Все знают о том,что 1го мая 2010г исполняется 50лет с тех пор,как американский самолёт-шпион U-2 вторгся в наше воздушное пространство и был сбит под Свердловском.Но,почти никто не знает,что 9 апреля2010г тоже исполнилось 50 лет другому полёту U-2 над нашей страной и что полёт этот прошёл для американцев успешно .
Я познакомился с Василием Куделя на КП ПВО ТУРКВО. Я был оперативным дежурным,а он дежурил от истребительной авиации.Оперативно полковник Куделя подчинялся мне.Я принимал решение подъем дежурных истребителей,а он контролировал его выполнение и отдавал необходимые команды. Это был невысокий крепыш с удивительно добродушным лицом и приветливой улыбкой.От его фигуры веяло спокойной,уверенной силой.По возросту он был года на три старше меня.Василий любил выпить.Иногда он заступал на дежурство с мешками под глазами,от него пахло перегаром. Он виновато сидел на своём месте ,низко опустив голову. В такие дни я отправлял его в свою комнату,там стоял топчан.Вася лежал на нём,постепенно приходя в нормальное состояние.Однажды ,мы сидели и разговаривали,воздушная обстановка была спокойной.Я рассказал,как происходило нарушение нашей воздушной границы 9 апреля 1960 года. В это время я служил на КП полка в городе Керки в Туркмении. Я личн видел высоко в небе серебристый самолёт,уходящий в сторону Афганистана."Вон он! Вон он!-кричали офицеры КП,выбижавшие во двор.-"Зто был не U-2"-сказал Куделя" Зто был я на СУ-9, а U-2 выкрашен почти в черный свет."Расскажи,Вася как всё было, а то до сих пор ходят разные слухи"-попросил я. И Вася рассказал.
В 1959г я служил командиром звена в звании капитана в ИАП в г.Карши.Полк переучивался на новую технику.Осваивали истребитель СУ-(,он же Т-3.Межде собой мы называли его "Труба".Скорость у него была 1800 км.час,а на форсажном режиме более 2000 км.час.Потолок самолёт набирал более 20000км.,но на такой высоте он мог продержаться не более 5-7 минут,что вполне достаточно для того,чтобы провести атаку и сбить высотную цель.К апрелю 1960г полёты на СУ-9 освоили только несколько пмлотов.Но полной уверенности,что машина в нужный момент не подведёт не было.Все помнили,как в январе у зам. командира полка в полёте отказал двигатель, он катапультировался.Удивительно,самолёт не разбился,а каким-то чудом спланировал,сел и зарылся в песок пустыни Кара_Кум.Его потом долго искали.9апреля я и четыре лётчика полк освоевших полёты на СУ-9 находились на аэродроме Небит-Даг,где лётчик -испытатель завода проводил показательные полёты на этом типе самолётов.Там мы и узнали,что в нвше воздушное пространство вторгся самолёт-шпион.Локаторы вели его устойчиво,все его видели,но сделать ничего не могли.Зенитных ракетных частей тогда в наших краях ещё не было,а зенитная артиллерия до таких высот,на которых он летел,достать не могла.Нас срочно погрузили в транспортныйй АН-12 и мы полетели домой.А самолёт-шпион в это время летал над нашим космическим полигоном Тбра_Там(Байканур),оставленным без прикрытия средствами ПВО,фотографировал построенные и строящиеся стартовые площадки.Когда мы подлетали к Карши,он уже возврвщался обратно,Он летел прямо на Мары-наглый,безнаказанный,недосягаемый."Куделя!В воздух!Перехвати его"-приказал командир полка.Я взлетел, За Марами включил форсаж и начал набор вясоты.17000,18000,19000,20000 самолёт начал слегка трясти.В радиолокационный прицел четко наблюдалалась цель.Осталось нажать кнопку пкска и ракета разнесла бы его на куски.Но ракет у меня не было. Мы летали без ракет.Наконец,я увидел его визуально.Вот он большой,черный,ясно видимый на фоне голубого неба."01 визуально вижу цель"-доложил я на КП полка." 012! Тарань его"-раздался в наушниках голос командира.От злости у меня потемнело в глазах"Нахалы.Вы будете вешать на кителя ордена,а я гнить в сырой земле,если от меня что-нибудь останится.Подавив злость,я спокойно проговорил в микрофон6"01,таран инструкцией не предусмотрен!" -"012,снижайтесь.Разворачивайтесь домой.Вы уже на 70 километров углубились на территорию Афганистана. И без команды с земли самолёт сам начал терять высоту.Я с трудом выправил его,сделал разворот и с ужасом увидел,что стрелка прибора расхода топлива подошла к нулю.Форсажный режим съел всё моё горючее."Всё.долетался"-пронзила мысль -"012,Вам посадка на аэродроме Мары-2.Как с горючим?"- "Горючие кончилось"--"012,постарайся посадить самолёт.Если нчнёт падать-катапультируйся,поступил приказ.Земля приближалась стремительно.Я тянул ручку на себя,стараясь не допустить срыва самолета в штопор.5000,4000,3000,2000метров.Наконец , показались дома,сады,огороды.Вот она посадочная полоса.Удивительно,но машина слушалась меня.При посадке самолёт сильно ударился,подскочил,покатился и остановился на самом краю полосы.Не верелось,что поло мной не небо,а твёрдая земля.Пот заливал мне лицо.Всё тело дрожало внутренней дрожью,слабость охватила меня.К самолёту бежали люди.Они вытащили меня из кабины,сняли шапку и высотное снаряжение."Молодец,КУДЕЛЯ!Живой и самолёт спас.Садись в машину,поедем в гостиницу"-обнял меня командир марыйского полка.Двое суток я приходил в себя."Скажи,Андрей"-спросил я командира эскадрилии,который пришёл в гостиницу навестить меня--"Если бы тебе приказали таранить самолёт-шпион,ты выполнил бы приказ?"--"Нет.Это преступный приказ.Сейчс не война.Пусть дипломаты разбираются,почему они летают к нам.А вот то,что тебе ракет не подвесили за это кто-то должен ответить.Между прочим , за несколько лет до твоего случая,на Кавказе один пилот таранил турецкий самолёт,который нарушил нашу границу.Притом неизвестно,то ли случайно,то ли преднамеренно.Ну и что?Турок то умудрился сесть,а наш погиб.Действовал пилот не по приказу,решение принимал самостоятельно.Кому это было надо?О его подвиге все забыли давно.Потом я перелетел на свой аэродром.У самолёта меня встречал командир полка." Вася!Ты извини меня,я тогда погорячился.Все на ушах стояли"-проговорил он,виновато улыбнувшись.Повернулся и пошёл к своей машине.Ему было стядно.
Последний раз я видел Куделю в августе 1985 года.Он зашел на КП попрощаться." В отпуск еду,дали путевку в санаторий Судак.Полечу чеаез Москву.Зайду к сослуживцам повидаться.В Москве Вася зашёл к сослуживцам,они хорошо отметтили встречу.Василию выделили отдельную комнату и он пошёл спать.Утром хозин обнаружил его мертвым.Он лежал,широко раскинув руки,с открытыми глазами и на лице его застыла счастливая улыбка.Так ушёл из жизни не списанный с лётной работы отличный летчик-истребитель Вася Куделя.Он навсегда остался лётчиком