Заморские трофеи на советской службе

Станислав Сахончик
Во время Великой Отечественной войны  по ленд-лизу в СССР союзниками поставлялось множество военной техники, в том числе и боевых самолетов. Разными путями попадали к нам американские истребители Р-39 « Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-40 «Киттихаук», английские «Спитфайры» и «Харрикейны», легкие бомбардировщики А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл» и английские «Хэмпдены», транспортники С-47, гидросамолеты «Каталина» и другие машины.
Но не было только тяжелых  четырехмоторных, стратегических американских бомбардировщиков В-17 «Флаинг Фортресс», В-24 «Либерейтор», английских « Галифаксов» и «Ланкастеров», в которых отчаянно нуждалась наша дальняя авиация (АДД). Но союзники отказали в их поставках. Советские самолеты Пе-8, превосходившие самолеты союзников по тактико-техническим характеристикам, выпускались буквально десятками и ценились на вес золота. Всю войну основную тяжесть налетов на Германию несли двухмоторные Ил-4 с ограниченным запасом бомб и горючего. Для нужд дальней авиации использовались и B-25 «Митчелл» и даже транспортные Ли-2 и С-47.
Первым «американцем» попавшим в советские ВВС был  бомбардировщик В-24 «Либерейтор», совершивший вынужденную посадку на аэродроме Елизово на Камчатке в 1943 году. Его отремонтировали и перегнали через всю страну в Кратово, на аэродром 45 тяжелобомбардировочной авиадивизии, где начали интенсивно облетывать. Изучение неизвестной машины возглавил знаменитый полярный летчик Э.К. Пусэп, бывший в то время командиром 890 авиаполка, к 1945 году уже 30 летчиков освоили пилотирование
В-24.
С вступлением Красной армии  на территорию Европы, на советские аэродромы стали садиться  самолеты союзников, которым боевые повреждения не позволяли дотянуть до своих. В указанные места  сразу вылетала комиссия инженеров 45 ТБАД для определения технического состояния и возможности их дальнейшего использования .К середине 1945 года на занятой советскими войсками территории Европы было найдено 162 самолета союзников - 146 бомбардировщиков В-17 и В-24,14 истребителей Р-51 «Мустанг»,1 Р-38 «Лайтнинг» и 1 английский бомбардировщик «Галифакс». Из них восемнадцать машин вернули американцам. Остальные пригодные к полетам машины перегонялись на аэродром 45 ТБАД в Балбасово, где ими вооружили два авиаполка. Единственной проблемой стало оттирание и замазывание всякого рода легкомысленных рисунков на фюзеляжах.
После снятия с вооружения Пе-8  в начале 1945 года в дальней авиации образовался вакуум  в тяжелых бомбардировщиках. И тут пригодились «трофейные» В-17 и В-24, уже изученные и хорошо освоенные. По отзывам наших летчиков В-24 «Либерейтор» летал «как утюг», а В-17 имел добрую славу «четырехмоторного У-2» из-за легкости в управлении. Самолеты и оборудование активно изучались нашими инженерами в Казани, где начинали строить советский аналог американского самолета В-29 « Флаинг Суперфортресс»- Ту-4.
Кстати, первые американские В-29 тоже попали к нам после вынужденных посадок на Дальнем Востоке и копировались в Казани по личному указанию И.В.Сталина.
«Летающие крепости» В-17 эксплуатировались  890 авиаполком до лета 1947 года, а последние В-24 можно было встретить в ВВС еще в 1950 году. Они честно отслужили свое, обучив  много советских летчиков.
А советский бомбардировщик Ту-4, сыгравший громадную роль в развитии стратегической авиации СССР, был снят с вооружения в середине 60-х годов прошлого века. Его  даже поставляли в КНР, где он после  модернизации и оснащения турбовинтовыми двигателями от Ан-12 ,продержался  на вооружении до 90-х годов.
(по материалам журнала «Мир авиации»)