Для тех, кто размышляет 8... Татиана Светлая

Школа Света
Татиана Светлая

Концепция души и духа в Библии и Коране

           Далее рассмотрим и проанализируем библейские и коранические взгляды на природу души. В Талмуде (многотомном своде правовых и религиозно-этических положений иудаизма) душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало - склонное ко злу (иецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима [Талмуд (Хагига 12б; Нида 31а; Шаббат 105б)].

           В Библии содержится три слова со значением «душа»:  нешама, руах и нефеш. Нешама и руах означают также «дыхание», а нефеш - «живое существо в целом» и даже «тело». У арабов, как и у евреев, есть представление о душе - нафс и душе – Рух, а так же о теле – джисм. Нафс - это низменная, животная душа, которая отойдёт в землю вместе с телом. Нафс содержится в теле, и сожжение тела означает её полное уничтожение. А Рух («ветер», «дух») связан с миром горним, нетленным и должен пребывать у Бога.
Согласно еврейской энциклопедии, «в момент смерти человека душа распадается на три составляющие её части - нешама, руах и нефеш. Когда умирает праведник, его «нешама» (римский anima или spiritus, египетский «ху» - «мир интеллекта») получает «поцелуй любви» от Беспредельного и ныряет в «источник Божественного Света». «Руах» праведника (римский manes, египетский «ба» - «вместилище нравственных свойств») отправляется наслаждаться в Эдемский сад. «Нефеш» (римский umbra, египетский «ка» - «витальное начало») остаётся в могиле и витает над телом некоторое время, пока оно не распадётся, после чего «нефеш» обретёт окончательный мир и покой где-нибудь в «спальном уголке» вселенной» [Краткая электронная еврейская энциклопедия /  Электронный ресурс: http://www.eleven.co.il/].
 
            Таким образом, еврейское обозначение души «Нефеш» сопоставимо с арабским обозначением души «Нафс», которая умирает в момент смерти тела «джисм», а библейские «нешама» и «руах», подобно кораническому «рух», вечны, нетленны и в момент смерти тела пребывают у Бога. Удивляет и восхищает сходство написания и произношения слов, что дает основание в очередной раз задуматься о Едином Божественном Источнике.
В Коране четко сказано, что знать о природе души нам дано очень мало: «Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало»» (Сура 17:85). Так переведен этот аят Э.Р.Кулиевым. В переводе Д.Н. Богуславского он звучит иначе: «Тебя спросят на счет духа. Отвечай: дух создан по повелению Господа моего; но немногим из вас дано знание». Мы видим значительное расхождение.

          Для разъяснения обратимся к переводу того же аята И.Ю.Крачковским: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного». Сравнительный анализ различных переводов аята дает более полную картину. В переводе Э.Кулиева слово «душа» рассматривается в качестве «рух» - вечной, нетленной частицы, которое Д.Богуславским и И.Крачковским переведено не как «душа», а как «дух». Кроме того, у Э.Кулиева и И.Крачковского  мы читаем, что знать нам об этом дано очень мало, а у Богуславского сказано, что эти знания даны лишь немногим. Как мы видим, еще так много тайн хранят в себе Священные Писания, раскрыть которые может помочь не только совершенное знание языков, на которых они ниспосылались, но чистое сердце, устремленность и милость Божия: «… По воле Своей Он объясняет Свои знамения (стихи Корана), чтобы люди о них размышляли (Сура 2:221); «… но толкования этого никто не знает, кроме Бога... Только рассудительные люди размышляют об этом» (Сура 3:7); «… Мы подробно излагаем учение Наше для тех, которые понимают» (Сура 9:11).

         Давайте попытаемся поразмыслить и определить, в чем заключается концепция Духа в религиях единобожия. На первый взгляд, она кажется несколько туманной, потому будем исходить из цитат Священных Писаний. Прежде всего отметим, что говоря Дух мы, в первую очередь, подразумеваем дыхание, т.е. слово Дух для нас ассоциируется с дыханием или с воздухом. Дыхание предназначено для того, чтобы поддерживать нашу жизнь, однако, оно не зависит от нашей воли и невидимо. Следует заметить, что во всех индо-европейских языках (включая русский) семантика слова «Дух» восходит к праиндоевропейскому корню - dheu (дуть). Отсюда же происходит греческое «deos» (Бог), санскритское dhjana (медитация) и т.д. Аналогичное соответствие встречается и в семитских языках: еврейское «ruah», арабское «нафас», персидское «дам» - все эти обозначения Духа переводятся как «дуновение», «дыхание». Это объясняется прежде всего тем, что человек достигший соединения с Духом, ощущает его как прохладное дуновение.
Дух, являясь чем-то очень тонким, указывает на внутреннее содержание нашего сознания, на совесть и намерение. Оно ответственно за наше желание поиска, вдохновения, нашу мудрость. Дух - это подарок Всевышнего: «… потому что милость Его к тебе велика» (Коран 17.87). Исходя из того, что нам дано знать о духе немного и не каждому, следует, что Дух - это нечто весьма фундаментальное, что нельзя объяснить в рамках какой-нибудь терминологии. Дух есть величайшая сила во Вселенной, которая несет в себе Информацию, недоступную обычному человеческому восприятию.

          Как в Евангелие, так и в Коране Дух Святой рассматривается как Дух Господень, что указывает на существование Единого Бога. Приведем лишь некоторые примеры, указывающие на это: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине…» (Иоанн 4:24); «… дух плоти и костей не имеет…» (Лука 24:39);  «Рождено от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» (Иоанн 3:6;8;11); «Посему говорю вам: всякий гнев и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32). «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего» (Сура 17:87); «Скажи: «Ниспослал его Дух Святой от твоего Господа в истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь и радостную весть для мусульман» (Сура 16:104); «Возвышен ступенями обладатель трона; низводит Он Дух от Своего повеления тому, кому пожелает из рабов, чтобы тот увещевал о дне встречи» (Сура 40:15). Из приведенного аята следует, что дух может подниматься в Небеса и может низвергнуться на землю относительно времени: «… по которым (небесным ступеням) ангелы и дух поднимутся в тот день, долгота которого будет пятьдесят тысяч лет» (Сура 70:4); «В ту ночь ангелы и дух нисходят с дозволения Господа их и исполняют все повеления» (Сура 97:4).
Вся вселенная может быть уничтожена, но Дух не уничтожается: «… Все погибнет кроме лика Его. Ему принадлежит власть, и к Нему вы возвратитесь» (Сура 28.88); «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн 4:24).

          Итак, все начинается с Духа и заканчивается Им. В сотворенного человека был вдохнут дух Божий: «Когда же Я его сотворю (человека) и вдохну в него дух Мой, падите перед ним ниц и преклонитесь»; (Сура 15:29); «Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны» (Сура 32:9). Остановимся подробнее на последнем упомянутом здесь понятии.

Продолжение следует …

Седанкина Т.Е. Для тех, кто размышляет / Т.Е.Седанкина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2010. — 216 с. ISBN- 978-5-9222-0322-7  [С.172-175].

Татиана Светлая  http://www.stihi.ru/2010/04/25/1813