Трагедия в Южно-Китайском море

Станислав Сахончик
          История развития авиации и освоения новых типов самолетов почти всегда была связана с огромным риском и человеческими жертвами . В этом плане не является исключением  и история создания советского  корабельного самолета с вертикальным взлетом и посадкой "Як-38".
   С одним  из трагических эпизодов   недолгой жизни этого самолета и связаны эти воспоминания. В то время, по вполне понятным причинам, об этом  предпочитали не говорить, и о трагедии  в водах  Вьетнама сейчас мало кто помнит.
   В  80-х годах  мой друг Сергей Молодов служил радистом на вспомогательном судне Тихоокеанского флота "Килектор-23", который  уже четыре месяца выполнял задание по оснащению советской военно-морской базы  Кам  Рань причальным и рейдовым  оборудованием для обеспечения базирования боевых кораблей советского ВМФ. База в то время была основательно разрушена при  отходе американских войск - были взорваны причалы и береговые коммуникации, затоплена в заминированной гавани часть боевых кораблей и вспомогательных судов южновьетнамского флота.
   Он вспоминал: в сентябре 1980 г неожиданно был получен приказ о выходе  в Южно-Китайское  море в точку с координатами 8 северной широты и 108восточной долготы для подъема  затонувшего самолета с глубины 100 м..
   Палубный штурмовик   Як-38  упал в море с угловой палубы тяжелого авианесущего крейсера "Минск" во время  испытаний возможности взлета с коротким разбегом  в условиях тропиков. Пилот до последнего боролся  за машину и погиб при катапультировании   из-под воды . О происшествии уже знали в Москве и на всех флотах.
   Спешно погрузив на борт необходимое оборудование, наше судно на полном ходу направилось в указанный район. Там находился "Минск" и  еще несколько боевых кораблей, охранявших место падения. Штормовая погода не позволяла начать работы и несколько дней мы стояли на якорях. Вскоре из Владивостока подошла спасательная подводная лодка  "Ленок" с батискафами и глубоководным водолазным оборудованием на борту, приступившая к подводным поискам
  Шторм   начал понемногу стихать и  начались поиски гидроакустическими приборами кораблей остатков затонувшего самолета. Поисковые работы затруднялись сильными подводными течениями и рельефом дна, кроме того, район поиска был определен только приблизительно. По полученным сигналам  на дно спускались  водолазы, находившие то затонувшие мелкие суда, то груды непонятного металлолома. Однажды обнаружили искореженный фюзеляж сбитого во время  недавней  войны  американского  палубного  истребителя  F-4 " Фантом" .
  Остатки "Як-38" обнаружили  только через  несколько дней, и сразу начали готовиться к подъему.   Наше судно, оснащенное мощными кранами , встало на  два якоря над самолетом, чтобы исключить влияние течения.
  Авианосец  "Минск" и часть боевых кораблей , выполнив поисковую задачу покинули район, оставив в охранении  один сторожевой корабль. Операция перешла в другую фазу.
  Длительное скопление кораблей привлекло внимание американцев к району поиска, и  над нами  появились базовые  патрульные самолеты  Р-3 "Орион". Они  часами кружились
возле  стоящих на якоре  судов и периодически сбрасывали на парашютах в воду радиогидроакустические буи, предназначенные для обнаружения подводных лодок. Мы старались эти буи вылавливать (один шлепнулся нам прямо на бак), а сторожевик их просто расстреливал,  тренируя матросов-зенитчиков. Наконец американцам это, видимо, самим надоело, буи перестали сбрасывать, но слежку не прекратили- магнитометры на "Орионах" фиксировали движение подводной лодки. Из-за этого все работы велись только ночью, днем мы  демонстративно красили судно и ловили рыбу, или загорали на палубе.
          Батискафы  и водолазы-глубоководники детально обследовали самолет и начали подводить под него стропы, чтобы поднять на борт. Сильное течение препятствовало работе, стропы путались, срывались, однажды даже стропами зажало водолаза, который чудом остался в живых. Работа водолазов вообще очень тяжела и опасна, а особенно на стометровой глубине, в полном мраке и холоде.
     Наконец удалось  застропить  фюзеляж  и другие фрагменты самолета, найденные вблизи. Подъем начали поздно ночью , с соблюдением светомаскировки. Наконец ,в два часа ночи  из воды показался  облепленный водорослями фюзеляж "Яка". Одновременно подняли и катапультное кресло с фрагментами тела летчика. Все испытывали тяжелое чувство, настроение было подавленным от этого зрелища , даже говорили вполголоса.
   Сразу после подъема судно немедленно снялось с якоря и полным ходом пощло в Кам Рань .Представители конструкторского бюро Яковлева ,находившиеся у нас на борту, тут же достали "черные ящики" , демонтировали часть оборудования и начали изучение причин. В бухте Бинь Ба нас ожидал  большой противолодочный корабль "Петропавловск", на который  мы и перегрузили остатки самолета. Операция закончилась 30 ноября  1980 г.
   Разумеется, что тогда о случившемся мы не особенно распространялись, язык  за зубами держать умели, да и фотоаппараты наши были закрыты в сейфе. Через год ко мне попала фотография , сделанная, видимо,  одним из офицеров "Петропавловска" в момент перегрузки  самолета с борта "Килектора-32" и  которая напечатана здесь.
  Лишь много лет спустя, в журнале "Авиация и Время" за 1995 год  я  прочитал предысторию этой катастрофы.    
   Двигатель "Як-38" в условиях тропиков  не давал необходимой мощности для боевых вылетов и  одним из путей увеличения его возможности был взлет с коротким разбегом, практиковавшийся  английскими  самолетами "Харриер." Испытания проводили летчики
О.Г. Кононенко и М.С. Дексбах  .Не все шло гладко, и  при испытаниях в акватории Уссурийского залива им пришлось катапультироваться  на самолете Як-38У прямо из-под воды. Кононенко тогда приземлился на палубу "Минска", а Дексбаха выловили из воды спасатели. Испытания продолжались .
   О дальнейших событиях  лаконично говорится на страницах журнала "Авиация и Время" ( № 6 за 1995 г.,стр.12).
    " 8 сентября 1980 г. при выполнении очередного короткого взлета Як-38 № 0307 сошел с палубы с потерей высоты и еще минуту шел в фонтане брызг над самой водой. У летчика -испытателя Кононенко  времени катапультироваться было более чем достаточно, однако до последней секунды  он пытался набрать высоту и спасти машину.
 Увы, Олег Григорьевич погиб. Летчик, как говорится, "от Бога", страстно желавший летать , он был гармоничной , обаятельной личностью. Немногие знают, что в 1978 году его приняли в отряд космонавтов  для подготовки к полету на "Буране". Незаурядный талант испытателя    Олег стремился передать своим товарищам по работе и летчикам морской авиации. Его воспитанники с благодарностью вспоминают о своем наставнике. Вечная ему память!