Человек и Бог

Лев Ольшанский
С древнейших времён человека изумляют порядок и гармония, царящие в мироздании. Год за годом, столетие за столетием зиму сменяет весна, за которой наступает лето, а потом приходит осень. И каждое утро солнце встаёт на востоке и садится на западе.

 Но, в то же время, в Космосе существует некая отрицательная сила, которая ведёт к распаду и уничтожению материи, обесцениванию энергии.
 По мере возрастания энтропии все структуры Вселенной стремятся перейти от сложной организации материи к состоянию хаоса и единообразия.

В неживой материи хаос захлёстывает порядок и стройную организацию Космома, в живой природе - смерть побеждает жизнь. Мир созидания постоянно подрывается силами разрушения.

Вначале Создатель установил в Космосе гармонию и порядок. Затем появилось вселенское Зло, которое можно рассматривать как результат искажения духовных замыслов Творца, противостояние его воле.  Вся Природа оказалась заражена этим тлением.

«Вся тварь, - говорит Апостол Павел, - совокупно стенает и мучается доныне… потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её» (Рим. 8).
 Эти слова Святого Апостола указывают на зависимость нынешнего состояния природы от космического грехопадения. Да и необратимое Время с его жестокой неумолимостью, вероятно, является недугом мироздания.

Человек был создан Творцом для гармоничной, счастливой жизни. С момента рождения каждому ребёнку присущи такие сложные духовные качества, как стремление к красоте, добру, справедливости, активной созидательной деятельности.

Понятно, что эти качества зародились не на пустом месте, не «сами по себе» (сам по себе, как говорят, и прыщ не вскочит); понятно также, что они не могли появиться в результате конкурентной борьбы, так как несовместимы с теорией и практикой выживания сильнейшего; нет, они изначально были заложены в человека Создателем!

 Интересно и то, что каждый человек изначально убеждён в собственном бессмертии, хотя практика жизни говорит об обратном. Можно ли считать такое убеждение случайной иллюзией? Не является ли оно исторической памятью об утраченном единстве с Богом? Даже и сегодня, спустя многие тысячи лет после грехопадения, смерть представляется нам нелепым, противоестественным явлением.

Первозданный человек представлен в Библии как «хранитель и возделыватель» того, что Бог «насадил»; как существо, поставленное «владычествовать» над остальными тварями. Это означает, что призванием человека была не праздность, но созидание и продолжение дела Божия.

Как посланник Создателя в материальный мир, человек имел великое космическое предназначение. Можно только лишь догадываться, насколько далеко оно простиралось! Возможно, в таком случае была бы создана цивилизация духовного типа, о которой с тоской мечтает всё человечество, и тогда История пошла бы по совершенно иному пути.

Создатель одарил человека не только физическим телом, обладающим чувствами, но и душой, включающей в себя  разум, эмоции и волю. И, самое главное, в отличие от прочих тварей, Бог наградил нас духом. Дух  – это аспект общения человека с невидимым духовным миром, Царством Божиим; это наша способность чувствовать Создателя и общаться с ним.

Пока человек находился в Эдеме, тварь не противилась ему (кстати, в слове «тварь» нет ничего оскорбительного; «тварь» означает Божье творение). Сын одновременно Земли и Неба, он трудился для всего мироздания, над которым был поставлен. Поэтому Творец одарил его силами, превосходящими всю природу, а живое единение с Богом должно было питать эту силу (так, например, постоянное присутствие Создателя сдерживает агрессивные устремления сил разрушения в Космосе и сохраняет Вселенную в состоянии вечной гармонии). Сам факт того, что до грехопадения Первочеловек говорил с Создателем лицом к лицу, означает его полную открытость Божественному.

Бог дал человеку свободу выбора, и тот не замедлил воспользоваться этим правом.
Искушение Евы дьяволом –  возможно, не конкретный исторический факт, а образное, мифологическое отображение постепенного отхода человечества от Бога и окончательный разрыв с Создателем.

 Пользуясь дарованной ему свободой, человек не только изменил своему призванию, но и оказал ему сознательное сопротивление. В свете ветхозаветной терминологии «познание добра и зла» может быть истолковано как стремление к обладанию власти над миром. Но это не та власть, которая была изначально дана Богом, а власть агрессивная, утверждающая своекорыстные цели и навязывающая свои жизненные ценности.

Этот акт отхода человека от Бога привёл к внутренней переориентации человека и внёс разлад во всё его существо. Роковая черта была перейдена: человек осознал, что он свободен, что может действовать вопреки воли Создателя. Человек шагнул в бездну, и тот, кто был создан стать борцом со Злом, стал его рабом. Между человеком и Богом, между Землёй и Небом разверзлась пропасть. Отныне Земля превратилась в вотчину Сатаны.

Осквернённая грехом земля стала рождать «терни и волчцы»; мужчине пришлось в поте лица добывать хлеб насущный, а женщине – в муках рожать детей своих. Отчуждение от Бога привело к разобщению и в человеческом роде, которое началось с убийства Каином Авеля.  Единый прежде род распался на множество мелких племён, враждующих друг с другом и ненавидящих «чужаков». Люди начали жить по волчьим законам и вести между собой бесконечную войну за выживание.

Человек в первобытном обществе был лишён каких-либо личных прав; племя диктовало ему всё: правила, веру, образ жизни… И только колдун или вожак стояли на верху сложившейся иерархической лестницы, постепенно превращаясь в новый объект идолопоклонения. Иными словами, отход от Бога привёл к человеческому разобщению, и вместо Царства справедливости и свободы на Земле установился тоталитарный строй.

Поскольку воля Создателя была нарушена человеком, последний стал бояться и… ненавидеть Его! Свободное общение с Богом сменилось поклонением идолам, добрым и злым духам, мелким богам, обозначающим стихийные силы природы; появились магия, колдовство и такое уродливое, противоестестественное явление, как сатанизм.

Духовное в человеке уступило место материальному; бескорыстное начало заменилось стремлением к наживе, взаимной ненавистью, угнетением человека человеком.

Утратив духовную связь с Создателем, человек стал враждебен и Природе и начал «покорять», переделывать её по своему усмотрению. Вначале появились изделия из камня и дерева, затем человек научился изготавливать орудия труда и оружие из металла. Регресс в духовной сфере сменился «прогрессом» техническим. И чем больше становился разрыв человека с Богом, тем стремительнее нарастал технический «прогресс».

Апофеозом технического развития стали последние столетия. Возникли мощные машины, всевозможные средства сообщения, ЭВМ,  существенно изменилось к лучшему бытие человека. Можно было бы предположить, что эти перемены вознесут человека на невиданную доселе духовную высоту, ибо было устранено бесчисленное количество факторов, вносящих зло в жизнь человека.

Но регресс духа сводит все эти технические достижения на нет.

- Мировые войны, уносящие десятки миллионов жизней;
- солдаты, в упор расстреливающие женщин и детей;
 - лётчики, сбрасывающие на города атомные бомбы и обливающие людей напалмом;
- колючая проволока лагерей, за которой было замучено, умирало от голода и заживо сгнивало несчётное количество ни в чём не повинных людей;
- врачи, проводящие каннибальские опыты над людьми;
- невиданное распространение психических заболеваний, садизма, сексуальной распущенности;
- рост количества преступлений и самоубийств;
- патологическая жажда наживы, постепенно распространяющаяся на всё общество – вот к чему приводит технический «прогресс» без духовного роста!

Во времена Возрождения в Европе возникла вера в гармоничность и совершенство человеческой природы. Наиболее известными просветителями являлись Рабле и Руссо. Они утверждали, что нужно поклоняться не Богу, а Человеку, поскольку он сам по себе прекрасен, да только вот рост городской цивилизации, якобы, исказил его гуманистическую сущность.  И стоит только человеку скинуть с себя бремя условностей и отживших своё пережитков, как жизнь его расцветёт во всём блеске и величии.

Великая Французская революция (во многом – детище Руссо) провозгласила своей религией братство людей и надеялась простым изменением общественного строя дать миру долгожданные счастье и свободу.

На практике же обещанное «братство» обернулась неслыханным террором, массовыми убийствами ни в чём не повинных людей и казнями своих же собратьев-«революционеров». Кончилась же «революция» термидором – приходом к власти тирана Наполона, объявившего войну всей Европе (читай: человечеству).

Социалисты, пришедшие в 19-м веке на смену энциклопедистам, отвергнув пасторально-идиллическую утопию Руссо, усвоили его главную мысль: общественные, экономические и политические – то есть внешние – перемены вполне достаточны для того, чтобы человек обрёл самого себя, победил терзающие его злые силы и построил Царство добра и справедливости.

20-й век развеял эти надежды. Чем дальше шёл материальный прогресс, тем яснее вырисовывалась мрачная картина духовных кризисов и опустошённости.
… А человек! Каким страшным, уродливым и злобным предстал он перед самим собой! Отсюда напрашивается вывод: тайна людского зла коренится отнюдь не только в социальном устройстве общества, а в сущности самого человека!

С каждым десятилетием это становилось всё яснее, ибо никогда прежде люди не имели столь благоприятных условий существования и никогда прежде духовный кризис не достигал такого катастрофического размаха. А ведь если человеческая природа сама по себе не испорчена, то улучшение материальных условий должно высвобождать все её положительные качества и давать ей возможность развиваться.
Между тем ничего подобного не происходило и не происходит; те свойства, которые принято называть «зверем в человеке», никуда не уходят и не сдают своих позиций.

Человек – это звучит гордо! И – страшно… Не мною сказано: нет зверя страшнее человека! Ибо зверь руководствуется только инстинктами, а человек ещё и разумом, который нацелен не всегда только на добро…
 Считается, что красота спасёт мир. Вся предыдущая история показала, что уповать исключительно только на красоту – безнадёжное дело.

Неудивительно, что многие современные мыслители и учёные, даже настроенные враждебно по отношению к религиозному мировоззрению, вынуждены были отказаться от представлений о человеке, как о гармоничном и добром существе. Зигмунд Фрейд вскрыл это с особенной убедительностью. Психоаналитический метод разверз перед современным человечеством кошмарную бездну его искажённой и больной душевной жизни.

Фрейд показал, что человеческий разум еле справляется с мутными волнами подсознательных демонических инстинктов, которые трудно изгнать и которые, даже будучи подавленными разумными усилиями, дремлют в каждом из нас, как споры болезнетворных бацилл.

Человек бежит от себя, как бы страшась своего высшего призвания. Его внутренние конфликты, его «неврозы», как называют психоаналитики грех, не есть просто наследие животных предков. Порвав с Создателем, отказавшись от выполнения своего высшего предназначения, человек стал одержим злом. И даже научно-технический прогресс оказывается здесь бессильным. Напротив, он только усугубляет трагедию.

И всё же грехопадение не смогло полностью уничтожить образ Божий в человеке. В отношении к Творцу человек не остаётся до конца ослеплённым враждой, недоверием и корыстью. В нём обязательно пробудится тоска по Небу, по божественной Любви, и человеческий дух всегда будет искать пути, ведущие в дом небесного Отца.

Начать этот путь обретения себя и Бога в себе может (и должен) каждый – уже сегодня, сейчас. Для этого необходимо открыть своё сердце, свой истосковавший по любви дух Создателю.