Горький вкус Чернобыля

Ирина Макаренко
23 года… почти четверть века…
Я хочу вспомнить это время… я узнала о том, что что-то произошло, одной из первых… Муж по специальности был радиометрист и работал в отделе по измерению уровня радиоактивной загрязненности Киева. До сих пор помню, как он пришел домой.. разделся в коридоре, зашел в комнату (мы тогда жили в коммунальной квартире), закрыл окно и начал прибором измерять уровень радиации в комнате и на балконе… сына запретил выпускать на улицу.. Тогда в Киеве было очень жарко и люди гуляли с детками на улице, были лужи после, уже радиоактивного, дождя и детишки бултыхались в них, взрослые загорали на пляже у Днепра и Десны… Никто ничего не знал… первое сообщение было 28 апреля – через два дня…
Я знала что такое радиация не по наслышке – в техникуме нам читали целый курс… все что могла сделать – это я каждый день монотонно делала влажную уборку везде – и в общем коридоре, и на общей кухне... жили в коммунальной квартире... Соседи смотрели на меня, как на странную.. хотя я все рассказала и попросила увезти детей из Киева… Как сейчас помню, мой сосед – милиционер – очень резко высказался в мой адрес – сказал, что все нормально, а я сею панику… в нашем общем коридоре тогда росло 5 детей в возрасте до 4 лет…
Муж проехал на машине, измеряя уровень радиации, весь путь к свекрови.. она жила на границе Черкасской и Полтавской области – как нам повезло, в чистом месте… И через день отвез туда сына и всех детей наших многочисленных родственников… тогда никто не думал о том, что будет тяжело.. Мой свекр и свекровь – добрейшей души люди – приняли всех… Я помню в эти дни велогонку в Киеве… никто ее не отменил, хотя все все знали… я помню пустые улицы… без детей… было очень жуткое состояние… и все время всплывало в сознании почему-то слово война… я помню как мой вельветовый плащ заставлял разрываться от звука радиометрическую стойку в институте.. помню состояние мужа, когда он приехал из пустой Припяти, он был в числе ликвидаторов… Человек не мог говорить два дня… а потом первое, что сказал, что такое не пожелает увидеть другим даже в самом страшном сне… пустынный город, с брошенными вещами, детскими игрушками… Припять была эвакуирована 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие дни - население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Эти колоны движения людей… по безопасным путям, которые определялись с учётом уже полученных данных радиационной разведки. Несмотря на это, ни 26, ни 27 апреля жителей не предупредили о существующей опасности и не дали никаких рекомендаций о том, как следует себя вести, чтобы уменьшить влияние радиоактивного загрязнения. А в это время все иностранные средства массовой информации говорили об угрозе для жизни людей, а на экранах телевизоров демонстрировалась карта воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии… а у нас был праздник 1 Мая… праздничные демонстрации и гуляния…
и как было тяжело смотреть новости.. как будто вся страна – всеобщая безграмотность.. не знающая что такое радиация… и эти молодые ребята, убирающие мусор в районе реактора… Столько лет прошло, а тяжело все вспоминать... но с Чернобылем мы жили, живем и нам предстоит еще долгие годы жить с ним, с его последствиями... я вспомнила все, потому что уже многие мои знакомые, которые принимали участие в ликвидации аварии, ушли из жизни… те, которые тогда не думали о себе, а ликвидировали последствия… ценой своей жизни… светлая им память и низкий поклон…