Рассказ И. С. Тургенева Бирюк

Кира Костецкая
В январе 2002 года я с моими восьмиклассниками изучала рассказ Ивана Сергеевича Тургенева "Бирюк" (1848г.). Рассказ этот входит в сборник " Записки охотника" ( 1847-1852г.г.) и является по счёту 12-м. Всего же рассказов - 25. Предоставляю стихи моих учеников, написанные ими, по моему предложению, как рефлексию на новое для них произведение, своё стихотворение и свои раздумья по некоторым аспектам рассказа: 1. Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева " Бирюк". 2. Образ русской крепостной женщины - жены Бирюка. 3. Образы крепостных мужиков. 4. Образ Бирюка. 5. Образ русской природы. 6. Образ дороги. 7. Язык рассказа И.С. Тургенева " Бирюк", его народность.

Стихи по рассказу " Бирюк".
---------------------------

1.Бирюк.

Идёт по лесу богатырь,
Несёт в руках топор.
Но вряд ли заробеешь ты -
Он не злодей, не вор.

Могуч лесник Фома, силён,
Курчава борода.
Как будто бы из сказки он,
Да крепостной, беда.

Но зорок он на тропах тьмы -
Скупа мужичья речь -
Задача главная Фомы 
Российский лес стеречь.

Его в избушке дети ждут -
Отца, не бирюка:
Он любит честь, он любит труд,
Прощает мужика.

И русский барин-дворянин,
Охотник и поэт,
Напишет: "Есть герой один!
Таких в дворянах - нет".

(Костецкая Кира Станиславовна, учитель русского языка и литературы)

2.Рассказ И.С.Тургенева " Бирюк".

Тургенев в дождливую пору
На лошади едет своей.
А лесник, поджидая вора,
На дороге встречает людей.

Деревья столетние забушевали,
Крупные капли почву смывали -
Бирюк повёл гостя к себе,
И вот автор - в крестьянской избе.

( Новосёлов Даниил, 8-й класс).

3.Природа в рассказе И.С.Тургенева " Бирюк".

Спустились тучи, ветер свищет,
И молния горит огнём...
Хоть кричи - тебя никто не ищет,
Природа и я стоим вдвоём.

Ветер затих на мгновенье,
Кузнечик стрекочет в избе...
Природа даёт своё благословение...
Воспользуйся этим в беде.

(Иванова Анна, 8-й класс).

4.Гимн крепостному человеку.

Живи, живи , обычный человек!
Не умирай, крестьянская душа, вовек!
И, видя горе русских деревень,
Всем помогай, хотя ты сам в беде!

(Чернов Александр, 8-й класс).

5.Красота души Бирюка.

Ты нелюдим, поэтому никто не знает,
А знает только лес:
Твоя душа, как птица, улетает
В голубизну небес.

И ты для леса - бог,
Хотя ты крепостной...
Для жадного - убог,
Для нас - красив душой.

( Михайличенко Валерия, 8-й класс).

6.Сравнение Бирюка с героями других произведений.

Бедная Лиза ( как жаль! ) погибает...
Станционный смотритель дочь свою ждёт...
А Бирюк, крепостной, в лесу доживает,
Но от горя он не умрёт.

От людской суеты
Лес спасает Фому:
Травы, звери, цветы -
Вот что нужно ему.

( Иванова Анна, 8-й класс).

Исследование рассказа И.С.Тургенева " Бирюк" по следующим темам:

1. Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева " Бирюк".

Дети в этом рассказе даны в образе Улиты, двенадцатилетней дочери лесника Фомы, его грудного сына-младенца и собирательного образа детей мужика, воровавшего дрова в лесных владениях Бирюка.
Улита и её братик брошены матерью, убежавшей от Бирюка с проезжим. В первый раз мы видим её ночью, в непогоду, в избе. Она не спит, а качает в люльке своего братца. Девочка босая, в рубашонке, подпоясанной верёвочкой. Она сидит ночью в избе, запершись на засов, при свете тусклого огонька. Увидев вошедших людей, Улита беспрекословно выполняет распоряжение отца ( тот так и ни разу не назвал её по имени) - посветить барину. Качая ребёнка, поправляя лучину, тоненьким голоском, робко, еле внятно, отвечает Улита на вопросы помещика. Когда Бирюк сообщил барину, что жена его, мать этих детей, сбежала, девочка " потупилась". Это жест горя, переносимого ею покорно, смиренно. Как истукан, не шевелясь, сидит она в присутствии барина у люльки. Автору жаль её: он отмечает её голые ноги, спускающуюся с плеча рубашонку, робость, потупленность, " печальное личико", понурость.
Второй раз входя в избу, автор и Бирюк с мужиком-вором, не обращая внимания на девочку, не думая о ней, будят её, заснувшую наконец у печки своими громкими разговорами, что пугает её. Но удивительно, что она тут же вновь заснула, расположившись прямо на полу у ног незнакомого ей мужика-вора. Тот же, впадая в истерику по поводу допроса, учинённого ему Фомой, снова будит Улиту. И хотя она вскочила с пола, но не убегает в другой угол избы, а "уставилась" на него.
Сын лесника, как уже сказано, грудной младенец. Имя его ни разу не называется. Может быть, его ещё, в связи с драматическими событиями в семье, и не нарекли. Ребёнок, скорее всего, болен: он дышит тяжело и скоро. От голоса отца, рассказывающего о поступке своей жены, младенец, словно понимая, что речь идёт о его матери, проснулся и закричал. Бирюк утешит его жёваным хлебом в рожке из бересты - больше несчастного ребёнка кормить нечем.
Образ детей мужика-вора собирательный. Понятно, что их несколько человек, но число не называется. Воровать дрова под прикрытием непогоды крестьянину приходится из-за его детей, так как "с голодухи детки пищат". Но чувствуя, что дела его плохи, мужик-вор кричит: " Пришиби - один конец; что с голоду, что так - всё едино. Пропадай все: жена, дети - околевай все..." Вот и ещё одна детская судьба.
Думается, что крестьянские дети введены Тургеневым в этот рассказ, чтобы глубже показать самого главного героя - Бирюка и, конечно, автора. Дети-крепостные живут в нужде, не одеты, не обуты, у них нет еды. Одни родители ради них воруют, другие приучают по одёжке протягивать ножки, довольствоваться малым, но не воровать. Таким образом в детях воспитываются покорность и долготерпение.
С малых лет дети крестьян трудятся: нянчат младших, прислуживают родителям. Их не ласкают, с ними суровы, что и видно в отношении Бирюка к дочери. Девочкам не положено учиться в начальной школе. И лишь такое воспитание поможет ребёнку приспособиться к невзгодам и сносить их молча.
Но несмотря на то, что мать Улиты бросила своих детей, девочка-сирота продолжает чувствовать себя уверенно в своей мужицкой среде, которую хорошо знает, не боится мужика-вора. Отца Улита почитает, а вот перед барином-охотником, которого видит впервые, робеет.
Так подробно описав дочь лесника, автор показал своё неравнодушное отношение к проблеме детства в крепостной России, вызвав у дворянского читателя чувство стыда за положение дел и чувство вины перед своим народом.

2.Образ русской крепостной женщины - жены Бирюка.

Этот образ понять нелегко. Жена молодого красавца-лесника (имя её так же нам не раскрывается ), мать 12-летней дочери и грудного сына, сбежала с прохожим мещанином. Скорее всего он, мещанин, останавливался в избушке лесника. Эта деталь в рассказе Тургенева напоминает нам историю дочки станционного смотрителя Пушкина. Итак после 13 лет жизни с Бирюком - сбежала...Куда? Видимо, в город. Сманили? Трезвый расчёт или помутнение рассудка? Можно только предполагать, что она очень красива, что ею прельстились. Может быть, она в прошлом видела город, и он стал для неё символом удовольствий. Может быть, она росла в детстве с дочкой помещика на правах подружки, что случалось довольно часто, и жизнь в бедной избе лесника ей невыносима. Если же она сирота, то некому её и отыскивать - муж же её при ревностном исполнении служебных обязанностей. Вполне вероятно, что она испытала на себе право первой ночи помещика, что, конечно же, растлевало крестьянских девушек. Однако, скорее всего, она узнала с мещанином ласку, в которой ей было отказано обстоятельствами жизни, поэтому и сделала такой выбор. Хотя и теперь её жизни не позавидуешь... Как-то сложится её судьба?..
Но факт остаётся фактом: она бросила детей, не выкормила грудного младенца, что лишний раз подчёркивает то обстоятельство, насколько же дети в суровые, голодные времена крепостного права воспринимались обузой. Бирюк говорит о жене с "жестокой улыбкой", внутренне осуждая её. Но, видимо, он всё ещё пытается осознать степень своей вины в произошедшем, поэтому не отпускает в адрес жены грубых слов.
В отличие от покорно влачащих своё существование крепостных рабынь, жена лесника не захотела оставаться в отведённых ей рамках, проявила волеизъявление, "вырвалась из плена", "однако всецело завися от мужчины, которому она вверилась, она подвергла себя новым испытаниям. Поэтому в целом образ жены Бирюка, как образ русской женщины в эпоху крепостного права, - глубоко трагичен.

3. Образы крепостных мужиков.

Помимо Бирюка-лесника в рассказ введены следующие образы крепостных мужиков: мужик-вор, тайно рубивший лес под прикрытием непогоды; упоминается слуга автора - Еремей и дан коллективный образ крестьян.
Крестьяне, принадлежавшие автору-барину, в частности, его слуга Ермолай, много раз рассказывали ему о леснике Бирюке, которого "все окрестные мужики боялись, как огня". Вот как они отзывались о Бирюке: "мастер своего дела", "силён, ловок, как бес". Мужики пытались подкупать лесника вином и деньгами, но на "приманку" тот не шёл. "Добрые люди" не раз собирались его "сжить со света", а он не давался. Так же отзывались о Бирюке и соседние крепостные, которые "шалили" в лесу ( рубили деревья, тащили и вязанку хвороста ) обычно ночью, в плохую погоду.
Мужик-вор захвачен Бирюком во время такого занятия. Вот как его описывает автор: голос у него жалобный, "заячий". Сам он в лохмотьях. Лошадёнка - "дрянная". Он - жертва лесника, достаточно слаб, чтобы оказать сопротивление Бирюку, который скрутил ему руки кушаком. Бирюк награждает его презрительным обращением -"ворона". В избе у мужика оказалось " испитое, морщинистое лицо, беспокойные глаза, худые члены," - таким видит его автор, описывая вора с явным сочувствием. Беспокойные глаза мужика говорят и о страхе наказания  за нечестный промысел; он и не знает, чего ожидать от незнакомого ему барина, приказавшего Бирюку не трогать бедолагу.
Но девочка, дочь Бирюка, заснула у его ног, видимо, ассоциируя его с чем-то вроде знакомого дворового пса, которого не стоит бояться. За этой деталью скрыто многое: скорее всего, она знает, что вор будет отпущен, что наблюдала она уже не раз на примере других мужиков, поэтому и мужику надо бы расценить этот знак, как благой.
Характеризует мужика и его речь, состоящая из 15-ти реплик. Обращаясь четырежды к Бирюку по имени-отчеству, он просит отпустить его с миром, объясняя, что ворует "с голодухи". Он собственность соседнего, видимо, очень беспечного помещика, так как все его крестьяне разорены и поэтому всем им приходится быть ворами. " Ваша вся слобода такая - вор на воре", - пеняет ему Бирюк. Но более всего боится мужик наказания от бирюковского помещика: " Ваш-то , сам знаешь, заест, во как". Поэтому даже обещает заплатить (?) за принесённый ущерб, лишь бы ему вернули его лошадёнку - без неё семья совсем пропадёт.
Видя, что унизительные просьбы не действуют, мужик меняет тон. Это уже не проситель, а обвинитель. Глаза его "загорелись", на лице "выступила краска". " А до тебя, погоди, доберёмся! - кричит он, используя глагол " добираться" во множественном числе. - Недолго тебе царствовать, затянут тебе глотку!" В этот момент " распоясавшийся" невольник словно забыл о присутствии автора, забыл о страхе наказания, являя столь стихийный протест.Не потому ли он так смело говорит сейчас от лица крестьянского сообщества, что ему известны случаи устранения тех, то выслуживался перед господином.

4.Образ Бирюка.

Полное имя Бирюка - Фома Кузьмич, так к нему обращается мужичонка-вор. Поскольку известно, что имена русскими классиками давались героям не случайно, посмотрим, что они обозначают. "Фома -близнец ( арамейск.) (Справочник личных имён народов РСФСР). Кузьма - ( греч.) мир, порядок; перенос. - украшение, краса, честь. Значит, по мысли автора, Фома унаследовал все эти прекрасные качества, указанные в отчестве, от отца, явившись,  в этом смысле, духовным близнецом своего родителя. Таким образом просматривается идея передачи лучших духовных качеств в русском народе от поколения к поколению, что и является залогом жизнеспособности русского крестьянства.
Прозвище  Бирюка, данное ему окрестными мужиками ( а "бирюк", по В.Далю, -это 1) волк, 2)одинокий и угрюмый человек ), характеризует его через понимание крестьян животного мира. Сравнение Фомы с волком говорит о его зверином чутье, знании леса, даже семейной порядочности, об умении выживать в одиночку.
Бирюк появляется впервые перед автором в лесу во время ливня, как привидение, на дороге, при блеске молнии. Как сказочный богатырь, вырастает он вдруг из земли подле дрожек барина. Почуяв в лесу лошадь и человека, он поспешил на помощь путнику, попавшему в ненастье, и привёл его, волоча при этом по грязи лошадь и повозку, переждать непогоду в свою избу. В избе Бирюк предстал барину вот каким: высок, плечист, сложен на славу. Могучие мышцы под мокрой рубахой. Чёрная курчавая борода. Суровое, мужественное лицо. Сросшиеся широкие брови. Чёрные кудри. Глаза глядят смело. Вот сейчас автор и узнает его имя и прозвище.
Знаком автор с Бирюком заочно, поскольку слышал о нём много раньше. В представлении окрестных мужиков он хитёр, ловок, неподкупен, честен, строг. Яркой его характеристикой бессеребреника является его бедная изба. Кроме хлеба, в доме ничего нет. Лесник не может напоить барина чаем.
Теперь барину-охотнику самому предоставляется возможность увидеть Бирюка в деле: лесник готов поймать вора. Тонкий отточенный слух, несмотря на разбушевавшуюся непогоду, позволил ему, даже находясь в избе, понять, где идёт недозволенная рубка леса, а уху барина эти звуки оказались недоступными. Автор изумлён и тем, как в такой ливень лесник находит дорогу к месту воровства, как в борьбе легко одолевает мужика, а, связав тому кушаком руки, через некоторое время освобождает узел. Это явный акт доброты к поверженному простофиле, кроме того он не запирает бедолагу в чулане, ссылаясь на отсутствие необходимой задвижки. Какое-то время спустя , наблюдая весь развернувшийся перед ним сценарий освобождения Бирюком крестьянина, автор делает вывод, что хозяин избы не из бедности, а по убеждению не держит запора на двери чулана, а, значит,любому вору легко оказаться таким образом на свободе. Не остался незамеченным для гостя-помещика и тот факт, что Бирюк после борьбы в лесу не оставил там топор воришки, а подобрал его с тем, чтобы затем вернуть этот столь необходимый предмет в хозяйстве каждого работника, ведь топор - он денег стоит. Напомним, что Бирюк ничего чужого себе не берёт. Собственно Бирюк и является для крестьян эталоном нравственного образа жизни, в какой-то степени и их воспитателем. " Воровать никому не след", - отвечает он на слова мужичка, что барин, де, заест, если узнает про этот инцидент. Глаголом " отвернулся", относящимися к леснику, отреагировавшему на слова, что " барин заест", передано и согласие Бирюка со словами вора, и скрытая жалость к собрату. Создаётся впечатление, что Бирюк отпустил бы сейчас немедленно вора, да вот барин окажется свидетелем столь "неожиданного" поступка. Видимо, ещё ни один попавшийся не вёл себя столь смело, поэтому Бирюк изумлён и даже восхищён " правдорубом" и не только выталкивает вон из своей избы вора, не причинив ему никакого физического вреда, но ещё и не забывает нахлобучить тому шапку, что уж вообще напоминает заботу. И топор, и лошадёнку вернул! Автор хвалит его за такой поступок, но, конечно, лесной праведник не ищет похвалы. Он беспокоится за мужика, просит автора умолчать об этом случае. " Ишь, поплёлся! да я его!.." - в этих словах Бирюка и радость от своего человечного поступка и своеобразное любование освобождённым горемыкой.
" Ну, Бирюк, удивил ты меня; ты, я вижу, славный малый," - эти слова барина на прощание леснику звучат как гимн русскому человеку из народа. И как не вспомнить тут известные слова В.Г.Белинского о том, что автор " Записок охотника" "зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил".

5.Образ русской природы.

Природа - неотъемлемая очень важная составляющая  сюжета, композиции и идеи всех рассказов И.С. Тургенева. Однако в рассказе " Бирюк" образ русской природы производит особенное воздействие на читателя: на протяжение всего повествования не прекращается дождь, то переходя в сильный ливень, то обманчиво заканчиваясь и вновь начинаясь. Огромная лиловая туча, длинные серые несущиеся облака, тревожно лепечущие ракиты, запах пыли на дороге, душный жар вечера - эта картина готовящейся грозы быстро сменяется самой грозой в лесу с пронзающим светом белой молний, забушевавшими вековыми деревьями, дождём, льющимся ручьями, размытой дорогой, на которой скользит, спотыкается и вязнет лошадь.
Избушка лесника посреди этого светопреставления трижды освещается белой молнией, что пугает и барина, и лошадь, но только не Бирюка, который, как могучее дерево, принимает на себя благотворный ливень. Но пока герои в избе пытаются переждать непогоду, дождь не прекращается. Не прекращается он и в момент поимки вора уже ночью , когда барин сопровождает  Бирюка к месту воровства по мокрому папоротнику и крапиве, и во время разборок с мужичонкой в избе; под дождь Бирюк выталкивает мужика из своей избы, под дождь барин уезжает.
Лес, овраг Кобылий Верх, дорога в лесу - это хорошо знакомые И.С.Тургеневу родные ему места Орловской губернии средней полосы России, хоженые-перехоженные во время охоты, встреч со своими крестьянами и соседями-помещиками. Русская природа - стихия жизни русских людей 19-го столетия: и дворян, и крестьян. Помещики не могут жить без охоты, которую дают им леса. Русскому писателю природа даёт возможность встречи с крестьянами, общения с ними, что приведёт к созданию рассказов, открывающих глаза крепостникам на их народ,  даёт понимание неразрывной связи человека и природы и благотворного влияния природы на человека. Русская природа, как среда обитания крепостных крестьян и поместных дворян, стала источником поэзии И.С.Тургенева, дала ему здоровье, силы для творческого труда, открыла ему смысл жизни. Автор наполнил рассказ " Бирюк" звуками, без которых природа была бы мертва: ветер гудит в вышине, шумят деревья, стучит дождь по листьям, по крыше избы, струи ливня скользят по стёклам. Кобыла фыркает и похрапывает, шлёпает ногами по грязи, дружно лают щенки во дворе у лесника, кузнечик кричит в углу избы, стучат колёса мужицкой телеги. Читатель погружается и в мир лесных запахов: запаха влажной земли, грязи; запаха дубов, ракит, лип, орешника, омытых ливнем; запаха трав, мокрого подорожника и крапивы. Душный, спёртый запах избы лесника, запах лошади и собаки, запах мужицкого пота во время наблюдаемой автором битвы в лесу - всё это позволяет нам войти в описываемую  обстановку и ощутить её обострившимися, благодаря мастерству писателя, чувствами.
Итак, попробуем обобщить сказанное: автор рассказа " Бирюк" избирает образ непогоды - грозы, молнии, ливня - на протяжении всего повествования, думается, не только с тем, чтобы выгодно высветить лучшие качества в леснике, не боящегося разбушевавшейся стихии, Налицо очистительная силы грозы, которая освещает, омывает, воспитывает, даёт урок, для каждого героя рассказа свой, после грозы всем легче дышать. Бирюк прощает вора, вор и барин воочию убеждаются в нравственной силе и душевной красоте Фомы Кузьмича, автор рад успешной развязке инцидента, знакомству с правдой крестьянской жизни и возможности поведать о ней русскому дворянству.

6.Образ дороги.

Образ дороги - это любимый образ русского писателя, от А.Н.Радищева " Путешествие из Петербурга в Москву" до нынешних авторов, ставший традиционным в русской литературе. Лирическое отступление о спасительной силе дороги находим мы в поэме Н.В.Гоголя " Мёртвые души"; пожалуй, нет ни одного произведения А.С. Пушкина, где бы ни присутствовала в том или ином виде тема путешествия героя или автора по дорогам судьбы; один выходил на русскую дорогу жизни М.Ю.Лермонтов; бредут крестьяне по Руси у Н.А.Некрасова в поисках правды. Эта традиция продолжилась и в творчестве советских писателей: " Я в эту бросился дорогу. Я знал: она поможет мне" ( А.Т.Твардовский ). Дороги эмиграции, дороги войны, дороги строительства - приводить примеры на эту тему можно бесконечно.
Образ дороги - неотъемлемая составляющая всех произведений И.С.Тургенева. Русский барин едет на охоту и с охоты, посещает соседей-помещиков, путешествует за границу, возвращается на родину. В рассказе " Бирюк" дорога изображена и в прямом, и в переносном смысле как дорога жизни каждого из героев: Бирюка, его жены, детей, мужичка-вора и всех безымянных крестьян; дорога жизни господ и, в частности, автора; дорога как писательский труд, приводящий к читателю. Это дороги судьбы России середины 19-го столетия. В прямом смысле это "расхлябанные" в дождь "колеи" (А.Блок), ведущие в леса и из леса, мимо полей, крестьянских изб. В переносном - это дороги, приведшие лучших из дворян к своему народу, осознанию его духовной красоты и, следовательно, пониманию насущной необходимости отмены крепостного гнёта. Таким образом и рассказ "Бирюк" силой своего художественного протеста против помещичьего произвола способствовал приближению долгожданной реформы.

7.Язык рассказа И.С.Тургенева "Бирюк", его народность.

Живым русским языком читатель имеет возможность наслаждаться, не только слушая речи крестьян в этом рассказе; старается, по применению народных слов и выражений, быть близким к своим крестьянам и барин-охотник, и видно, что ему доставляет удовольствие пользоваться крестьянским языком. Необходимо напомнить, что дворянский класс России, в своей среде, изъяснялся устно и письменно в основном на французском языке, но к разговорному русскому языку помещик-крепостник всё же вынужден был прибегать по необходимости. Писатель Тургенев, признавшийся в своей глубокой любви к родному языку и языкотворцу - крепостному крестьянину ( стихотворение в прозе " Русский язык" ), был счастлив погрузиться в эту языковую стихию, давшую ему в дальнейшем такую " поддержку и опору" " во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах родины".
Вот каким дошёл до нас наш язык, сохранивший в рассказе " Бирюк" свою первозданную прелесть:
1.Русский неграмотный человек использовал в речи форму творительного падежа, называя своё имя в односоставном непределённо-личном предложении без подлежащих : " Меня зовут Фомой", - так представляется барину лесник. " Улитой,"- ещё короче отвечает дочка Бирюка на тот же вопрос об имени. (Сейчас бы мы сказали: " Меня зовут Фома, меня зовут Улита".)
2. В рассказе достаточно представлены фразеологические обороты, присущие речи крестьян: " Нагрянет, как снег на голову", "мастер своего дела", "боялись, как огня", " добрые люди сжить со свету собирались", " даром господский хлеб есть не приходится", " мы его духом поймаем", "эдак я, пожалуй, прозеваю его", "круто приходится", "погибели на тебя нету", " никому спуску не даёшь".
3. Характерно для того времени использование в народной речи союза "что" вместо союза "как": " Пойду посмотрю, что ваша лошадь," - говорит барину Бирюк.
4. В пассивный запас языка ушли такие слова, редко используемые в наши дни, но задействованные в рассказе, как: узда, кликал, дрожки, плетень, калитка, тулуп, лавка, замашная ( " ловкая для взмаха" В.Даль) рубашка, полати, лучина, светильня, люлька, рожок ( приспособление из бересты для кормления младенца), вязанка хвороста, избушка, нахлобучил шапку, кушак.
5. Устная речь крепостных крестьян изобиловала словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и Тургенев, с большой любовью опираясь на них, зафиксировал эти формы в своём творчестве, как исконно русскую привычку к ласковой речи: дрожки, дождик, ночка, избушка, звёздочки, топорик, чуланчик, лошадёнка и др.
Мастерство Тургенева - прекрасного русского писателя, сказалось и в отборе и применении им ярких точных эпитетов, сравнений , метафор, созданных с помощью богатого родного языка: " пыльная дорога", " усталая собака", " огромная лиловая туча", " длинные серые облака", " душный жар", " влажный холод", " сухой ручей", " густые кусты", " твёрдые корни", " столетние дубы", "продольные рытвины", крупные капли" и т.д.- примеры эпитетов. " Собака, словно привязанная, не отставала", "Фигура словно выросла из земли", " Дрожки колыхались, как в море челнок", " Лесник покачивался, словно привидение" - сравнения. Метафоры: " гроза надвигалась, туча поднималась, облака неслись, ракиты тревожно лепетали, дорога вилась, дрожки прыгали, ветер загудел, капли дождя зашлёпали по листьям".

Послесловие.
------------

Напомню, что рассказ " Бирюк" был создан автором в 1848 году. Это год французской революции, чьи вибрации докатились до России, возбудив в лучших умах того времени желание содействовать прогрессивным реформам. Народный язык рассказов "Записки охотника", образы русских крестьян, с большой любовью выписанные автором, способствовали в русском обществе росту антикрепостнических настроений. Несмотря на то, что прошло уже более 160 лет с тех пор, язык рассказов И.С.Тургенева не устарел, напротив остался ярким примером живучести, мобильности, сочности , свежести, глубины и красоты родного русского слова.      

2002-2010 г.г.