Граница на замке

Василий Куприянов
         Эту историю мне рассказала жена, которая многие годы возила паломников по святым местам России. А в этот раз мы вознамерились свозить группу в братскую Абхазию. Было это еще до нападения Мишико на Южную Осетию. Проезд в Абхазию был достаточно простым, по обычному российскому паспорту. Мы знали, что прием  с абхазской стороны будет самым радушным и в принципе не ошиблись. Но для этого нужно было сначала попасть в соседнюю республику. Ехали первый раз и по неопытности  совершили ошибку. В группе были две девушки, которым на момент поездки не исполнилось 18-ти лет и две маленькие девочки со своими родными бабушками. И здесь начались наши злоключения. Для этих несовершеннолетних россиянок при пересечении границы требовались нотариально заверенные копии от родителей на взрослых людей, которым доверялось их сопровождение.
         Что делать? Ну, живем все-таки в 21 веке, сотовая связь в Сочи работала исправно и через пятнадцать минут мне обрисовали ситуацию, сложившуюся на пограничном переходе. Еще через столько же времени мной перед родителями была поставлена задача – срочно оформить заверенные нотариусами доверенности и сбросить их на факс любезно представленный сочинской милицией. Через два часа все затребованные документы были успешно отправлены по факсу.
          Как же отнеслись силовые структуры к разрешению этой неувязки? Есть такая  поговорка – когда  сталкиваешься с таможней, то начинает нравиться милиция, особенно ГИБДД. В нашей ситуации, когда мы столкнулись с пограничниками, то таможенники мне показались милыми шалунишками, не говоря о милиции. Милиционеры  по-настоящему, искренно пытались нам помочь. Предоставили факс, подтверждали погранцам, что факс пришел на них с Астраханского почтамта.  Погранцы стояли насмерть. Для начала обвинили супругу в том, что она везет маленьких девочек на запасные части, а тех, кто постарше в восточные гаремы. Потом недвусмысленно показали шустрых мальчиков, сновавших по терминалу,  которые запросто могут решить проблему. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно. Проблема действительно решалась с помощью этих  мальчиков и денежных знаков, на сумму в пару раз выше, чем стоимость нашей паломнической поездки. Все попытки пробиться к какому-либо руководителю погранцов блокировались на корню. С нами просто никто не разговаривал.
           Еще раз обращу внимание на то, что нам пыталась помочь только местная милиция. Правда и им по статусу потребовалась объяснительная от моей супруги, на что она моментально согласилась, но спросила для уточнения, как правильно писать? Я, Верка Облигация или Аблигация? Один милиционер сполз под стол от хохота, а второй на полном серьезе начал выяснять, какая еще Аблигация? Видимо он не был знаком с тезисом вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова, что важнейшим из искусств является кино.
           Вообще в этой схватке победили стражи границы. Пришлось оставить в Сочи девочек с их бабушками в гостинице, а жена  тронулась догонять свою группу, которая утром уехала в Новый Афон. Дело близилось к вечеру и маршрутки уже перестали ходить. Добиралась на перекладных. Проехала первые двадцать километров и остановилась. Нужно было искать другую попутку.
           Тут есть желание рассказать, как к ней отнеслись абхазы. Мы и раньше из очерков Натальи Сухининой знали об их удивительном гостеприимстве и здесь получили настоящий образец отношения человека к человеку. Вечереет. Жена стоит на трассе, и было видно, что ловит попутку. С соседнего дома выходит женщина и предлагает, что если не получиться уехать, то ночевать она будет в ее доме. Они готовы с удовольствием принять гостью из России. Но через некоторое время она подсаживается на Газельку, которая развозила местных «челночниц» по селам. Эти женщины тащили с границы все самые ходовые  продукты для своих ларьков. Наступила полная темнота. Последняя «челночница» сошла, не доезжая до Нового Афона километров тридцать. Водитель пообещал довезти жену до своих. Последняя пассажирка, перетаскав свои товары, вернулась в Газельку. На вопрос – зачем она вернулась, ведь вы доехали до места?  Был получен ответ: «На дворе ночь, вы женщина. Я то знаю, что водитель замечательный человек, а вы не знаете, и будете нервничать». Ну что еще можно добавить к характеристике этих удивительных людей. Через полчасика жена уже обнималась со своими паломниками, а водитель, который категорически отказался взять деньги за проезд, со своей спутницей быстренько удалился. Жена не успела даже просто поблагодарить их, о чем потом долго жалела. Вот так и живем. Вроде на одной планете, а подходы и отношения разнятся настолько, что иногда начинаешь задумываться, а все ли мы человеки? Но, слава Богу, что есть на земле и такие люди, о которых сказано выше. Правда, я не имею в виду ребят в форме с зелеными фуражечками, превратившие пограничный рубеж в корытце с прикормом.