Арт Бизнес Консалтинг

Лада Шаповалова
Миша Косолапов – мой давний знакомый. На протяжении восьми лет мы пересекаемся – в рекламе, в искусстве, в издательском бизнесе. Миша – Хомо Универсале и Фигаро в одном лице. Он везде и нигде. Человек, известный своей уникальной особенностью создавать противоречивое впечатление о самом себе. Точнее, нет для него ничего важнее создания собственного неоднозначного имиджа радикала, разгильдяя, возмутителя спокойствия, и в то же время человека «со статусом и положением». Его почти все знают и любят. Общаться с ним и наказание и удовольствие одновременно. Предолев преграду обязательных издевок и мелких подколок с его стороны и бесконечное желания спорить и опровергать его слова с моей, мы поймали правильную волну, когда люди запросто и с удовольствием говорят обо всем на свете. Работа, общие знакомые, книги, фильмы,  машины, дети, путешествия, еда, современное искусство. Современное искусство – самое интересное. Миша –  его яркий представитель. Участник группы ABC, он давным-давно активно продвигает радикальные и сумасшедшие идеи в массы. Вернее в элитарные слои, ибо современное искусство, по словам одного известного искусствоведа является именно таковым. Говорить с Мишей об актуальности всегда интересно. Он всегда все знает. Кто же, как не он – здесь тебе и Арт, и Консалтинг…

Миша прекрасен своей внезапностью: «еду мимо, пошли пить кофе». Легкость бытия. Я «за». Дела приостановлены, я пью горячий шоколад, Косолапов кофе. Жизнь прекрасна . Что новенького? Миша приглашает на очередную выставку, супер модную и актуальную. На этот раз она проходит на фабрике «Красный Октябрь». Миша весело рассказывает про кураторов и организаторов, про то , что тенденции изменились – раньше выставками занимались «любовницы», а теперь «дочери». Baibakov projekt организовывает выставку молодых современных художников. Молодость в искусстве – вещь относительная (это радует), и в 45 ты еще сойдешь за молодого;  Участники: всем известные немолодые авторы и впервые засветившиеся юные друзья куратора. Уже на подъезде к Берсеневской набережной  столпотворение из черных внедорожников – пропускают не всех. Я чудом нахожу местечко для своей машины и иду пешком. По пути мне встречаются нарядные, как сейчас принято говорить, успешные на вид люди. Дальше больше – толпа народа и даже очередь возле входа. Охранники в черном, лимузины с холеными модницами. Ни одного знакомого пьяного богемного лица.
Поднимаюсь по лестнице в плотном потоке. Ура! Я добралась до самой выставки. Фотографы, софиты. Позирующие молодые люди в легких (на улице  мороз!) костюмчиках изображают беспечность в окружении декольтированных моделей. Протискиваюсь сквозь нарядную толпу в поисках героя дня. По дороге натыкаюсь на Сергея Попова – успешного нынче галерейщика. Улыбаюсь, пара вежливых слов. Иду дальше. Возле окна сиротливые и рассеянные (удивительно, как сюда их занесло) Паша и куратор Сергей из галереи «Ковчег». Продолжаю поиски, мельком рассматриваю произведения искусства.

Ура! Я добралась до дальнего зала, где красуетсся собранный из бэушных компьютеров «космический корабль» ABC. Михаила не видать, он, как обычно, где-то рядом. Корабль большой и кособокий, собранный весело и «на коленке» (ничего не изменилось ;). Самое интересное происходит на экране одного из мониторов  - изображая невесомость, участники группы поют песню «Земля в иллюминаторе» ) Лица у них серьезны (представляю, как они это сотворяли, мерно и плавно покачиваясь перед камерой). За просмотром этого действа меня и застал сам творец. Косолапов в  cкромном свитере и кросовках смотрелся как персонаж совсем из другой оперы посреди этого пиршества буржуазности и гламура. Он шутил, ехидничал на тему происходящего и при этом не забывал отметить собственную гениальность и уникальность, как обычно. По залу бегали чьи-то дети и всякий раз норовили потрогать объекты и проверить их на прочность. Я ехидно заметила, что современное hand made искусство хлипкое и недолговечное. Миша меня успокоил, заверив, что все части корабля он лично крепко склеил, и что гениальный объект неприменно доживет до музея.

Праздник был в самом разгаре. От шума и духоты я устала и отправилась домой. Проходя мимо Арт Стрелки я вспомнила про фестиваль Арт Клязьма и подумала, что в хипповском формате  в полях и лесах современное искусство выглядело куда более убедительно, чем только что увиденный пафосный проект. Там сделанные на коленке штуковины веселили и бодрили. Там царила атмосфера экспериментаторства и разгильдяйства.  А пьяные  художники и их гости развалившиеся на берегу Клязьминского водохранилища более органично смотрелись рядом со своими детищами нежели сегодняшние Острецов, Петрелли и Косолапов, потертые и бледные рядом c блестящими моделями и бодрыми юношами в кашемировых пиджаках… Но это уже история.  Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.