Георгий Волков 2. Куделя! В воздух! Рассказ

Георгий Волков 2
         Все  знают  о  том,что  1го  мая  2010г  исполняется  50лет  с  тех  пор,как  американский  самолёт-шпион  U-2  вторгся  в  наше  воздушное  пространство  и  был  сбит  под  Свердловском.Но,почти  никто  не  знает,что  9 апреля2010г  тоже  исполнилось  50  лет  другому  полёту  U-2 над  нашей  страной  и  что  полёт  этот  прошёл  для  американцев  успешно .

          Я познакомился  с  Василием  Куделя  на  КП ПВО  ТУРКВО.  Я  был  оперативным  дежурным,а  он  дежурил  от  истребительной  авиации.Оперативно  полковник  Куделя  подчинялся  мне.Я  принимал  решение  подъем  дежурных  истребителей,а  он  контролировал  его  выполнение  и  отдавал  необходимые  команды. Это  был  невысокий  крепыш с  удивительно  добродушным  лицом  и  приветливой  улыбкой.От  его  фигуры  веяло спокойной,уверенной силой.По  возросту  он  был  года  на  три  старше  меня.Василий  любил  выпить.Иногда  он  заступал  на  дежурство  с  мешками  под  глазами,от  него  пахло  перегаром. Он  виновато  сидел  на  своём  месте ,низко  опустив  голову. В  такие  дни  я  отправлял  его  в  свою  комнату,там  стоял  топчан.Вася  лежал  на   нём,постепенно  приходя  в  нормальное  состояние.Однажды ,мы  сидели и  разговаривали,воздушная  обстановка  была  спокойной.Я  рассказал,как  происходило  нарушение  нашей  воздушной  границы  9 апреля 1960 года.  В  это  время  я  служил  на  КП  полка  в  городе  Керки  в  Туркмении. Я  личн  видел  высоко  в  небе  серебристый  самолёт,уходящий  в  сторону  Афганистана."Вон  он! Вон  он!-кричали  офицеры  КП,выбижавшие  во  двор.-"Зто  был  не U-2"-сказал  Куделя"  Зто  был  я  на  СУ-9, а U-2  выкрашен  почти  в  черный  свет."Расскажи,Вася  как  всё  было,  а  то  до  сих  пор  ходят  разные  слухи"-попросил  я.  И  Вася   рассказал.
        В 1959г  я  служил  командиром  звена  в  звании  капитана  в  ИАП  в  г.Карши.Полк  переучивался  на новую  технику.Осваивали  истребитель  СУ-(,он  же  Т-3.Межде  собой  мы  называли  его  "Труба".Скорость  у  него  была  1800  км.час,а  на форсажном  режиме  более 2000 км.час.Потолок  самолёт  набирал  более 20000км.,но  на  такой  высоте  он  мог  продержаться  не  более  5-7  минут,что  вполне  достаточно  для  того,чтобы  провести  атаку  и  сбить высотную  цель.К  апрелю  1960г  полёты  на  СУ-9  освоили  только  несколько  пмлотов.Но  полной  уверенности,что  машина  в  нужный  момент  не  подведёт  не  было.Все  помнили,как  в  январе  у  зам.  командира  полка  в  полёте  отказал  двигатель,  он  катапультировался.Удивительно,самолёт  не  разбился,а  каким-то  чудом  спланировал,сел  и  зарылся  в песок  пустыни  Кара_Кум.Его  потом  долго  искали.9апреля  я  и  четыре  лётчика  полк  освоевших  полёты  на  СУ-9  находились  на  аэродроме  Небит-Даг,где  лётчик  -испытатель  завода  проводил  показательные  полёты  на  этом  типе  самолётов.Там  мы  и  узнали,что  в  нвше  воздушное  пространство  вторгся  самолёт-шпион.Локаторы  вели  его  устойчиво,все  его  видели,но  сделать  ничего  не  могли.Зенитных  ракетных  частей  тогда в  наших  краях  ещё  не  было,а  зенитная  артиллерия  до  таких  высот,на  которых  он  летел,достать  не  могла.Нас  срочно  погрузили  в  транспортныйй  АН-12  и  мы  полетели  домой.А  самолёт-шпион  в  это  время  летал  над  нашим  космическим  полигоном Тбра_Там(Байканур),оставленным  без  прикрытия  средствами  ПВО,фотографировал  построенные  и  строящиеся  стартовые  площадки.Когда  мы  подлетали  к  Карши,он  уже  возврвщался  обратно,Он  летел  прямо  на  Мары-наглый,безнаказанный,недосягаемый."Куделя!В  воздух!Перехвати  его"-приказал  командир  полка.Я  взлетел,  За  Марами  включил  форсаж  и  начал  набор  вясоты.17000,18000,19000,20000 самолёт  начал  слегка  трясти.В  радиолокационный  прицел  четко  наблюдалалась  цель.Осталось  нажать  кнопку  пкска  и  ракета  разнесла  бы  его  на  куски.Но  ракет  у  меня  не  было.  Мы  летали  без  ракет.Наконец,я  увидел  его  визуально.Вот  он  большой,черный,ясно  видимый  на  фоне  голубого  неба."01  визуально  вижу  цель"-доложил  я  на  КП  полка." 012! Тарань  его"-раздался  в  наушниках  голос  командира.От  злости  у  меня  потемнело  в  глазах"Нахалы.Вы  будете  вешать на  кителя  ордена,а  я  гнить  в  сырой  земле,если  от  меня  что-нибудь  останится.Подавив  злость,я  спокойно  проговорил  в  микрофон6"01,таран  инструкцией  не  предусмотрен!"  -"012,снижайтесь.Разворачивайтесь  домой.Вы  уже  на  70  километров  углубились  на  территорию  Афганистана.  И  без  команды  с  земли  самолёт  сам  начал  терять  высоту.Я  с  трудом  выправил  его,сделал  разворот  и  с  ужасом  увидел,что  стрелка  прибора  расхода  топлива  подошла  к  нулю.Форсажный  режим  съел  всё  моё  горючее."Всё.долетался"-пронзила  мысль  -"012,Вам  посадка  на  аэродроме  Мары-2.Как с  горючим?"- "Горючие  кончилось"--"012,постарайся  посадить  самолёт.Если  нчнёт  падать-катапультируйся,поступил  приказ.Земля  приближалась  стремительно.Я  тянул  ручку  на  себя,стараясь  не  допустить  срыва  самолета  в  штопор.5000,4000,3000,2000метров.Наконец , показались дома,сады,огороды.Вот  она  посадочная полоса.Удивительно,но  машина  слушалась  меня.При  посадке  самолёт  сильно  ударился,подскочил,покатился  и  остановился  на  самом  краю  полосы.Не  верелось,что  поло  мной  не  небо,а твёрдая  земля.Пот  заливал  мне  лицо.Всё  тело  дрожало  внутренней  дрожью,слабость  охватила  меня.К  самолёту  бежали  люди.Они  вытащили  меня  из кабины,сняли  шапку  и  высотное  снаряжение."Молодец,КУДЕЛЯ!Живой  и  самолёт  спас.Садись  в  машину,поедем  в  гостиницу"-обнял  меня  командир  марыйского  полка.Двое  суток  я  приходил  в  себя."Скажи,Андрей"-спросил  я  командира  эскадрилии,который  пришёл  в  гостиницу  навестить  меня--"Если  бы  тебе  приказали  таранить  самолёт-шпион,ты  выполнил  бы  приказ?"--"Нет.Это  преступный  приказ.Сейчс  не  война.Пусть  дипломаты  разбираются,почему  они  летают  к  нам.А  вот  то,что  тебе  ракет  не  подвесили  за  это  кто-то  должен  ответить.Между  прочим , за  несколько  лет  до  твоего  случая,на  Кавказе  один  пилот  таранил  турецкий  самолёт,который  нарушил  нашу  границу.Притом  неизвестно,то  ли  случайно,то  ли  преднамеренно.Ну  и  что?Турок  то  умудрился  сесть,а  наш  погиб.Действовал  пилот  не  по  приказу,решение  принимал  самостоятельно.Кому  это  было  надо?О  его  подвиге  все  забыли  давно.Потом  я  перелетел  на  свой  аэродром.У  самолёта  меня  встречал  командир  полка." Вася!Ты  извини  меня,я  тогда  погорячился.Все  на  ушах  стояли"-проговорил  он,виновато  улыбнувшись.Повернулся  и  пошёл  к  своей  машине.Ему  было  стядно.
       Последний  раз  я  видел  Куделю  в  августе 1985 года.Он  зашел  на  КП  попрощаться." В  отпуск  еду,дали  путевку  в  санаторий  Судак.Полечу  чеаез  Москву.Зайду  к  сослуживцам  повидаться.В  Москве  Вася  зашёл  к  сослуживцам,они  хорошо  отметтили  встречу.Василию  выделили  отдельную  комнату  и  он  пошёл  спать.Утром  хозин  обнаружил  его  мертвым.Он  лежал,широко  раскинув  руки,с  открытыми  глазами  и  на  лице  его  застыла  счастливая  улыбка.Так  ушёл  из  жизни  не  списанный  с  лётной  работы  отличный  летчик-истребитель Вася  Куделя.Он  навсегда  остался  лётчиком