Дубров Александр Николаевич

Светлана Тишкина
(интервью с композитором для лит. газеты "Провинциальный интеллигент").          

Провинциален ли интеллигент?..

Александр Николаевич Дубров — лауреат первой премии всеукраинского конкурса шахтерской песни, обладатель Гран-при областного конкурса патриотической песни «Оберіг пам’яті», участник и лауреат шести областных телеконкурсов «Пісенні стежини нашої долі», победитель областного конкурса композиторов, награжден медалью им. М.Матусовского…

 
          Очень хочется познакомить читателей «Провинциального Интеллигента» с талантливым композитором из провинции, проживающего в г. Антрацит Луганской области, который в непростые годы для творческих людей сумел не только написать много замечательных песен, но и создать свои коллективы: мужской «Аккорд» и женский «Вдохновение». Многие луганские авторы, в том числе: Юрий Цыганков-Серебряков, Людмила Деева, Александра Фрольченкова и я – Светлана Тишкина, с которыми вы уже познакомились на страницах газеты, плотно и плодотворно работают с Александром Николаевичем. Он также пишет музыку на стихи и других авторов, обогащая тем самым репертуар своих ансамблей. Получается замкнутый цикл: автор слов + композитор + исполнитель = песня, а значит, сбываются мечты многих творческих людей.
              – Александр Николаевич, на меня произвело неизгладимое впечатление исполнение ваших песен созданным вами ансамблем «Аккорд». Я таких голосов давно не слышала. Как вам удалось найти и собрать воедино столько талантливых людей в небольшом шахтерском городке? Это же уровень известных раскрученных столичных коллективов. Не хватает только туров с концертами по Европе и Миру.
             – В 1998 году по велению души и сердца, в нашем  ДК им. Ленина г. Антрацита собрались любители пения, имеющие опыт выступлений и, естественно, с хорошими голосами. Так родился мужской ансамбль «Аккорд», который в 2004 году получил звание «Народный коллектив». На сегодняшний день мы обладатели  Гран-при областного конкурса патриотической песни «Оберіг пам’яті», лауреаты городских конкурсов и фестивалей. Выступали в городах Луганской, Донецкой, Запорожской областях, в Симферополе, Киеве.
             А проблемы? Они есть у каждого творческого коллектива. Это и обновление костюмов, финансирование записей фонограмм и т.д.
            Коротко об участниках ансамбля:
            Виктор Петриченко – поет более 45 лет. Обладает прекрасными вокальными данными. Выступал в Канаде, Югославии, Чехословакии, Вьетнаме;
            Виктор Чернобрывко – имеет такой же певческий стаж. Его кумиром был и остается Юрий Богатиков;
            Федор Скрепцов – поет более 40 лет. Художник, любит рассказывать юморески;
            Александр Бирюков – начинал петь еще в Волгограде в хоровой капелле. Читает юморески сам и в дуэте со Скребцовым, чем украшают выступления нашего коллектива.
            – А теперь, когда вы поведали о вашей творческой работе с коллективами, пришла пора рассказать и о себе. О вашем творчестве, как композитора. Давайте начнем с самого начала. Как это было и когда? Расскажите о близких вам людях, семье.
            – В первую очередь, вспоминается народный ансамбль «Мелодия», с которым  я работал 10 лет. Для них я писал свои первые мелодии. 25 лет назад я написал свою первую песню, а сегодня в моем музыкальном багаже их сотни. Сейчас я работаю с двумя «народными» коллективами. Это женский ансамбль «Вдохновение» и мужской – «Аккорд». Знаю, что мои песни поют многие ансамбли, как нашей области, так и других, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье. Песни расходятся благодаря трем песенным сборникам, которые мы сумели выпустить.
            А само начало моего творческого пути было в 5 лет, когда родители подарили мне самую простенькую гармошку, обнаружив у меня хороший музыкальный слух. Затем был баян, учеба в музыкальной школе, музыкальном училище, институте. Творчество присуще людям нашей профессии. Работая в музыкальной школе, делал аранжировки для оркестра народных инструментов, для хора и ансамблей, с которыми работал помимо основной работы. Это переросло в потребность – писать музыку на стихи. Вот так и продолжается до сих пор. Во всем меня поддерживают моя жена Надежда, дети и внуки. Жена является первым слушателем и критиком песен.
           – Знаю, что не останавливаетесь на достигнутом. Какие планы на ближайшее будущее, и что мешает их осуществлению? Надеюсь, что эта статья также будет содействовать исполнению задуманного.
           – В нашей работе нет предела совершенствованию, и достигнутое сегодня требует постоянного улучшения. Это проявляется ежедневно, в мелочах, но вырастает в нечто большее, чем планировалось. Планы на будущее? Хочется принять участие во всеукраинских, международных конкурсах и фестивалях. Но это требует больших финансовых затрат. Уже готов материал для очередного, четвертого песенного сборника, ищем спонсоров. Выпуск такого аудио-сборника стоит порядка 10-15 тысяч гривен.
            – А теперь чисто теоретический вопрос: к какому жанру, какой тематике вы относите свои музыкальные произведения? С экранов телевизоров, с дисков на людей лавиной идет так называемая попса. Как вы относитесь к предпочтению населения, ведь ни для кого не секрет, что именно спрос и рождает предложение? И осуждаете ли вы легковесную моду новых течений?
             – Жанр, которому я посвятил всю свою жизнь – песня. А тематика моих песен разнообразна. Это песни о родном крае, военно-патриотические, лирические, шуточные, детские, казачьи, шахтерские. Что касается моего отношения к песням, которые мы слышим, хочется сказать следующее: есть много прекрасных песен, написанных на достойные стихи, но наряду с этим появились и появляются множество песен далеко не качественного содержания, что невольно возникает мысль о конвейере. А «конвейер» порожден шоу-бизнесом. Новоявленные авторы дешевых «композиций» не думают о содержании своих «опусов». Для них главное – продать свой «товар». Вслушиваешься в мелодию такого «творения», и не находишь ее там. А ведь мелодия – основа любой песни, это потом уже вступает в игру ритм. Любую песню можно узнать по мелодии, а не по ритму. Но, к сожалению, песни сейчас для многих сочиняет компьютер, а не человек. Меня радует, что в эфире на канале «Ретро-FM» звучат прекрасные песни нашей молодости. Их нельзя забывать, их нужно слушать и помнить.
          – В заключение, я хотела бы, чтобы вы рассказали нам какой-нибудь интересный случай из вашей жизни. Наверняка, вам есть о чем поведать людям.
              – В моей творческой биографии было много интересного, и случаев в том числе. Наверное, самый значимый лично для меня – это работа в один из летних месяцев 1982 года в пионерском лагере. Ко мне, музыкальному работнику, обратилась старший воспитатель с категорической просьбой – написать для различных мероприятий несколько песен на ее собственные стихи. Наверное, это было настолько для меня неожиданно, что я… согласился, хотя никогда этим не занимался ранее. В общем, получились песни, которые детвора пела с удовольствием, и они еще не один летний сезон там звучали и без моего участия. Этот случай дал толчок для написания многих песен.
             – Александр Николаевич, спасибо за интересную, познавательную беседу. Творческих успехов Вам и вашим музыкальным коллективам!
             – Спасибо за пожелания успехов. Надеюсь периодически посещать нашу литературную гостиную «Светлица» со своими музыкальными коллективами и представлять отчет о последних работах. Каждый из поэтов уникален в своем творчестве, и мне интересно писать песни на неожиданные литературные ритмические обороты. Всегда жду от друзей-поэтов новых стихов и желаю всем доброго здоровья и творческого вдохновения!

Беседовала Светлана Тишкина