а остальные – совсем наоборот. то есть неважно. все записи идут поочередно. все события реальны. исследователь подвергается опасности и унижению. прошу это учитывать и отнестись к труду с вниманием и полной серьёзностью.


опыт первый. арифметика. пройдя от подъезда до остановки ровно двести тридцать два шага было выяснено, что за цифрами 232 скрывается ни что иное как пунктуальность. вопрос в том, опоздаешь ты на автобус или нет. человек счастлив из-за точности.


опыт второй. музыка. по четвергам может очень сильно не везти. не стоит принимать в эти дни судьбоносные решения. например, освоить музыкальный инструмент. по крайней мере – баян. итак, начав осваивать баян в четверг я завершил к субботе. не освоил. человек счастлив из-за начинаний.


опыт третий. этика. можно по-разному вести себя среди людей. например, сложно весь день выдерживать одинаковый тембр голоса, экспрессивность и частоту реакций. будучи равномерным на протяжении одного светового дня, исследователь заработал репутацию. тринадцать раз его назвали «сумасшедшим», восемь – «идиотом» и три раза сказали «спасибо». человек счастлив из-за общения.


опыт четвёртый. биология. приёмы пищи должны быть регулярными и умеренными. это возбуждает ровный аппетит и способствует усвояемости полезных веществ и микроэлементов. например, если на весь день увлечь объект неотложным обманом, он не будет принимать пищу. меняя условия игры, риски и финальное вознаграждение, можно вызвать эйфорию обыкновенным чебуреком. человек счастлив из-за потребностей.


опыт пятый. философия. если учредить ненужный спор не вовремя, можно выйти либо победителем, либо проигравшим. штука в том, что при любых условиях вероятность победы и поражения один к одному. спор удаётся дуракам потому что заканчивается признанием ума обоих. спор удаётся умным потому что заканчивается другим спором. когда спорят умный с дураком спор тоже удаётся, потому что даже умный нечасто спорит с умным. не то что дурак. человек счастлив из-за сомнения.


опыт шестой. физкультура. эх, […],[…] в […]. неудачный опыт. человек бывает несчастлив.


опыт седьмой. литература. читать бывает как приятно, так и неприятно. всё зависит от читателя. от писателя зависит только то, будет читатель читать или не будет. наделив субъект правами читателя можно выяснить, что писатели повторяются. как минимум в словах. человек счастлив из-за писателя.


опыт восьмой. геометрия. каждый город имеет скученность и смрад. и то, и другое распределяется по прямым линиям города. улицы, проспекты, авеню и переулки – это акведуки массы и запаха. было выяснено, что если кружить по городу, то можно избежать хитрых линий. главное убедиться, что круг хотя бы овальный. а то можно и влипнуть. человек счастлив из-за ошибок.


опыт девятый. физика. свет есть цвет. когда бы всё было чёрным – значит, света нету. получается что если долго светить на африканца, он станет каким-нибудь розово-жёлтым. враки. было выяснено, что на африканца особо не посветишь. дерутся, сволочи. человек счастлив из-за воображения.


опыт десятый. история. если с кем-нибудь приключится история, и он скажет «какая со мной история приключилась!», вполне может быть что он и не врёт. нужны всегда свидетели. история без свидетелей – это не история, а уже происшествие. хотя в общем-то и происшествие не происходит без свидетелей. потому что участники ведь вруны. что хотят то и рассказывают. вот потом сиди и гадай – история это или происшествие. человек счастлив из-за перемен.


опыт одиннадцатый. ИЗО. сложно доказать зрителю, что нарисованный осёл имеет права животных. это всё от нехватки витаминов и фантазии у современного зрителя. ну и стрессы конечно. очень важна среда обитания, если задуматься. было выяснено, что все любят красоту. но если посмотреть на живого осла, правдоподобность нарисованного почему-то улетучивается и кажется, что осёл вовсе не искусство. человек счастлив из-за ослов.


опыт двенадцатый. чаепитие. вкусный чай имеет собственный характер. нельзя пить вкусный чай и смотреть невкусный фильм. или вести невкусный разговор. а то чай вас не поймёт и прольёт своё возмущение. это ещё хорошо, если чай холодный. но вкусный чай это горячий чай. надо всегда знать меру. человек счастлив из-за риска.


прошло время опытов. эксперимент подходит к двери моей квартиры. очень странно понимать, что я проделал такую огромную работу. хотя на самом деле ничего я не проделал, и всё было так как надо с самого начала. тут возникает вопрос о том, что мне видится за этими словами. трудно себе представить, но это неописуемо. какой-то может быть чугунный завод или пляж. это не самое главное. вышло в итоге вовсе другое чем я думал сначала. ведь по-настоящему, без всякого обмана или предубеждений можно оказаться счастливым. это понимание приходит в ходе экспериментов и открытости. счастье очень толстое и в узкую дверь никак не пролезет. вот оно на моём и вашем пороге и глаза у него такие грустные. балуется. а если честно – не верьте мороженщикам. они говорят, что счастье у них в руках.
человек счастлив из-за эксперимента.»

III. Разоблачение во французском стиле.

Наступил момент истины. Чего вы ждёте от меня? Что я буду вставлять французские слова, пародировать произношение или просто перепишу какой-нибудь стих из драмы Корнеля? Ну, это было бы как-то нечестно. Во-первых, потому что это не я писал. Я не буду разоблачать Гошу, ибо он и так настрадался. Если только он сам этого как-нибудь не сделает.
Во-вторых – всё это чистая правда. Хотя я в любой момент могу сказать, что именно я это придумал, и эксперимент провалится. Но это будет не менее чистая ложь – я этого не придумывал. Это всё сделал Гоша, и он может подтвердить, что так и было.
Ладно, не буду вас запутывать и делать вид, что я вообще к этому отношения не имею. Мне вот лично кажется, что Гоша не врёт. Очень было бы нехорошо с его стороны, если бы он мне врал. Потому что я его придумал, хотя бы. Но это вовсе не исключает того, что он может наплести вам. Нет, ну каждый же имеет право на своё мнение? Вот так. Так правильно.

Я знаю, что это всё выдумка. Но Гоша клянётся, что всё это было на самом деле. Вот кому вы, интересно, будете верить? Реальному человеку или наглой выдумке? Хотя и Гоша, как художественная парадигма, тоже человек…