Яхта

Семенова
Любовь бежит от тех, кто гонится за нею,
А тем, кто прочь бежит – кидается на шею
У.Шекспир
          В синем-синем море, в далеком океане жила-была Яхточка.
Она была маленькой, словно пылинка. А Море большим, словно вселенная.
Вселенная, начиненная тайнами!   
        Золотые рыбки, морские котики, ежи… Нежно-сиреневые водоросли загадочно обвивали  корму Яхты.  Лунные дорожки по ночам пускали по волнам зайчиков. А страшные истории про пиратов, рассказанные западными муссонами, не давали ей покоя ни днем, ни ночью!
Какая же она все-таки была  маленькая, эта Яхточка, если  все Морские сказки принимала всерьез.
   
      Днем Море целовало ее белоснежную палубу, да так, что Яхта розовела от стыда. А  ночью исчезало в глубокой тьме, где-то за Полярной звездой.
При этом Море жило в себе, а Яхточка жила в Море. 

И так изо дня в день. Отлив и прилив. Малая вода - большая вода. Малая вода - большая вода… 

Шли годы. Яхта начала уставать.
Выгорели на солнце паруса. Затопталась белоснежная палуба. Днище  местами прогнило. Каждой Яхте, даже самой маленькой, нужен уход. А Море с ней всего лишь играло.

И вот однажды,  после страшного урагана, изможденная, она прибилась к тихой бухте в Порту.

Порт обрадовался - давненько к его гавани никто не приставал.
- Салют тебе, Яхточка!
- Салют! – качнула она ему оголенными ураганом реями и тут же дала крен.
Порт так разволновался, что сразу вспомнил  свои лучшие времена:
-Стоп, машина! Встать на якорь!  Мачты рубить!  - и собственноручно ошвартовал ее на
портовую бочку.
Яхта вздохнула, от носа до кормы,  и послушно встала на мертвый якорь  .

С этой минуты у заброшенного Порта появился смысл. Ведь гавани всех портов мира для того и существуют, чтобы дрейфовать кого-то в своих тихих водах.

Уже на следующий день Яхта ожила.
 – Спасибо тебе, добрый Порт. Если бы ты не взял меня на якорь, я бы пропала.
- Ничего особенного, - покраснел он, - так поступают настоящие мужчины.
- Чем я обязана?
- Что ты! Я ничего не требую взамен. Для тебя мои услуги бесплатны. Спи, тебе надо отдохнуть! Ляжешь на рейд, а я о тебе позабочусь.

Порт качал ее на своих тихих водах, но Яхточка не спала.
Море! Море не давало ей покоя! Даже во сне.
Она вспоминала его сказки, его красоту. Их совместные игры. Она скучала по нему так, что даже в  трюме, в самом низу, перехватывало дыхание и останавливалось машинное сердце.
Порт все понял сам.
-  Я знаю, что ты любишь Море. Любовь- это святое. Я видел тебя счастливой с ним. Вон с того маяка! Мне ничего не надо. Отдохни – и в путь. - Скупая слеза скатилась в Портовый песок. – Только сначала я подтяну паруса. Чтобы их не полоскал в море ветер.
- Ох, до чего же ты добрый, Порт! - Кошачьим когтем царапнула  по каютам совесть – чем она оплатит чужую заботу? 
- Я не добрый. - Сердито ответил он. - Я делаю это для себя.
Приятно быть нужным. Через доброту самоутверждаются.
 
И на следующее утро он полез по тонким выбленкам  вдоль рей: скатывал там паруса, связывал прямые, опускал косые, подтягивал их и крепил. И представлял, как замечательно потом Яхточка будет форсировать ими ветер.

С обновленными парусами Яхта собралась в путь.
- Еще раз спасибо. - Искренне поблагодарила она. - Пусть и тебе встретится твое счастье!
- Нет, – опустил он голову. - Все, кто не ты, счастьем быть не могут. Я видел, что такое счастье.- И отвел глаза в сторону. - Ты прекрасна и удивительна! Но я не отнимаю тебя у Моря. Дай мне чуток отогреться рядом с тобой.
При этом он глубоко вдыхал запах ее палубы, будто хотел запомнить навсегда.
«Бедный, бедный Порт! Он так одинок», - вцепилась всеми когтями в ее сердце жалость, и машинное отделение застучало.
- Куда же ты, такая, - обрадовался Порт. -  В море ветер заходит - я видел, все круче и круче, а в таком состоянии твоя машина способна только крейсировать .
 - Мне надо в Море! Я…
- Даже не думай. - Перебил он. - Завтра ставлю тебя в док . На ремонт машин.
- Я пойду под парусами, - попыталась отказаться она, - я люблю Море.
- Ну и люби, - отвечал мудрый Порт. -  Это же не ты для меня, а я для тебя. Я не сделаю ничего, чего ты сама не пожелаешь. Не убудет, если ты еще побудешь у меня.
Яхта повиновалась.

И задремала до утра на руках тихого Порта.
А он качал ее и баюкал. Качал и баюкал. Как ребенка, от плоти и крови своей, как кусочек собственного сердца, единственного существа, к которому за всю свою суровую, полную тяжких испытаний жизнь, и мог только прикоснуться теперь. Хм, любовь! Любовь- это не то, что мы говорим, а то, что делаем.

Этой ночью он впервые увидел ее сон.
Она, обновленная, белоснежная, со сверкающей на солнце надраенной палубой, кувыркалась в открытом черном море! 
Вместе с дельфинами, озорная и счастливая Яхта бросалась под волны так бесстрашно, что над водой мелькала только ее фок-мачта  с натянутым им парусом. Выныривала, держась за дельфиний плавник, и снова бросалась, рассыпая вокруг себя брызги жемчужных капель. Порт, прищуриваясь, всматривался вдаль, солнечные блики нещадно били в глаза, и он запутался, где Яхта, а где дельфиньи плавники. А, главное, Море! Оно было безгранично, до самого горизонта.
Зрелище так резануло по сердцу, что оно едва не разорвалось пополам. Он и сам не понял, от чего. Зависть?

«Зависть – это признание себя побежденным» .

На утро тучи сгустились на небе, как перед грозой. По морю ходила мелкая зыбь. А в сухом канале для ремонта стояла обездвиженная Яхточка.
Порт подошел к ней мрачнее тех туч.
- Я отремонтирую твои машины. Но поднимать пары  вызовешь ремонтную бригаду.
- Спасибо, Портушка. Ты и так очень добр ко мне. Вызову. Только, что случилось, что ты передумал помогать мне дальше?
- Ничего. – Сказал, как отрезал. - Просто, мне некогда. Да и вообще...! – И выкрикнул в ее круглые глаза - иллюминаторы, - О ком мечтаешь, пусть тот тебе и помогает!
Только ойкнула. А виду не подала. Вот ведь, как странно бывает! И не убивала, а в глаза смотреть стыдно!

Барометр зашкалило между совестью и предательством.

А кто она, в самом деле? Чья-то удача на колесе Фортуны? Или…
Или капля в море чужой жизни?

И она заплакала.
Ничего особенного, так поступают все женщины, когда не знают, как быть.

    Порт ремонтировал машинное отделение, чистил котлы, регулировал давление, а она плакала и плакала.
Он закончил работу и ушел. А она все жалела и жалела - себя, его, Море…
И лила слезы до тех пор, пока док не наполнился ими до верху.
 Утром сама вышла из дока и поблагодарила Порт за все. А потом сказала:
- Сегодня я ухожу. Лягу на румб   и выйду под парусами. 
- Куда? - удивился Порт.
- К Морю. -  Ведь они так и договаривались в самом начале, подумала, но не сказала.
Порт взорвался.
- Ну и иди! Мне никто не нужен! Даже ты. Я и один проживу!! Никогда не возвращайся ко мне!!
Он хотел быть свободным, потому что ревновал.
Ревность - это стремление к свободе выбора!

- Все будет хорошо, - пожалела она и погладила его по щеке.
Этого ему как раз и не доставало.
- Милая! – ответил он. – Оставайся! Я буду отпускать тебя в твое Море.
И опять она промолчала.

И осталась. Ну, еще не на долго.

Всю ночь Порт не спал.
Проверял оборудование. Смотрел на лунную дорожку. И душа его болела за глупую Яхту – разве Море любит ее?  Да оно все это время даже не вспомнит о ней! А потом до самого утра перемигивался со своим другом - Маяком.

Утром он пришел к Яхте и заговорил чужими словами.
- Я не буду твоей собачкой.
- Какой собачкой? – не поняла Яхта.
- Той, которой приказывают: «К ноге». Я могу быть у твоей ноги, но только не под ногой.
- О чем ты? Какой ногой? Под килем нельзя! - Нехороший, видно, был друг - Маяк.
- Вот и я говорю, определи мне место.
- Но ты свое место определил в свой самый первый день! 
- Разорви порочный круг! - Потребовал он. - Ведь ты для него - всего лишь капля в море! Определись!

Он говорил то, о чем она знала сама. Но требовать…!
Определиться?!
Яхта молчала.
В чем?!
Ты сам предлагал свои услуги. Ты сам просил принимать их без оплаты. Правильно говорят, бесплатное – самое дорогое!
Определиться! Ты даже не представляешь, что ты говоришь!
Определиться между совестью и предательством. Между честностью и честью. Между моралью и жизнью. 
Но и потом…. Потом … И вообще! Вообще…!!
«Любовь подобна удаче: она не любит, чтобы за ней гонялись».

Полундра!! - забили ее колокола.
И ужас пронзил до последней досочки.

Я - Яхта! сказала она сама себе.
Я – Яхта, чтобы ходить по Морю.
Яхта, чтобы пускаться в морские путешествия.
В конце концов, я - Яхта, чтобы погибнуть в опасностях. А не резиновая калоша! всю жизнь простоять в порту в спущенном доке!
   Единственное, чего ей не доставало для решительности, это зова самого Моря. Да если бы оно, любимое, позвало ее! Громко...! Требовательно…!

А, действительно, если бы позвало? Если бы  требовательно?
И ужас пронзил ее от борта до борта. Да Яхта разрубила бы себя на дрова, если бы еще и  Море позвало ее требовательно.
Чувство нельзя требовать. Чувство можно только дарить.
Только любовью можно вызвать любовь. Поставь ей ультиматум. Прижми к стенке. Заставь  разорвать. Разомкнуть. Выбрать. Вырвать. Бросить. Решить…
Все погубишь!
Никто не хочет становиться собственностью.
Бедная, бедная Яхта!

Как только она подумала об этом, в ее устройстве наступил перегрев. Паруса поднялись. В тросе лопнула каболка , и он ослаб. Ветер подхватил ее под паруса, надув пузо , и легко выбросил в Море.

 В то самое Море, которое этого даже не заметило.
«Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет».

          Спустя несколько лет я проходил на торговом судне мимо тех мест. Оцепленный по кругу тяжелой металлической цепью, одиноко, с одной лишь памятью о Яхте, стоит Порт. Крепко стоит. Ветром его не унесешь. Пузо не надуешь.
А где та самая Яхточка - одному Богу известно! Море-то большее, словно Вселенная, а Яхта...


P.S. "Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши.
А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит".

А.Скрябин
Т.Готье
Д.Дидро
Л.Толстой