Что же сказал и. н. крамской?

Анна Горенкова
(Беседы об искусстве)

Есть среди картин на библейские темы одна, которая в наши дни пользуется необычайной  любовью и признанием у православных.
Картина эта, вызвавшая своим появлением на II передвижной выставке в декабре 1872 года массу споров, заслужила тогда, по сути,  скандальную известность, теперь вызывает лишь безграничные восторги.
Восторгаются «реалистические натуры» - смелостью замысла, даже тем,  что пейзажный мотив найден в Крыму. Изыскивают  великое множество деталей, смотрят в лупу на мазок.  Внутри же церковной ограды… просто восхищаются, без объяснений. Хотя бы тем, что картина названа «Христос в пустыне». И вот уже  Ивана Николаевича Крамского готовы поставить в ряд проповедников. Надо ли? Может, стоит перестать раскидывать постоянные пасьянсы из образов, эмоций, чувств и ощущений, перестать задаваться самым «глубокомысленнейшим» из всех нелепейших вопросов типа: «А что же хотел сказать автор?» Ведь в действительности, автор сказал то, что он сказал.
Приступая к работе над полотном, ставшим итогом многолетних исканий, осенью 1871 года, по возвращении своем из Крыма, художник писал молодому пейзажисту Васильеву: «…начинаю Христа». Первоначальный вариант картины, написанный в имении М. Тулинова летом 1867 года, был положен в основу. Известно, что «натурщиком для  его Христа был  простой крестьянин из слободки по фамилии Строганов».
И вот перед зрителем образ человека, глубоко погруженного  в свои размышления. Над серым пейзажем доминирует монументальный силуэт. Отчетливо читаются лицо и плотно сомкнутые руки. Многих поражает точная передача взгляда, устремленного прямо перед собой, и в то же  время обращенного как бы внутрь, к своим переживаниям. Именно это выражение лица, наполненного  чувством внутреннего напряжения  поистине драматического напряжения, ставят в основную  заслугу автора.  Более «реальным» до Крамского Христа  в русском искусстве не писал, пожалуй, никто, кроме Николая Ге в его «Тайной вечере» (1863 года). Той «Тайной вечерей» восхищался  И. Е. Репин, называя ее  «истинно гениальной»; ее принципы  он ставил  в основу собственного  прочтения библейского повествования.  Не жалея сил копировал ее и Крамской, для которого  она оказывается первоисточником в понимании образа Христа. Вспомним в связи с этим то, что  современники совершенно  обоснованно упрекали  Ге в похищении у величайшего  события его божественного характера. Оба  полотна дают  вполне однозначную трактовку образа Христа как «человека», «учителя», «лишь высокого нравственного идеала», а христианства -  лишь как «нравственно-философского учения». Учения – одного из многих.  Эта идея, высказанная задолго до  рождения  Ге, Репина, Крамского, и поднятая на знамена в  «века Просвещения», стала невероятно востребованной. Крамской  своей гениальной кистью и авторитетом  создателя жанра психологического портрета эту идею возвел в ранг реальности. Но  реальность  ли это евангельская, истинная? Или это одно из множества  субъективных видений реальности? Надо сказать, смущался  по этому поводу и сам автор: «Кто это был? Я не знаю. По всей вероятности, это была  галлюцинация, а в действительности, надо думать, не видел его. Мне показалось, что это  лучше всего  подходит к тому, что мне хотелось рассказать… Христос ли это? Не знаю. Да и кто скажет, какой Он был?  Напав случайно на этого человека, всмотревшись в него, я до  такой степени почувствовал успокоение, что вопрос личный  для меня был решенным…. Итак, это не Христос. То есть,  я не знаю, кто это. Это есть  выражение моих личных мыслей».
Итак, предельно откровенно. Если «не Христос», если «выражение личных мыслей», то каковы же эти мысли?  Читаем дальше: «А ведь Христос все-таки атеист. Что такое настоящий атеист? Это человек, черпающий силы только в самом себе. Его молитва – стихийное состояние человеческого духа в трагический момент». Что  ж, более, чем  красноречиво. Такова проповедь, прилагающаяся  к знаменитой картине.
Можно возразить –  не все, мол, видят в картине  Крамского самого Крамского. Можно говорить, что «и через такие  произведения люди к Богу приходят». И честно каются потом в своих прежних пристрастиях. Это если они пришли все же к Богу. Но ведь бывает и так: переступив храмовый порог, дальше самих себя , дальше того самого «а мне так нравится», мы не идем.  До бесконечности долго  способны мы  рассказывать или  слушать (что реже) о «личном» пути к Богу,  о «личном» опыте  общения с  Богом, о «личных чувствах и «личной» природе  отношений с Богом.  Однако, в свете церковного,  соборного, святоотеческого опыта на поверку все это  «благочестивое» копошение зачастую оказывается позой, а наши поиски красиво изложенных чувств, эмоций и личных мистических переживаний художников, писателей,  музыкантов, поэтов, певцов, «авторитетных соседок» так и останутся лишь жаждой спецэффекта.  Даже апостолы, люди, бывшие с Христом в дни Его земной жизни во плоти, не дерзали  объяснить или трактовать чувства Господа. Ограничивались указанием на них: «воскорбел духом и возмутился», «прослезился», «возрадовался духом Иисус». Вспомним моление о чаше: «И находясь в борении, прилежнее молился и был пот  Его, как капли крови, падающие  на землю» (Лук. 22, 44).  В описании крестной смерти Христа  не найдем мы  конкретного выражения  чувств и эмоций. Только « возмутился  громким голосом, сказал…». Описание же чувств в повествовании о сорокадневном посте в пустыне выдержано аскетически просто: «на последок взалкал». Так у Матфея,  так у Луки.  Не так у Крамского.
У Крамского претензия на  доподлинное, досконально точное воспроизведение  каждой эмоции: вот   заломленные в предельном напряжении руки, вот чувственные тонкости взгляда, должно быть, голодного, изможденного  человека. Нет здесь места  тайне и Таинству. Нет места тишине.  Остается неприкрытое  насилие автора  над натурой и воображением зрителя, навязывание  «своих личных мыслей». И эта идейная одержимость почему-то уже  не настораживает. Мы же толерантны. Нам нравится. Почему? Зачем? Какая разница!  Знаменито, громко,  авторитетно, красиво, талантливо, эффектно….
В.Н. Лосский в «Очерке мистического богословия Восточной Церкви» очень точно сформулировал  это  изменение православного сознания: «Нужно было  произойти какому-то рассечению между личным  опытом и общей верой,  между личной жизнью и  жизнью Церкви,  чтобы духовная жизнь и  догмат, мистика и богословие стали двумя различными сферами, чтобы  души, не находя достаточной пищи в бо7гословских «Суммах», с жадностью искали рассказов  об индивидуальном мистическом опыте, чтобы снова окунуться в духовную атмосферу». И это при том, что  «мистический индивидуализм остался  чуждым духовному опыту Восточной Церкви», найдя свое развитие  только в католичестве, протестантизме, у антитринитариев.
Иван Николаевич Крамской – известная личность, гениальный живописец,  мастер психологического  портрета, прославивший  русское искусство во всем мире. Но нужно  ли нам  искать поддержки христианской,  евангельской мысли, тем более ее трактовки в творчестве таких авторитетов? Неужели святых нам уже мало? Неужели само Евангелие нам уже скучно?