Семь великих заблуждений

Виктор Кротов
Индийский философ Ауробиндо Гхош считал, что процесс познания у человека начинается с постижения семи великих заблуждений, семи типов незнания.

Первое великое заблуждение – это ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НЕЗНАНИЕ, обыденное восприятие предметов и явлений как чисто материальных, вещественных, физических. Это привычка к опоре лишь на телесные ощущения и на житейский рассудок. Это готовность посчитать иллюзией все, что выходит за пределы обычности. Готовность объявить шарлатанством любые способности, превышающие наше понимание.

Второе великое заблуждение – это СТРУКТУРНОЕ НЕЗНАНИЕ, восприятие структуры человеческого существа как совокупности тела, чувства и разума, вне духовной сущности человека и мира. Это стремление выводить представления об истине, добре и справедливости исключительно снизу, как результат борьбы за выживание. Стремление расшифровать любую тайну и любое чудо, перевести их на язык плоского рационализма.

Третье великое заблуждение – это ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕЗНАНИЕ, восприятие лишь поверхностного слоя человеческой психики, без подсознания и сверхсознания. Это нарочитая глухота к голосу интуиции и нарочитая слепота к проблескам озарений, перерастающие постепенно в подлинную глухоту и слепоту. Это невнимание к снам. Это отождествление темных импульсов со своим характером и личностью. Это неумение заметить внутри себя злую зацепку снизу и светлую поддержку сверху.

Четвертое великое заблуждение – это ЭГОИСТИЧЕСКОЕ НЕЗНАНИЕ, представление о своем ограниченном “я”, вне связи с высшим началом жизни, как о “Я” подлинном. Это противопоставление себя другим людям – надменное или уничижительное. Это неверная оценка роли собственных усилий в общем рисунке сил, действующих во вселенной. Это неспособность ответить призыву или обратиться за помощью. Неспособность прикоснуться к светящемуся ядру собственной души.

Пятое великое заблуждение – это ВРЕМЕННОЕ НЕЗНАНИЕ, непонимание вечностной природы нашего бытия. Это пренебрежительное отношение к событиям прошлых дней, лет или столетий, отношение к прошлому как навсегда прошедшему. Это уверенность в прекращении всякого личностного бытия со смертью, невосприятие нашей связи с ушедшими. Невнимание к будущему в настоящем. Прикованность к мгновению – без созвучности его непреходящему смыслу.

Шестое великое заблуждение – это КОСМИЧЕСКОЕ НЕЗНАНИЕ, отсутствие представлений о высшем начале жизни как источнике всего существующего. Это приверженность к пестрым физическим моделям мира, сосредотачивающим внимание на механических подробностях его развития, или просто равнодушие к истокам жизни. Продиктованное внешним внушением или внутренним отчаянием отшатывание от естественного стремления к духовному свету. Отгораживание от истин, не вмещающихся в рамки рассудочных конструкций.

Седьмое великое заблуждение – это ПРАКТИЧЕСКОЕ НЕЗНАНИЕ, выражающееся в ошибочном поведении, которое вытекает из предыдущих форм незнания. Это неразборчивость в различении добра и зла. Это всякая человеческая слабость, усиленная отсутствием верной внутренней ориентации. Это неспособность оценить и использовать главные свои человеческие возможности, стать самим собой, прожить свою настоящую жизнь...


Это не семь великих приговоров, а семь великих возможностей. Ведь само наше представление о каждом из человеческих заблуждений – приоткрывает выход из него.


Присмотримся, прислушаемся, примерим свои представления к семи великим догадкам, о которых говорит нам индийский философ Ауробиндо Гхош...