Скитальцы-глава 23. Солдаты

Виталий Бабкин
               


      - Вы сперва моих друзей развяжите. Тут же выйдем.
Солдаты тесаками разрезали веревки на Матвее и Степане и поволокли наружу. Перед ними стоял в походном снаряжении офицер. Позади толпились солдаты и с любопытством смотрели на пленников.
      - Ваше благородие! Это же наши старые знакомые! – удивился солдат. – Вот этот парень нас выручил от сгорания. А меня оттащил от огня. Постой, постой - ты же утонул в болоте!?
      - Меня друзья спасли.
      - А девчонку?
      Матвей хотел ответить, но его опередил Горин.
      - Нету теперь ее с нами.
      - Жалко. Хорошая девка была, царствие ей небесное. А вот этот парень забрал у меня ружье и тесак. Кстати, где все это?
      - Отобрали.
      Офицер еще раз с любопытством осмотрел скитальцев и отдал приказ:
      - Этих отведите в сторону. Бандитов всех связать и в землянку. Вокруг поставить усиленное охранение. Сперва начнем с вас, пленники,- усмехнулся офицер.- Коротко расскажите, что с вами случилось сейчас. Как попали в плен к бандитам? Потом, когда поосвободимся, поговорим подробнее. Кто вы и что вы есть?
      Горин вкратце рассказал о событиях, что произошли с ними в долине у озера. Свободные от дел солдаты с интересом прислушивались к рассказу. Офицер, немного подумав, уточнил:
      - Давайте о некоторых делах подробнее. Значит, Жуды нет в живых. И кто же из вас приложил к этому руку?
      - Да вот он, - указал Горин на Матвея.
      - Надо же? - удивился офицер.- Выходит, он уже дважды оказал нам большую услугу – спас от пожара и ликвидировал крупного бандита. Он многие годы умело скрывался, руководя неуловимой бандой мародеров. Если бы вот он не ликвидировал Жуду, взять бы его удалось не просто. У нас были бы большие потери. Значит, как его имя?
      - Матвей.
      - Значит, Матвей. Он достоин большой награды. Когда вернемся, сделаем представление по всей форме.
      Офицер еще долго задавал уточняющие вопросы, необходимые команде для завершения операции. Потом приказал доставить из землянки Вызлиня.
      - Терять время не будем. Ответь кратко. Первое – где хранится казна и все награбленное?
      - А это вы у них спросите. Все хранилось у Жуды в лабазе, под охраной его чертового медальона. Стоило бы кому туда сунуться, кроме Жуды, тут ему и конец. Один пепел останется.
      Офицер с удивлением и вопросом обратил взгляд на Горыныча.
      - Мы и понятия не имели про какую-то казну. Спалили все Жудино гнездо и ходу в плавни. Правда, было необычное. Когда догорал лабаз, произошел сильный взрыв.
      - Это напрочь похерился медальон и расплавилась вся наша казна.
Офицер уточнил еще несколько вопросов, приказал Вызленя вернуть в землянку и обратился к своим:
      - На уничтожение гнездовья отправятся на двух лодках пятеро, под командой капрала. В качестве проводника возьмете с собой героя Матвея. Он там лучше всех знает обстановку. Горыныч попытался было возразить, но офицер не стал его слушать и продолжил: - Он пойдет как проводник и в то же время как заложник, чтобы вы – двое, вели себя тихо. Все ясно? Отдыхайте. Я займусь допросом остальных бандитов.
      По дороге к дому Вызлиня, еще в лодке, Матвей подробно рассказал капралу об устройстве усадьбы. Поэтому, как только команда высадилась на берег, солдаты быстро разбежались и заняли свои места и, по сигналу, стали сходиться к дому, по дороге осматривая все закоулки. Но Марфы нигде не обнаружили.
      - Значит, она там, на ристалище, – рассудил Матвей.- Только она – ведьма, господин капрал, способна на всякую пакость.
      - Спасибо, учтем.
      Солдаты окружили поляну, маскируясь в кустарнике, на опушке и ожидали сигнала капрала. Их взору открылась почти круглая, небольшая поляна с плетеным строением в центре. Рядом работала женщина, которая старательно укладывала дрова в большую пирамиду.
      - Костер для Жуды готовит. Сжигать его собирается, - прошептал Матвей.- А вон, рядом Козька пасется. Привязала к колу, чтобы не удрал.
      Солдаты бесшумно окружили Марфу, и капрал резко скомандовал:
      - Стоять! Ни с места!
      Она медленно разогнулась, осмотрелась, внимательно вглядываясь в лица солдат. Но они, предупрежденные капралом, отводили взгляд от ее черных, жгучих глаз. Узнав Матвея, спокойным голосом сказала:
      - За мной пришел, покойничек? Ну, как там, на том свете? Ладно, не отвечай, сама увижу. Я уже готова!- Она взяла, висевшую на груди ладанку, открыла и бросила ее содержимое в рот. Спустя несколько мгновений ноги ее подвернулись и она упала на землю.
      - Ну вот, операция прошла бескровно, - заметил капрал. Подошел ближе, нагнулся, осмотрел и объявил: - Все! Готова. Пошли за ограду, посмотрим, что там.
      А там, на помосте, лежал Жуда, аккуратно прибранный, обложенный полевыми цветами и еловыми лапками. В ногах его, на подставке, накрытой бархатной накидкой, лежал человеческий череп и перед ним две скрещенные берцовые кости.
      - Фу! Мерзость какая! – выругался капрал. – Подумав немного, обернулся к Матвею:
      - Что, герой, делать будем? Сжигать? Много чести будет. Эдак мы исполним их дьявольский ритуал.
      - Тут рядом есть болото, с трясиной у самого берега. Может, туда?
      - Дельное предложение, герой, так и сделаем.
      Солдаты срубили на опушке молодые березки, сделали из них волокуши, положили на них трупы, уволокли к болоту и сбросили в трясину.
Вернувшись на поляну, солдаты обложили заготовленными Марфой дровами ристалище и подожгли. Матвей в это время сидел на корточках возле Козьки и чесал его за ушами. Тот, блаженно прикрыв глаза, наслаждался лаской. Подошел капрал:
      - Ну, что с козлом будем делать? Может его в огонь, или тоже в болото?
      - Ну, зачем! Он же ни кому ничего плохого не сделал. Наоборот помог мне разделаться с Жудой.
      - Выходит, он тоже герой. Ну, тогда с ним положено обойтись иначе. Окажем ему честь достойную обычного домашнего козла – пустим на шашлык.
      Вернувшись к усадьбе, солдаты подожгли все строения и расположились на берегу, возле причала. Нажарив из Козьки шашлыка, с аппетитом его уплетали. Запивали квасом из погреба. Матвей мясо есть наотрез отказался.
      Выполнив приказ, солдаты отбыли на остров в протоке, где их ждала остальная воинская команда.
      По прибытии группы, исполнившей приказ по ликвидации бандитского гнезда, уже поздним вечером, все собрались у костра, расположившись кому как удобно. Тут же, на равных правах, были и скитальцы. Офицер оглядел всех собравшихся и сказал:
      - Первую часть приказа мы с честью исполнили без потерь. Посильную помощь в этом оказали гражданские лица, за что от имени всех нас благодарю их. Обещаю, что по возвращении губернатору будет доложено об их благородном поступке. Теперь нам предстоит исполнить вторую часть приказа: без потерь, в целости и сохранности доставить преступников в губернский город и передать судебным властям. Порядок исполнения следующий: переправа с острова на берег лодками, группами, поочередно. Затем лодки уничтожить. Возвращаемся лесом, теми же тропами, по которым выслеживали бандитов. Порядок движения – обычный, с учетом охраны арестованных. Теперь о еде. Собрать все продовольствие, имеющееся в наличии, в том числе запасы бандитов. Но этого недостаточно. Для их пополнения использовать сеть Вызлиня и организовать отлов рыбы. Для этого отводятся одни сутки. Выступаем послезавтра на рассвете. Продукты экономить. Пополнять их придется охотой в пути. Сейчас – отбой. Капралу – усилить посты.
      Офицер подошел к скитальцам и обратился к Андрею Силычу:
      - Сейчас и вы отдыхайте. День был трудный для всех. Потом поговорим о ваших планах, откуда вы взялись, - и, улыбнувшись, добавил, – узнаем, кто вы такие? Из каких волостей. Уж очень вы какие-то непонятные и речь ваша значительно отличается от нашей. И еще кое-что. Ладно. Завтра поговорим. А теперь - спокойной ночи.
      Скитальцы отошли в сторону от солдат, разместились на открытом месте, из расчета, чтобы к ним никто незаметно не подошел и чтобы не услышал, о чем они ведут речь. Матвей нетерпеливо начал:
      - Драпать надо!
      - Ясно, что надо. А как? Давайте обсудим.
Они долго шептались, в чем-то убеждая друг друга, спорили. Потом пришли к общему решению. Горин поднялся, отыскал капрала и предложил:
      - Господин капрал, мы тут посовещались и решили помочь в общем деле. Когда всем трудно, нехорошо быть нахлебниками. Мы все трое опытные рыбаки, ловко справляемся с сетями. Усталости у нас нет, успели хорошо отдохнуть. Все равно сон не берет. Решили предложить свои услуги. Чуть вернемся в плавни, не далеко, там рыба ходит густо, косяками. Думаю, к полуночи мы сделаем хороший запас еды, и отоспаться еще успеем.
      - Предложение ваше интересное. Но единолично решение принять не имею права. Это дело командира. Сейчас схожу и согласую с ним.
      Скитальцы сели у костра ждать решения командира. Вскоре вернулся капрал, развел руками и с неудовольствием ответил:
      - Уснул командир. Утомился, переволновался. Жалко было будить. Ну ладно, возьму ответственность на себя. Действуйте. Только далеко не уходить.
      - Нет необходимости ловить вдали. Тут поблизости будем. Рыбу будем загонять ботом, для ускорения. Звуки будут громкие у вас на слуху. Так, что будет все в порядке.
      Скитальцы подготовили жудину лодку, на которой прибыли сюда. Из шитика Вызлиня взяли новую сеть, которую он только что закончил вязать и отправились в плавни. На глаз выбирая подходящие омуты, несколько раз забрасывали сеть.
Степан работал ботом старательно, так, чтобы его звуки долетали до капрала. Улов оказался и, правда, обильным. В основном это были лещи и крупные караси. Скитальцы два раза возвращались в лагерь и сдавали улов капралу. После этого Горин сказал ему:
      - Пожалуй, на сегодня хватит. Мы сейчас поставим сеть на самолов. За островом. Там омут есть приличный. Может, крупные сомы попадутся.
      - Вообще-то рыбы уже хватит. Но, сомы отряду будут не лишними. Вон какую ораву надо будет кормить. Ладно, ставьте сеть и ложитесь отдыхать. Я тоже прилягу.