Сура 2. Строители

Николай Чеботарёв
               

1.Юнус, сын Али, водитель автобуса – слышишь ли ты Меня?

2.Слышишь ли Мои слова сквозь сон повседневности, сквозь ссоры женщин и плач детей, подравшихся из-за блестящего предмета?

3.Многие вещи занимают твоё сердце; много музыки в салоне твоей машины – и это жизнь.

4.Посмотри, как низко опустились облака: это земля поднимает тебя к небу – может быть, она из тех, кто обладает силой?

5.Женщины ссорятся: жёлтая корова одной не даёт покоя другой – и это жизнь.

6.Визгливая перебранка их обрушивает снег тишины. О, Юнус, не езди сегодня по горной дороге – лавина сметёт тебя в пропасть!

7.Строители пришли к тебе и предлагают построить дом,

8.с условием, что ты отдашь им свою жёлтую корову. Дёшево же они просят! И что, в конце концов, понимают в строительстве женщины!..

9.И это – жизнь! Она ежедневна и ежечасна; она ежегодна – но на этом обрывается повторяемость. О не верящий в Бога – ты не считаешь дальше годового бюджета!

10.И даже те, что создают – сознают лишь Человека. Может быть, они уверуют, создавая Бога?

11. Юнус, сын Али, – слышишь ли ты Меня? Строители уже заложили фундамент дома – и соседи сбегаются посмотреть на будущее жилище. . Их возгласы наполняют твоё сердце ветром неосторожности. Не стоит сегодня включать музыку в салоне – её слишком много для одного дня.

12. «Не проси!» – говорил Я Себе – и мне незачем стало славословить. Молчаливым сделался я для людей; «он умер» – сказали они, видя моё неусердие в молитве.

13. Но жёлтая корова  Моей души паслась на горах молчания, не тревожимая оводом  ежедневности.

14. А не верящие в Бога выпасали свой скот на пышных лугах долин; оводы ежедневности терзали его и не давали покоя.

15. «Отчего ты не возносишь молитв? – спросили меня стоящие в храме – разве у тебя нет нужды? разве тебя не волнует твоя бедность?

16. «Аллах милостив!» – уверяют одни.  «Бог милостив!» – доносится из раскрытых окон инаковерующих…

17. и пять; и три – и во всякое время дня и ночи поднимается над землёй дым всесожжений и славословий. Но ветер прибивает его к земле – может быть, он из тех, кто имеет знание о Боге?

18. О, не верящий в Бога! Ты направляешь моё молчание и своё неверие на одну дорогу; но мы ходим разными путями.

19. Но, в отличие от «истинно верующих», исполненных отвержения  всякого иномыслия, я приветствую твоё вопрошающее недоверие,

20. Ибо путь к Богу начинается с вопроса и заканчивается вопросом. Не может неразмышляющий  познать истину; ведущий его – воистину его бог! Оттого столь многочисленны секты.

21. Чем меньше свободомыслия, тем лживее созданные боги. Фантом, подчиняющий умы, не любит вопросов!

22.Поставь себя на место запрещающего недоверие – странное и нелепое поведение для Бога, создавшего мысль!

23. И три, и пять раз поднимаются к небу облака воскурений и дым всесожжений. О, восхваляющий Бога, не является ли славословие твоим гимном победе над самим собой,

24. тем, который спрашивал и взвешивал полученные ответы на весах независимости от всякой пользы?

25. Зависимость же возвращает тебя к ежедневности и требует посредника в поисках Божественного участия.

26. О, благодарен я в сердце моём Богу, избавившему меня от служения пользе! Скольких надсмотрщиков с бичами надлежащими не впустил я в дом свой – может быть, голод и нужда приучат их к труду!

27. Вот уже пригнали с пастбища скот. Но скуден удой не верящих в Бога: оводы ежедневности сделали бесполезным обилие корма. Не так ли заботяшийся о многих пользах умирает раньше, чем к нему придёт последняя из них!

28. Юнус, сын Али, отец троих детей – строители уже покрывают крышу. Скоро ты получишь обещанное известное и расстанешься с необусловленным неизвестным. Ибо строители твоего дома не от мира сего; руки их слишком искусны для человеческих.

29. Глаза же их проницательны: хорошую цену спросили они за свой труд!

30. Ибо только человек гонится за условным; этим же требуется безусловное.

31. О, благодарен я в сердце моём  Тому, кто указал мне места для выпаса моего скота! Но и скот не верящих в Бога готов терпеть слепней и оводов ежедневности! Мычит и бьёт ногами, но не отнимет рта своего от роскошной травы долин.

32. Не в ней ли нашли дети  блестящий предмет, обладание которым превыше достойного поведения?

33. И не урон ли Богу своему наносят стоящие в храме, возгораясь сердцем на противоречащих им –

34. тех, чей скот мычит взаперти, в то время как коровы радеющих хозяев уже отрыгают жвачку?

35. И пришёл день расплаты. Строители закончили работу; колокольчик жёлтой коровы онемел на гвозде; дети весело кричат в новом доме; в горах ночью выпал снег…

36. Машина наконец-то завелась…надо будет поменять аккумулятор…а ехать придётся через перевал… ну, да «врубим» что-нибудь повеселее – и вперёд!..

37. О, снег тишины! Какими молитвами удержать мне тебя на склонах гор?  Но немощны мои руки, и голос мой не достигает ушей, пленённых музыкой!..

38. Но даже те, что создают – не знают предела, за которым созидание становится равнозначным разрушению. О золотой век, золотой век – ты никогда не наступаешь сегодня! Ибо жажда вожделения нашего безгранична во всякое время,

39. и не верящий в Бога есть бог этой безграничности,

40. называемой счастьем.